Читать
Закрыть
От редакции - 12 фев 08:13  Версия для печати

"Нормандский саммит" срывается. Как ДНР и ЛНР войдут в состав России

"Нормандский саммит" срывается. Как ДНР и ЛНР войдут в состав России

В МИД России заявили об угрозе срыва очередного "нормандского саммита". По словам замглавы ведомства Андрея Руденко, его проведение ставят под вопрос заявления Киева и степень выполнения им "парижского пакета" договорённостей по урегулированию украинского кризиса.

Если намеченная на апрель встреча в Берлине не состоится, то грядёт новая "заморозка" — до очередной смены власти на Украине. Либо последуют радикальные шаги, способные наконец разорвать этот замкнутый круг. Но с чьей стороны?

Странно, что кто-то ожидает от Киева выполнения взятых на себя обязательств. А обещанного было много: завершить наконец обмен удерживаемыми лицами по схеме "всех на всех", развести силы на трёх новых участках линии соприкосновения, провести политические реформы — закрепить в украинском законодательстве "формулу Штайнмайера", согласовав все правовые аспекты особого статуса Донбасса, обеспечив его действие на постоянной основе.

Прошло больше двух месяцев — половина срока, отведённого на выполнение Украиной "домашнего задания". Что мы имеем? Ничего, кроме очередного этапа обмена пленными. Подчеркну — очередного, ибо до завершения процесса ещё очень и очень далеко. Киев явно не собирается выкладывать все козыри, к тому же оставляет возможность постоянного пополнения "обменного фонда", включая в него людей, не имеющих отношения к Донбассу. К тому же украинская сторона отказывается провести процедуру "процессуального очищения" передаваемых лиц, что лишает такой обмен особого смысла и ставит под вопрос его целесообразность.

Видимо, обмен — это единственное, на что оказался способен новый президент. Для этого и не надо много "ума", вернее — рычагов управления. А вот для выполнения более серьёзных обязательств рычагов явно не хватает.

Ни о какой реализации "формулы Штайнмайера", ни о каких изменениях в конституцию, прописанных в минских соглашениях, и речи не идёт. "Формулу", напомню, в Киеве с трудом согласовали со второй попытки, да и то с оговорками. Проект изменений в конституцию, как и закон об особом статусе, не имеет ничего общего с тем, что прописано в Минском протоколе. Да и с Донбассом, как того требует документ, разумеется, согласован не был. В республиках уже однозначно заявили, что не примут имитации реформ, проводимых Зеленским.

Кроме того, заявления, которые регулярно звучат из Киева, причём далеко не только от маргиналов типа Яроша и Билецкого, но и из уст серьёзных политиков, дают понять, что украинская сторона по-прежнему готова выполнять "Минск" только так, как она это видит. В этом плане со времён Порошенко не изменилось абсолютно ничего — разве что дискуссий по теме стало побольше.

А что там с разведением войск? Никаких новых участков так и не согласовано. Кстати, в республиках предлагали Киеву осуществить развод по всей линии разграничения, что было бы логично. Но Киев категорически отказался. Почему? Вот глава российского МИД считает, что по указанию американцев. Но если в Киеве без приказа из Вашингтона ни одно решение не принимается, есть ли смысл с ними вообще о чём-то говорить?

Кроме того, никакого особого прогресса на участках, где разведение было осуществлено, не видно. Сразу после отвода ВСУ сообщалось, что туда пришли представители т.н. "нацбатов". И, конечно же, не прекращаются постоянные обстрелы. Более того, ополченцы и местные жители рассказывают, что они только усилились, что подобного не было года три-четыре.

Вот вам и "президент мира", и "домашнее задание" к "нормандской встрече"…

На днях глава ЛНР Леонид Пасечник прямо обвинил президента Украины в гибели четверых ополченцев в результате обстрела населённого пункта Золотое-5. По его словам, именно на Зеленском как на верховном главнокомандующем ВСУ лежит вся ответственность.

Так с чем мы подходим к запланированной уже на апрель встрече "четвёрки"?

"Без реального прогресса в выполнении "парижского пакета", в первую очередь его политических аспектов, говорить о точных сроках проведения нового саммита "нормандского формата" пока не приходится", — заявляет Руденко.

Мне кажется, это уже не попытка как-то подстегнуть киевские власти — судя по всему, в Москве уже полностью осознают, что это бесполезно. Заявление замминистра – это констатация факта. За ней могут последовать оргвыводы.

Какие? Как минимум это отказ от участия в очередной, совершенно бессмысленной встрече четвёрки. Далее могут последовать и более серьёзные шаги.

Хочу напомнить, что в январе глава ДНР Денис Пушилин поставил задачу к 2022 году довести уровень зарплат и пенсий в республике до показателей Ростовской области. Деньги там давно российские, товары тоже (кстати, всё благодаря устроенной Киевом блокаде), продолжается паспортизация, синхронизация законодательств. Ещё пара лет, и можно будет просто снять границу, и никто не заметит, что Донбасс превратился в часть России. Не понадобится даже периода адаптации, как с Крымом, в котором на момент присоединения жили люди с украинскими паспортами, действовали украинские законы и ходили украинские деньги.

Это не угроза, просто в Киеве должны это понимать. Хотя у меня иногда создаётся впечатление, что они намеренно к этому подталкивают, иначе как ещё объяснить просто неистовые попытки Украины как можно сильнее отгородиться от Донбасса?

Вопрос в том, когда это наконец поймут в Европе? Конечно, признать право Донбасса на самоопределение там пока не готовы, ведь это будет признанием ошибки при участии в организации госпереворота в Киеве в 2014-м, а также в поддержке все последующие годы украинской агрессии.

Но разочарование и даже раздражение Киевом там уже едва скрывают. Недавно депутат Верховной рады Олег Волошин предупреждал, что во Франции растёт недовольство украинским президентом из-за паузы после "нормандского саммита". По его словам, в Париже считают, что вклад Эмманюэля Макрона в организацию встречи оказался напрасным.

И это тревожный для Киева сигнал. Макрон примеряет лавры будущего "вожака" Европы, и глупо было бы его разочаровывать, в то время как Меркель уже уходит в историю, а перспективы нового канцлера ФРГ после отказа от борьбы за этот пост её преемницы всё более туманны. А в ноябре ещё выборы президента США, после которых может начаться новый этап в использовании "украинской карты" в российско-американских отношениях.

Интересно, что заявление Руденко звучит в дни пятилетия минских соглашений. Пять лет — срок серьёзный для подобного документа. Достаточно серьёзный, чтобы констатировать его провал и начинать искать новые пути выхода из конфликта.

Дмитрий Родионов, L!FE
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости