Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 05 окт 16:30  Версия для печати

Экспортный потенциал Украины рискует накрыться «энергетическим тазом»

Экспортный потенциал Украины рискует накрыться «энергетическим тазом»

Украина «догнала и перегнала» Европу. По подсчетам экспертов, установленные украинской властью «европейские тарифы» на электроэнергию для предприятий уже превысили уровень оптовых цен в Восточной Европе.

С 1 октября Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) на 10% увеличила розничные тарифы энергоснабжающих компаний на электроэнергию. Стоит напомнить, что ранее правительство «оптимизировало» стоимость электроэнергии для населения в среднем на 25%, а еще раньше установило видимо «конкурентоспособные» цены на газ, уравняв стоимость топлива для бытовых потребителей и промышленных гигантов. Так что и нынешнее решение комиссии, очевидно, является логическим продолжением тарифной политики премьер-министра Владимира Гройсмана, который незадолго до того заявил, что «текущие цены на электроэнергию для промышленности неконкурентоспособны и подлежат оптимизации».

В результате, как подсчитал член НКРЭКУ и эксперт в сфере энергетики Андрей Герус, спотовая цена электроэнергии в Украине оказалась значительно выше, чем в соседних европейских странах.

Согласно приведенному экспертом на странице в Facebook сравнению, бизнес на подвластных Киеву территориях за 1 МВт должен платить 49,2 евро, в то время как в Польше этот показатель составляет 36 евро, в Словакии - 34, в Венгрии – 38,9, а в Румынии – 37.
Экспортный потенциал Украины рискует накрыться «энергетическим тазом»

«Розничные тарифы для небытовых потребителей выше, чем усредненные тарифы в некоторых европейских странах (Норвегия, Швеция, Дания). Выше, чем в Канаде, США, и на 10%-40% выше, чем в России, и на 20%-70% чем в Казахстане, - констатирует Герус, - А эти страны являются одними из основных конкурентов Украины на экспортных рынках металлургии, где электроэнергия составляет 10%-40% себестоимости продукции».

При этом, как и положено евроориентированному эксперту, господин Герус сетует на то, что в электроэнергетике власти пока не навели такую же справедливость, как в вопросах газоснабжения, и население пока платит меньше, чем промпредприятия. «После последнего повышения (+10%) тариф 2-го класса для небытовых потребителей стал в 1,83 раза выше, чем тариф для населения (1,97 грн. против 1,075 грн.). То есть происходит увеличение перекрестного субсидирования вопреки публичным декларациям о ликвидации перекрестного субсидирования», - отмечает он, попутно критикуя еще и далеко не европейское качество услуг в энергетической сфере.

Похоже, официальный Киев опять сугубо по политическим причинам «выстрелил себе в ногу» в экономике.


Судя по развернувшейся в комментариях к сообщению Геруса дискуссии, в коридорах энергетических ведомств продолжается тяжба между структурами Рината Ахметова, контролирующими львиную долю тепловой генерации в стране, и постмайданными властями, желающими «не быть чужими во время праздника на энергорынке».

Не обладая полной информацией, разобраться в том, насколько претензии сторон обоснованные, невозможно. В конце концов, электроэнергия – это тоже товар, цену на который формирует ряд объективных факторов, в том числе и курс нацвалюты, и угольное сырье, которого Украина вначале сама себя лишила, развязав войну в Донбассе, а теперь вынуждена подпольно закупать или импортировать. Но и появление формул местного ценообразования типа «Роттердам+» или «Польша+», при основных поставках все-таки с востока, а не с запада, намекает, что и субъективное тандему власти и олигархов не чуждо.

Факт в том, что электроэнергия – значительная часть себестоимости не только металлургии, о судьбе которой сетует Герус, но и вообще почти любого товара, производимого в стране. То есть, благодаря «суперевропейским» тарифам, снизится конкурентоспособность всей украинской экономики, а стоимость товаров и услуг, с высокой долей вероятности, повысится не только для потенциальных зарубежных покупателей, но и для и так небогатых внутренних потребителей.

Кроме того, стоит напомнить, что Украина, которой в наследство от СССР достались мощности, с избытком покрывающие собственные потребности, традиционно была экспортером электроэнергии.


Годы без модернизации, конечно, брали свое, а уж два года «евроинтеграции» и реформ, войны в Донбассе, где расположена часть генераций и сосредоточены угольные шахты, и отказ от снабжения Крыма, вовсе разбалансировали некогда весьма стабильную отрасль. Но еще в первом полугодии 2016-го Государственная фискальная служба Украины рапортовала, что доход от экспорта электрической энергии составил 85,5млн. долларов. В качестве стран-потребителей были названы как раз Венгрии и Польша, которые при новых расценках от украинской энергии наверняка откажутся. Как говорится, ничего личного, походи по рынку, поищи дешевле. Тем более, что в Европе энергорынок как раз есть, в отличие от украинской симуляции, и выбор поставщиков предоставлен не то что бизнесу, а даже частным потребителям.

В общем, еще один шаг к настоящей декоммунизации, а заодно деиндустриализации страны, сделан. И это не переименования Вятровича, которые можно отменить за неделю.


Это рынки, которые очень тяжело завоевывать. Это индустрия, которую смогли восстановить после войны «рабы и совки», но не способны даже поддерживать в работоспособном состоянии нынешние «эффективные собственники». Постмайданная Украина уверенно идет к тому, чтобы окончательно покончить с «тяжелым экспортным наследием советского режима», со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.

Впрочем, не исключено, что потеря экспорта электроэнергии в краткосрочной перспективе для населения Украины – не такой и плохой вариант. Согласно официальной статистике, на 2 октября на складах тепловых электростанций (ТЭС) Украины находилось всего 1,258 млн. тонн угля. В том числе антрацита - 555 тыс. тонн, из которых 91 тыс. тонн на Луганской ТЭС, обеспечивающей в основном ЛНР. Марок «Г» и «Д» на складах 703 тыс. тонн, из которых 119 тыс. тонн на Бурштынской ТЭС, работающей в основном на экспорт. Вероятность выполнения плана накопления - 2,8 млн. тонн топлива к 1 ноября, который, кстати, рассчитан на относительно теплую зиму, уже сегодня вызывает сомнения, а похолодание и рост потребления еще даже не начались. Так что может правительство Гройсмана действительно заботится о народе, просто таким странным способом экспортного мазохизма?
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции