Знать
Закрыть
07 авг 22:00  Версия для печати

«И вновь поднимется Донбасс!»

«И вновь поднимется Донбасс!»


Мать четверых детей. Тяжелая болезнь мужа в 2011-м сделала ее вдовой, а война в 2014-м лишила ее дома в Марьинке и всего того, что годами наживалось тяжелым трудом. Она начала новую жизнь в Донецке, имея единственный, но самый важный клад ‒ своих детей. Она выжила и теперь помогает тем, кто находится в беде. Зовут ее Ирина Ризакова, и сегодня разговор пойдет о ее семье.

-Ирина, на нашу встречу вы пришли с тремя детьми…

-Старшая дочь сейчас в России. Ранее она жила в Угледаре и подвергалась прессингу со стороны карательного батальона «Айдар». Вояки продержали ее сутки, после чего доченьке чудом удалось бежать, зимой, по полям, забрав мужа с ребенком. Со мной сейчас Танюшка, которой четырнадцать лет, двенадцатилетняя Ульяна и десятилетний Богданчик.

-Вы жили в Марьинке. Когда и при каких обстоятельствах покинули город?

-Первый раз Марьинку бомбили 12 июля 2014 года, в День Петра и Павла. Тогда мирные жители шли в храм и ничто не предвещало беды. Но после обеда в небе появились самолеты, начали сбрасывать снаряды. Люди стали кричать, не знали, что делать. Мы с детьми были дома, прятались в подвале. Второй раз, 24 июля, артобстрел Марьинки начался ночью, в 0:40. Дочь увидела в небе самолеты, пускающие «салюты». И тогда я с детьми и сестрой решила бежать пешком до Трудовских. С собой взяли некоторые документы, и все.

-Вы бежали под открытым небом и в любой момент могли погибнуть…

-Говорят, что не боится только дурак. У меня большой опыт работы сиделкой. И, прежде чем пойти на ту работу, я проходила курсы поведения в экстремальных ситуациях. И мы спокойно, не показывая свой страх детям, выдвинулись в дорогу. Бежали ночью в дождь, но не чувствовали ни сырости, ни холода. Мои крохи плакали, но знали, что так нужно. Богдан до сих пор не спит ночами, если услышит какой-то звук, начинает кричать.

-А Ульяна начала писать стихи. Тогда ей было десять, и тот роковой случай вдохновил ее на первое произведение «Крик души»:

Мы все за мир, но погибают дети.
Помогите! Изранена моя земля,
страна.
Молюсь за близких я.
Эй, Киев, Запад, Украина,
Хотите нас загнать в могилу?
Уйдите прочь, оставьте нас,
И вновь поднимется Донбасс!

-Очень трогательно, как-то совсем не по-детски. Скажите, а вам известна судьба вашего дома?

-Он, к сожалению, полностью разрушен.

-Прибежав на Трудовские, куда подались?

-Стучали во все окна, где горел свет. Одна женщина нас приютила, а на утро я пошла просить жилье в Донецке. И нам выделили комнату в общежитии. Затем мы переселились в маленькую комнатку общежития в Калининском районе, где живем по сей день. А в начале декабря 2014-го я пошла служить Родине, вплоть до 28 мая 2015 года.

-С кем все это время были дети?

-С моей сестрой Оксаной.

-С чего начинали новую жизнь, не имея ничего за душой?

-Очень много людей помогало. Сестра бросила клич в Интернете, и народ массово отреагировал. Даже как-то пришел мужчина, который выгреб все из собственного холодильника и принес нам. Помню, как из Мариуполя к нам приезжали 50 байкеров, привезли 20 килограммов груш, по мешку сахара и макарон. Я тогда спросила: «Как же вас зовут?» На что один из них ответил: «Меня звать не надо, я сам прихожу». Распахнул жакет, а там большими буквами написано: «Санта».

-13 июля в Донецком военно-историческом музее Великой Отечественной войны вы презентовали кованую работу, выполненную донецким кузнецом Владимиром Михалевым «Осколки в детских ладошках». Где брали «материалы» для такого изделия и что сподвигло на его создание?

-Собирать осколки от снарядов – это идея моей дочери Ульяны. В общежитии, где мы живем, она встретила маленькую девочку Кристинку, играющую во дворе в песочнице.

Я увидела, как девочка делает фигурки из осколков, – продолжает рассказ Ульяна. – Подошла к ней и привела в нашу комнату. Я не растерялась и подарила большую игрушку – пушистого зайца, которого мне преподнесли военные дяди. Взамен попросила у нее осколки. Когда Кристина разжала кулачок, на ее руке были оттиски от этих железяк. Я спросила, где эта кроха взяла осколки. Девчушка ответила: «Это память о моей бабушке. Она осталась в доме спать, а мы с мамой побежали в подвал». Чуть позже я узнала, что снаряд попал в их двор и бабушку убило. А мама с дочерью успели спрятаться в подвале.

Потом и Богданчик привел к нам мальчика Руслана. Мальчишка мне сказал: «Я из Авдеевки. Так давно не ел сладкого, а мне говорили, что вы можете угостить. Возьмите это», – и всучил мне в руку гильзу. У него были такие грустные глазенки… Я подарила Русланчику пакет с конфетами, и он засиял от счастья! В то время война лишила детей и этой, казалось бы, простой радости. А та гильза стала основой композиции – роза лежит на ней. Почему именно роза? Это символ Донецка, а роза из осколков – это горе, несчастье, ужас и невосполнимые утраты. «Осколками в детских ладошках» мы хотим достучаться до всего Евросоюза, украинской власти, чтобы они остановились.

Кузнец Виктор Михалев абсолютно безвозмездно сделал две композиции. Одну, маленькую, я оставила на память моим потомкам, вторую передала в музей, чтобы люди знали о геноциде, который устроила Украина.

-У вас здесь появились друзья, ангелы-хранители, которые всегда рядом.

-Да, это и поэтесса Елена Лонюк-Забайкальская, которая с мужем постоянно нам помогает, и депутат Народного Совета ДНР Виктор Неер. Елена вдохновила меня не ожидать окончания войны, а сейчас описать хронику минувших трагических событий. Ведь война подтолкнула меня к тому, что я стала писателем.

Эта Ирочкина идея мне очень понравилась и я настояла, чтобы она все написала сейчас, – рассказывает Елена Лонюк-Забайкальская. – Из действий целой группы людей – кузнеца Виктора Михалева, спонсоров, Ирины, сотрудников краеведческого музея – и получилась такая композиция. Мероприятие «Осколки в детских ладошках» много значит для поднятия патриотического духа и восстановления мира в Донбассе.

-Ирина, какая у вас мечта?

-Вырастить детей настоящими людьми. Я, как мама, мечтаю, чтобы они были достойными гражданами нашей Республики. А дети, в свою очередь, никогда бы не жалели о бесцельно прожитых годах. Надеюсь, что у меня появятся свой угол и стабильная работа. Со своей стороны я буду пытаться сделать все для осуществления желаний.

-Кем видите в будущем своих детей, в каком государстве они будут жить?

-В государстве, в котором нет войны. Танюшка пойдет в педучилище, она очень любит детей и хочет быть воспитателем. Ульяна – либо писателем, либо актрисой, еще не определилась. А Богданчик у нас тема отдельная. Он сам расскажет. (Улыбается.)

Мечтаю, чтобы был мир, – говорит мальчишка. – Сейчас хочу на фронт, встать на защиту Родины. Когда вырасту, буду, наверное, мэром города. А самое главное, чтобы у моей мамочки всегда было хорошее настроение, она была счастливой и здоровой.

-Однажды сын мне сказал, что, когда вырастет, купит для меня дом и кресло-качалку. А жена его будет доброй и ласковой, как мама, и будет так же вкусно готовить, – завершает нашу беседу Ирина.

«И вновь поднимется Донбасс!»


Источник

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »