Битвы конфессий: походы в прошлом, экспансия в настоящем
Глобальный мир XXI века, с его высокими технологиями, транснациональными корпорациями и секулярной геополитикой, как и тысячу лет назад не обходится без религиозной составляющей. Самая древняя тенденция, в итоге, может оказаться и самой мощной.
Папа Римский Франциск призвал все страны мира создать единый Центробанк, который бы взял на себя функции планетарного регулятора. Естественно, за счет делегированных структуре полномочий национальных Центробанков. Об этом сообщается в докладе, опубликованном на днях Министерством справедливости и мира Святого престола.
По мнению Папы, такая реформа глобальной финансовой системы должна остановить рост пропасти между богатыми и бедными, которая в современном мире увеличивается невиданными в истории темпами. «Негативные последствия в социальной, политической и экономической сфере неизбежно будут способствовать враждебности, насилию и, в конечном итоге, подрыву демократических основ, включая даже те, что сейчас считаются наиболее прочными», - комментирует Папа уже имеющиеся следствия имущественного расслоения населения планеты.
Существующие же наднациональные финансовые структуры, в частности Международный валютный фонд, по, надо признать, справедливому утверждению понтифика, с задачей «по стабилизации мировых финансов» и регулированию «кредитных рисков, которые были приняты системой», не справляются. А потому, «фактически очевидна возникающая потребность в структуре, которая бы выполняла функции центрального мирового банка, регулирующего (финансовые) потоки и обмен валют, как это делают национальные ЦБ», - говорится в докладе. И ради этого государствам не грех пожертвовать частичкой свое суверенитета, так как «социальные и экономические плюсы такого подхода перевесят возникающие издержки», да и вообще, «динамика развития общества и технологический прогресс не знают (национальных и государственных) границ, которые уже размыты глобализацией».
Инициатива ожидаемо благая в обосновании, но абсолютно утилитарная в своей сути, и, что особенно странно, исходит от духовного лица, которое по идее, о душе человека должно заботиться больше, чем о мирской социальной справедливости, поэтому воспринимается, как минимум, с удивлением. Хотя, если вдуматься, ничего уникального в ней. Ватикан, как пишут в школьных учебниках, сам по себе суверенная держава. А что в учебниках часто забывают упомянуть, так это то, что у этой державы одна из самых длинных историй политических и экономических войн, интриг, явных и скрытых экспансий, распространявших католическую веру, а вместе с ней и влияние папского престола за весь Старый и Новый Свет. И, кстати, в финансовом мире Ватикан, ориентируется точно не хуже же МВФ, если судить по типовым рекомендациям последнего, которые еще ни разу за всю историю применения стране-реципиенту не помогли.
В обозримом будущем, конечно, в осуществимость проекта глобализации суверенных Центробанков по рецепту Франциска верится с трудом. Но церковь – институт практически вечный, и то, что сегодня немыслимо, может закладываться на сроки, для обычных смертных непостижимые. А вот то, что можно констатировать уже сейчас, так это то, что экспансивные традиции папского престола все так же амбициозны, как и в эпоху крестовых походов или в годы покорения Америки. Более того, глобализация современного мира создает даже больше возможностей для расширения сфер влияния, чем это было в эпоху открытия новых континентов и завоевания «неверных». Доминирование ценностей западной цивилизации в картине мира среднестатистического землянина давно сделали весьма ощутимое число «туземцев» настолько покладистыми и лояльными, что миссионеры прошлого о подобном не могли и мечтать.
Яркий пример того – традиционно православная Украина. Несмотря на многовековой цивилизационный выбор проживающего тут населения, четверть века своей независимости официальный Киев ради политического дрейфа к Западу вольно или невольно усиливает межконфессиональную рознь внутри страны. Достаточно вспомнить заигрывания всех без исключения ее президентов с так называемым Киевским патриархатом – по сути общественной организацией, не признанной в мире в качестве религиозной ни одной из канонических церквей. Тем не менее из УПЦ КП политики-«незалежники» настойчиво пытаются создать некую национальную церковь. В периоды, когда у власти находились сторонники «многовекторности», это было не слишком заметно, в периоды президентов-западников – фактически становилось официальной государственной политикой, даже вопреки закрепленному в Конституции светскому характеру украинского государства.
«Мессия» первого майдана Виктор Ющенко, проваливший большинство прожектов по европейской и атлантической интеграции, и завершивший свою каденцию с рейтингом на уровне статпогрешности, в сфере отношений религии и государства оказался на редкость эффективным, прочно внедрив в умы сограждан понятие «поместная церковь». В какой-то период в определенных кругах ходили слухи, что на пост потенциального патриарха Поместной церкви даже претендовал родной брат Виктора Ющенко – Петр, но этим планам не суждено было сбыться.
Собственно, именно наследие раскольнических усилий государственной власти Украина в полной мере пожинает по итогам уже второго майдана. Открытая война Украинской православной церкви не объявлена, но свою явную симпатию к раскольникам Филарета и к греко-католикам киевские власти даже не пытаются скрывать. Сторонники Киевского патриарха усиленные неотягощенными духовными поисками активистами-радикалами безнаказанно нападают на храмы и церкви УПЦ, а государство пытается обосновать случаи незаконного захвата. На линии фронта на полную катушку работают миссионеры и капелланы, пользующиеся представившимся «карт-бланшем» для расширения численности своей паствы. Да, и сам конфликт, помимо прочих, время от времени приобретает, в том числе, и религиозный подтекст. Не зря же обласканный нынешней властью Филарет не устает поражать своей человеконенавистнической риторикой даже людей далеких от церковных дел.
Впрочем, сама киевская власть, с одной стороны, «церковную независимость» всячески поощряет, и в меру скромных дипломатических талантов даже пытается ей содействовать. Причем, делая ставки сразу на ряд секторов. Никто не признает Киевский патриархат? Попробуем раздробить УПЦ и попросим автокефалии для Православной Церкви в Украине у Константинопольского патриарха Варфоломея.
Но с другой стороны и о евроинтеграции Украина не забывает. К примеру, на днях президент Петр Порошенко поручил подготовить указ о праздновании со всем «просвещенным миром» пятисотлетия Реформации. Не смущает гаранта даже то, что, как раз во времена Мартина Лютера и Жана Кальвина, Богдан Хмельницкий окончательно определился с «религиозно-интеграционным вектором» будущей Украины, что недвусмысленно и пояснил тогдашним «евроинтеграторам» в лице польской и местной ополяченной, то есть скорее окатоличенной, шляхты.
Сегодня же, как сообщают СМИ, окончательно план «празднования в общеевропейском контексте» еще в разработке, но главные его задачи уже ясны: популяризовать протестантизм, рассказать об истории Реформации и современности протестантизма, возродить ценности Реформации. Складывается впечатление, что власти предлагают украинцам ходить в любые храмы, только бы не в традиционно православные.
На фоне остро болезненной реакции Киева на посещение территории самопровозглашенных республик любыми официальными или известными личностями, Украина довольно лояльно отнеслась к визиту в Донбасс посланника Папы Римского нунция Клаудио Гуджеротти, который побывал в Донецке и Луганске накануне католического Рождества. Напомним, некоторое время назад украинскими патриотами чуть ли не была объявлена охота на журналистов, работавших в Донецке. Их персональные данные выложил сайт «Миротворец», а за поездки в Крым и на Восток Киев ввел персональные санкции уже против десятков европейских политиков. Недавно украинские власти и вовсе разразились гневным заявлением в адрес возможного будущего президента Франции Марин Ле Пен за высказывания по поводу Крыма.
Но возмущений и дипломатических нот в адрес Ватикана что-то не видать, хотя, надо отметить, визит нунция – не единственный знак внимания Папы Римского к региону. Ранее глава католической церкви направлял на Украину гуманитарную помощь для пострадавших от войны, правда, отчего-то с публичным обращениям к властям с просьбой ее не разворовывать. В традиционном рождественском послании Городу и Миру в конце прошлого года Папа Франциск вновь вернулся к необходимости «добиться общего стремления помогать населению и выполнять взятые на себя обязательства», что можно трактовать, в том числе, и как призыв к Киеву выполнять «Минск» и собственные законы в отношении соцзащиты переселенцев. А уже в наступившем году, на традиционной встрече с дипломатическим корпусом, аккредитованным при Святом Престоле, Папа Римский пожелал как можно скорее разрешить сложную гуманитарную ситуацию на Донбассе. Чтобы «на Украине решительно устремлялись вперед в поиске реальных решений для полного осуществления обязательств, взятых на себя сторонами, и, прежде всего, чтобы был быстрый ответ на гуманитарную ситуацию, которая до сих пор остается тяжелой», - цитирует понтифика Радио Ватикана.
Молчание официального Киева, у которого на все мирные пожелания давно известная «аллергия», скорее всего, объясняется вовсе не почтением к главе католического мира, а частичным совпадением интересов в иной плоскости. Прибывший в Донбасс посланник Папы работает на расширение авторитета своей церкви, не побоявшейся направить официальное лицо в зону конфликта. А так как подавляющее большинство верующих в Донбассе – православные, то любой рост приверженцев других конфессий – это почти гарантированное ослабление УПЦ, что для Киева во сто крат важнее военной и любой другой победы на Донбассе.
Приходится признать, что на фоне подобной напористой и последовательной экспансии западных церквей на Украину и на Донбасс, нарочито миротворческая политика традиционных конфессий выглядит довольно беззубой и неосмотрительной. Вероятно, можно назвать тысячи мирских и духовных причин, вынуждающих иерархов церкви в Москве и Киеве противопоставлять политической и информационной агрессии со стороны постмайданных политиков Украины, в основном, молитвы о мире и слова о примирении украинского народа. Но людям Донбасса, оказавшимся на переднем крае войны, которая ведется не только за границы, независимость, политические предпочтения, историко-культурное наследие, но за собственную веру, пастырское слово, придало бы наверняка больше надежды, утешения, и сил, нежели уверения о невмешательстве церкви в политику, транслируемые в многочисленных телеэфирах.