Читать
Закрыть
От редакции - 14 янв 08:41  Версия для печати

Состоится ли «православный триумвират» Москва-Варшава-Белград?

Состоится ли «православный триумвират» Москва-Варшава-Белград?

Православная Церковь Польши оказалась одним из самых жёстких противников предоставления томоса о создании новой православной церкви на Украине. Однако в целом в этой католической стране продолжают поддерживать любые антироссийские действия

Если начавшийся в эти дни «томос-тур» Петра Порошенко практически не замечен польскими СМИ, то события 5-6 января в Стамбуле (подписание и передача Константинопольским патриархом Варфоломеем томоса о создании «Священной церкви Украины») и 7 января в Киеве (паломничество к томосу, выставленному в храме Святой Софии) были одними из главных новостей телеканалов, сайтов и газет Польши. Стоит отметить, что независимо от их политических предпочтений (скажем, государственное телевидение TVP поддерживает власть и консервативные ценности, а самый популярный частный новостной телеканал TVN24 — оппозицию и либеральные взгляды), освещение происходящего было однозначным: это «последнее прощай» России, теперь и в церковной области.

При этом польские журналисты ничтоже сумняшеся называли томос документом о «предоставлении автокефалии» и не вдавались в его анализ — ни одно СМИ не сравнило ограниченные права ПЦУ/СЦУ, предоставленные Константинополем, с полномочиями Украинской православной церкви, которыми она владеет согласно томосу об автономии от 1990 года. С другой стороны, происходящий на Украине процесс называли корректно — раскол и создание новой церкви, при этом подчёркивали политическую подоплёку происходящего и активную роль в нём Петра Порошенко.

Причём если для провластных СМИ Польши отсутствие критики в адрес использования религии в политических целях объяснимо — правящая партия «Право и Справедливость» (ПиС) и её лидер Ярослав Качиньский откровенно пользуются поддержкой католической церкви, то позиция либеральных медиа была откровенно непоследовательной. Тот же TVN24 или Gazeta wyborcza постоянно критикуют правых политиков за слишком тесное сотрудничество с костёлом, а основателя католических Radio Maryja и телеканала Trwam отца Тадеуша Рыдзыка и вовсе обвиняют в коррупционных связях с Качиньским. Однако участие Порошенко в чисто церковных мероприятиях и де-факто руководство новой церковью со стороны властей Украины у польских либералов предостережений не вызвало.

Зато под огнём критики оказался Митрополит Варшавский и всея Польши Савва, который 6 января в интервью польскому изданию Polityka (кстати, тоже весьма либеральному) объяснил, что не признает главу новой украинской церкви Епифания Думенко, поскольку считает того… светским человеком. «В свете канонического права он не священник. Он не рукоположен в канонической церкви», — пояснил митрополит Варшавский. По словам Митрополита Саввы, ситуация может измениться, если «раскольники вернутся в лоно православной церкви», от которой откололись.

Кроме того, предстоятель Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) сказал, что опасается ухудшения религиозной обстановки в самой Польше. «Не исключено, что в Польше, где проживает более миллиона украинцев, появится группа верующих, для которых Филарет попытается здесь организовать свои приходы. Недавно я слышал, что «Правый сектор»* уже изучал возможности визита Епифания в Польшу. Нас ждет хаос», — предупреждает митрополит. Савва подчеркнул, что украинская власть «должна сначала объединить страну, положить конец войне, а только потом заниматься церковными делами».

Стоит отметить, что ПАПЦ насчитывает более 500 тысяч прихожан, большинство из которых — этнические белорусы, русские и поляки. Граждане Польши украинского происхождения в основном являются прихожанами Украинской Греко-Католической церкви.

Слова главы ПАПЦ вызвали настоящую истерику у местных либералов. Скажем, директор телеканала Belsat Агнешка Ромашевская написала в своём Твитере: «Крайне пророссийская позиция иерархов ПАПЦ относительно автокефалии Церкви на Украине, ставит в фатальное положение польских граждан православной веры. Верующим остаётся только помнить, что над всем этим — Бог».

Журналист и эксперт по вопросам православия Дариуш Плохоцки отметил, что возросшая медиа-активность Митрополита Варшавского и всей Польши «не радует». По его словам, благодаря Савве создан «православный триумвират Варшава-Москва-Белград». «Хотя другие Церкви также скептически относятся к тому, что происходит вокруг томоса для Украины, но в то же время они далеки от того, чтобы «выходить из строя», как Митрополит Савва», — высказал Плохоцкий своё недовольство действиями предстоятеля ПАПЦ.

А вот записные русофобы Польши не скрывают своей радости от предоставления томоса, и прямо намекают на желательное продолжение процесса. К примеру, заместитель директора Польско-Российского центра диалога и согласия Лукаш Адамский (которому запрещён въезд в РФ) написал 8 января: «Глава Украинской Греко-Католической Церкви предлагает Православной Церкви на Украине объединение. Это очень интересное предложение, выгодное для христианства в Украине. Интересно, что скажет Епифаний… Я не думаю, что митрополит Шевчук планирует нарушить единство со Святым Престолом, то есть речь идёт об «неоунии», просто другими словами. Держим кулаки!» Кстати, пана Адамского, который также является членом совета Польско-Украинского Форума партнёрства, называют одним из будущих ключевых сотрудников нового посла Польши на Украине, ныне замглавы МИД Бартоша Цихоцкого.

На фоне этого слаженного польского хора сложно услышать голоса, призывающие к здравомыслию, но они есть. Скажем, руководитель Польского геополитического общества Лешек Сыкульский считает, что радующиеся предоставлению томоса мыслят близоруко. «Это еще один фронт противостояния на Украине, который, вероятно, затронет и Польшу», — считает доктор Сыкульский. Ранее он неоднократно заявлял, что следствием создания новой православной церкви на Украине будет углубление внутреннего кризиса и окончательное отрезание Крыма и Донбасса. Хотя, учитывая электоральную карту Украины, это может быть для киевских властей не потенциальной угрозой, а как раз желаемым сценарием развития событий.

Безусловно, в чисто церковном аспекте Польша не будет самым влиятельным внешнем игроком на Украине. Однако в случае реальной дезинтеграции этого государства именно Польская Автокефальная Православная Церковь может претендовать на часть «православного наследства» Киева — просто в Варшаве пока об этом не говорят, в отличие от Бухареста (Румынская Православная Церковь активно работает не только в Молдавии, но и в Черновицкой, Одесской и даже Закарпатской областях). Возможно, именно этим объясняется жёсткая позиция Митрополита Саввы в вопросе томоса, которая действительно ставит его в один ряд с Патриархом Московским Кириллом и Патриархом Сербским Иринеем.

*Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ

Олег Хавич, Украина.РУ
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции