Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 25 апр 12:49  Версия для печати

Европейские выборы: Австрию пишем, Сербия в уме

Европейские выборы: Австрию пишем, Сербия в уме

Вчера в двух странах Европы прошли выборы, результаты которых потенциально могут повлиять на политику Старого Света ближайших лет. Неоднозначный выбор австрийцев и формальная победа действующей власти с укреплением позиций евроскептиков в Сербии могут стать сигналом назревших перемен на континенте. В том числе, по отношению к России и Украине.

24 апреля граждане Австрии и Сербии имели возможность демократическим путем оценить и откорректировать политику своих государств. Австрийцы выбирали президента, сербы – парламент, который по национальному законодательству обязан вскоре сформировать правительство.

Австрия – шаг вправо
По предварительным результатам президентской гонки, победу в первом туре одержал представитель правой «Австрийской партии свободы» Норберт Хофер. Он набрал около 36% голосов. Победа не разгромная, и окончательно имя нового президента установит только второй тур в конце мая, но все равно ошеломительная - отрыв от ближайшего соперника составляет около 15%.
Европейские выборы: Австрию пишем, Сербия в уме

Второе место занимает самовыдвиженец, в прошлом лидер Партии зеленых, Александр Ван дер Беллен. Как отмечают местные обозреватели, «изюминка» прошедших выборов – в поражении двух наиболее рейтинговых партий прошлых лет Социал-демократической и Народной. Фактически, вчера впервые со времен Второй мировой войны кандидатам от этих политических сил не удалось получить поддержку избирателей – даже суммарно социал-демократы и народники набрали около 20% голосов. Некоторые эксперты предполагают, что одним из факторов поражения правящих партий стала усталость австрийцев от экономических проблем и миграционного кризиса ЕС. Именно против «политики открытых дверей» последовательно выступает «Австрийская партия свободы» и Хофер. Сам победивший кандидат неоднократно заявлял, что австрийцам в условиях нашествия мигрантов на Европу просто необходимо вооружаться во имя собственной безопасности. Как видим негостеприимная, и не особо толерантная риторика сделала свое дело. Впрочем, если Хофер и не станет президентом, усиление позиций националистов очевидно. По мнению экспертов, именно национальная основа политики «свободовцев» может стать препятствием на пути их кандидата в президентское кресло. Но и приход туда более либерального Ван дер Беллена не сможет не отразиться на политике страны.

Как уже отметили журналисты и аналитики, оба кандидата-победителя выступают против антироссийских санкций и настаивают на необходимости срочной нормализации экономических и политических связей между ЕС, в том числе и Австрией, и Россией.

Норберт Хофер в одном из интервью открыто заявлял, что Крым должен был стать российским сразу после распада СССР, а что касается прошедшего там референдума, то его недостаток – в нехватке международных наблюдателей, но результат однозначен. Более того, по его мнению, аналогичный референдум, только с соблюдением всех стандартов, стоило бы провести и в Донбассе.


Его оппонент Александр Ван дер Беллен также выступает за отмену санкций и привлечение России к решению международных задач, в том числе и нашего конфликта, который без России, по мнению политика, не решится. Кроме того, Ван дер Беллен считает необходимым усилить работу ОБСЕ, в чем с удовольствием поучаствует в случае избрания президентом. Кстати, штаб-квартира организации находится в Вене и в будущем году председателем ОБСЕ будет именно Австрия.

Хотя некоторые обозреватели и называют пост президента в Австрии представительским, согласно действующему законодательству, он является главнокомандующим армии, а также имеет право назначать федерального канцлера страны и, по представлению последнего, членов правительства. Как видим, сражаться за этот не такой уж и номинальный пост во втором туре будут два если не пророссийских в прямом смысле, то уж точно весьма лояльных к РФ кандидата.

Сербия – коалиция победила, но неоднозначно
В Сербии в воскресенье, 24 апреля, прошли очередные внеочередные парламентские выборы. Каламбур с названием оправдан – из 11 состоявшихся выборов в Народную Скупщину, 8 были внеочередными. На этот раз выборы понадобились властям во избежание политического кризиса в связи с евроинтеграционными планами правительства.
Европейские выборы: Австрию пишем, Сербия в уме

Как заявил в марте сам премьер Александр Вучич, досрочные парламентские выборы станут «референдумом, который покажет, хочет ли Сербия в 2020 году быть современной европейской страной». По его словам, эта инициатива призвана дать отпор противникам своего политического курса, который попал под критику за сближение с Евросоюзом и НАТО, а также за уступки в ходе процесса нормализации отношений с албанскими властями Косово.
Расчет Александра Вучича оказался верным. Подсчет голосов пока продолжается, но уже можно уверенно говорить о победе правящей коалиции, сформированной вокруг «Сербской прогрессивной партии» премьера. Она получила около 50%. К этому можно смело прибавлять 11% «Социалистической партии Сербии, Единая Сербия» во главе с первым вице-премьером, главой МИД Ивицей Дачичем. Что говорит о сохранении позиций умеренных евроинтеграторов.

Традиционно сильные пророссийские и евроскептические настроения в стране в этот раз не смогли значительно изменить политику страны, но ввели в Скупщину потенциальных оппозиционеров. Впервые в современной истории Сербии в парламент прошла «Сербская радикальная партия» во главе с Воиславом Шешелем, которая набрала 8%. Партия выступает категорически против евроинтеграции Сербии и сотрудничества с НАТО. Кроме радикалов из потенциальных оппозиционеров в парламент прошли «Демократическая партия», коалиция «Достаточно было – Саша Радулович», коалиция «Либерал-демократов и социал-демократов», а также партия «Двери». У этих политических сил – немногим более 5% голосов.

Как отмечал накануне выборов старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров: «Шешель по сути стал единственным высокопоставленным сербским обвиняемым, которому удалось победить в противостоянии с трибуналом, и это само по себе дало радикальной партии несколько процентов». При этом, по мнению эксперта, в случае попадания в Скупщину других представителей евроскептиков, «власть будет вынуждена считаться с оппозицией, что позволит им удерживать политику Сербии от откровенного разворота в сторону ЕС и НАТО».

Стоит отметить, что в отличие от украинских коллег, сербские власти строят отношения с ЕС и НАТО достаточно осторожно. Александр Вучич неоднократно заявлял, что является сторонником полного нейтралитета Сербии. Для страны, по мнению премьера, важно сохранить хорошие отношения с Москвой, но и от перспективы вступления в Евросоюз отказываться не стоит.


Именно Вучич как официальное лицо Белграда регулярно заявляет о неприемлемости для страны введения антироссийских санкций. Также любопытным в оценке проевропейского правительства Вучича может оказаться тот факт, что до 2008 года нынешние президент и премьер Сербии были номерами 2 и 3 в «Сербской радикальной партии» Шешеля. Что касается еще одного бенефициара парламентских выборов Ивицы Дачича, то он политическую карьеру начинал как пресс-секретарь покойного Слободана Милошевича. Насколько непримиримо разошлись бывшие однопартийцы будет ясно уже по первым шагам нового парламента. Появление в Скупщине фракции радикалов и других оппозиционеров в любом случае отразится на векторе и темпах развития страны. Как видим, и спустя 20 лет политики Балкан продолжают переосмысливать югославскую трагедию с точки зрения борьбы Запада и Востока. Благо, что уже без оружия в руках.

В целом проходившие одновременно такие разные выборы оставляют ощущение недосказанности. С одной стороны, победа еврооптимистов в Сербии более чем убедительна, что говорит о том, что страна продолжит интеграционные тренды прошлых лет, с другой - в Австрии, одном из столпов ЕС, скептицизм начинает брать верх. Похоже, объединенная Европа становится все менее монолитной на фоне проблем в экономике и внутренней политике, и объединяющим началом на национальном уровне, но разъединяющим ЕС, имеют шанс стать местные радикалы, как это не печально для глобалистов.

По сути, противостояние наднационального и традиционного общества, отголосок которого мы видим и в войне на Донбассе, только набирает обороты, в том числе и в странах Запада. Простых и быстрых решений ждать, увы, не приходится. Бзежинский сравнивал геополитику с большой шахматной доской, и игра в «чапаева» на ней точно неуместна.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции