Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 15 июл 10:04

В Сирии ветер перемен. В Донбассе мертвый штиль

В Сирии наметились перемены: Башар Асад остается, зоны перемирия и площадки для переговоров расширяются. Начнется ли новая «оттепель» в отношениях России и США, и если да, то почувствует ли это Донбасс?
Президент Франции Эммануэль Макрон отказался от требования отстранения президента Сирии Башара Асада, как непременного условия мирного урегулирования сирийского конфликта. Мы поменяли французскую доктрину в отношении Сирии. Наша принципиальная задача - искоренить террористические группы, какими бы они ни были», - сообщил Макрон после встречи с президентом США. Разворот курса, по мнению обозревателей, резкий, но предсказуемый.
Стоит напомнить, что политическое, а памятуя о судьбе других ближневосточных лидеров, может и не только политическое, будущее сирийского президента долгое время было камнем преткновения между западной коалицией и официальными Москвой и Дамаском. Предыдущая администрация Белого дома настаивала на немедленном отстранении Асада, что делало широкие переговоры невозможными в принципе. Дональд Трамп, судя по всему, видит задачи и интересы своей страны в регионе несколько иначе, и категоричности в вопросе не проявляет. В начале июля американские СМИ со ссылкой на источники в Белом доме и конгрессе сообщили, что Штаты согласны с сохранением у власти Асада. Как видим, теперь этой позиции придерживается и Париж.
Спокойной старости (и даже спокойного ближайшего будущего) это сирийскому президенту, конечно же, не гарантирует. Так или иначе, после установления мира, стране необходимо будет проводить избирательную кампанию, в которой Запад наверняка будет делать собственные ставки. Но это будет позже, а сейчас с повестки дня снято как минимум одно разногласие. И стороны всерьез обсуждают расширение диалога по урегулированию конфликта.
Благодаря определенной коммуникации и диалогу, мы смогли достичь режима прекращения огня. И это будет продолжаться некоторое время, и, откровенно говоря, мы работаем над вторым этапом прекращения огня в очень неспокойной части Сирии», - сообщил Дональд Трамп на совместной пресс-конференции с Эммануэлем Макроном.
Президенты Франции и Соединенных Штатов также предложили создать контактную группу, которая займется составлением дорожной карты по будущему Сирии после конфликта, куда должны войти постоянные члены СБ ООН, «заинтересованные участники из региона» и представитель президента Асада.
По мнению экспертов, «разворот» Франции – это не только следствие беседы Макрона с Трампом, но и результат недавнего разговора американского лидера с Владимиром Путиным.

В позициях Франции и США по Сирии произошел очень серьезный поворот, это во многом результат недавней встречи президента США Дональда Трампа и президента России Владимира Путина в Гамбурге. Французы в данном случае следуют в фарватере изменений американской политики", — считает востоковед, советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина.
Серьезность намерений американского лидера, по расчетам эксперта, покажут ближайшие месяцы. Пока же в России инициативу сдержанно приветствуют. «Предложение лидеров Франции и США может оказаться вполне дееспособным форматом для сотрудничества при двух важных условиях: что он не подрывает переговорные процессы в Женеве и Астане, и что все это всерьез», — отмечает глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев.
Стоит отметить, что продвижение сирийского вопроса – не единственный признак того, что о чем-то президенты сверхдержав все же договорились. В качестве намека на это, в частности, можно расценивать сообщение заместителя помощника президента США Себастьяна Горки о том, что американские власти рассматривают возможность возвращения России ее дипломатической собственности. По словам чиновника, Вашингтон хочет «дать шанс» взаимодействию и сотрудничеству с Москвой.
Стоит напомнить, что неприятное «наследство» в виде высылки из страны 35 российских дипломатов и ограничения доступа к жилым комплексам постпредства России в Нью-Йорке и российского посольства в Вашингтоне Трампу оставил его предшественник Барак Обама буквально перед уходом из Белого дома. Тогда в Москве решили не отвечать уходящей команде взаимными санкциями и дать новой администрации время на урегулирование ситуации. На днях в Кремле заявили, что это время истекло.

Ситуация беспрецедентная: и с точки зрения двухсторонних российско-американский отношений, и с точки зрения международного права. Поэтому, конечно, Россия не может долго с этим мириться, не оставив без взаимных мер. В то же время мы рассчитываем, что какая-то политическая воля будет продемонстрирована со стороны наших коллег в США, чтобы исправить допущенные нарушения международного права», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Многие политологи и аналитики давно утверждают, что развязки сирийского и украинского конфликтов взаимосвязаны и зависят от договоренностей участников геополитического противостояния, то есть России и США. А в них, как видим, появляется если не прогресс, то все же некие намеки на конструктив. Безусловно, говорить о примирении рано и наивно. Сам президент Трамп, выступающий драйвером смены курса, может поладить с президентом России на каком-то личном и дипломатическом уровне, и даже пообещать пригласить его в гости «когда наступит подходящий момент», но он говорит не об урегулировании отношений с Россией самих по себе, а о сделках, которые должны быть выгодны Америке.

Я видел и читал статью о том, что Трамп хочет снять санкции. Я заработал много денег. Я заключал отличные сделки. Вот что я делаю. Зачем мне снимать санкции без того, чтобы что-то получить взамен?», — прокомментировал Трамп очередной вопрос о санкциях по пути в Париж.
Скорее всего, в данном случае устами Трампа овучивается новая тактика Запада. Не стоит обольщаться и тешить себя иллюзиями, что разворот глобален. Попыткам ослабить внешне, расшатать изнутри и, в итоге, подчинить себе Россию не один десяток лет – эта стратегическая цель никогда не изменится. Просто агрессивная политика последних лет по изоляции России, обострению отношений по всем фронтам и вытеснения Москвы из привычных ареалов влияния оказалась неэффективной, и стала чревата рисками уже для интересов самого Запада. Значит, настало время смены подхода, для чего отлично подходит бизнесмен Трамп. Насколько выгодными его сделки будут для США и России пока не ясно. Но некий просвет конструктивизма, который забрезжил в Сирии, дает надежду и Донбассу.
Как отмечают аналитики, контуров украинской части сделки пока не просматривается. Скорее, стороны только готовят позиции и активы к переговорам. Так, тот же Макрон недавно представил собственный план урегулирования, который помимо перечисления пунктов «минских соглашений» включает в себя «компромиссные пункты» как отказ России от признания документов ЛДНР, в обмен на что Киев должен организовать выдачу своих паспортов и отказаться от блокады. Предложение для России очевидно не слишком приемлемое, а вот для Киева, по сути, совершенно ни к чему не обязывающее. И то и другое по смыслу укладывается в киевскую трактовку «минска», который, впрочем, сама Украина третий год успешно игнорирует.
И если Макрон еще способен имитировать искреннее непонимание ситуации, то французский дипломатический корпус, давно участвующий в «нормандском» и «минском» формате не может не видеть, что новые предложения из Парижа по Донбассу – это далеко не компромисс, и ни к какому урегулированию по сути не ведут. Так что если для Сирии Эммануэль Макрон выступает своеобразным индикатором западной лояльности Асаду, то в отношении Донбасса пока позиции ЕС напротив, несколько радикализированы. Возможно, в рамках предстоящего торга, а возможно, из-за отсутствия даже перспективы «оттепели» на этом направлении. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции