QR-код адреса статьи


«Уникальный пример эффективного влияния»: что изменилось в Карабахе через год после заключения трёхстороннего соглашения

«Уникальный пример эффективного влияния»: что изменилось в Карабахе через год после заключения трёхстороннего соглашения

В ночь на 10 ноября 2020 года было заключено трёхстороннее соглашение, завершившее вторую карабахскую войну. По нему Азербайджан получил семь районов непризнанной республики. Также в регионе был введён режим прекращения огня, а для его соблюдения развёрнуты миротворческие силы РФ и Совместный российско-турецкий центр. Помимо мониторинга ситуации, важнейшими направлениями работы российских военнослужащих стали разминирование, гуманитарная помощь местному населению, восстановление коммуникаций и хозяйственной жизни. По мнению экспертов, российская миссия в Карабахе стала уникальным примером эффективного влияния на обстановку в зоне конфликта.

Год назад в Кремле лидеры РФ, Азербайджана и Армении заключили трёхстороннее соглашение, положившее конец вооружённому противостоянию в Нагорном Карабахе. Документ предусматривал введение режима прекращения огня и реализацию комплекса политических мер.

Трёхстороннее соглашение признавало суверенитет Баку над семью территориями непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР): Лачинским, Агдамским, Зангиланским, Губадлинским, Кельбаджарским, Физулинским и Джебраильским районами.

Вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора развёртывался миротворческий контингент из состава войск 15-й отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа. В общей сложности Москва разместила 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортёров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.

«Миротворческий контингент Российской Федерации развёртывается параллельно с выводом армянских вооружённых сил. Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации — пять лет с автоматическим продлением на очередные пятилетние периоды, если ни одна из сторон не заявит за шесть месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения», — говорилось в соглашении.

Согласно документу, Ереван обязался гарантировать безопасность сообщения между западными районами Азербайджана и анклавной Нахичеванью. По согласованию сторон в регионе может быть построена новая транспортная артерия по Лачинскому коридору, которая свяжет НКР с Арменией. Его охрану будет осуществлять миротворческий контингент РФ.

Кроме того, трёхстороннее соглашение предусматривало снятие блокады всех экономических и транспортных связей в регионе, обмен военнопленными, заложниками и телами погибших.

В МИД РФ расценили трёхстороннее соглашение как «коренной перелом в нагорнокарабахском урегулировании». С точки зрения российского внешнеполитического ведомства, благодаря достигнутым договорённостям появились условия «для долгосрочного и полноформатного урегулирования кризиса вокруг Нагорного Карабаха на справедливой основе и в интересах армянского и азербайджанского народов».

«Нет вины народов»

Крупномасштабный вооружённый конфликт между армянскими формированиями и азербайджанской армией вспыхнул 27 сентября 2020 года и закончился спустя шесть недель после падения Шуши — города, расположенного вблизи Степанакерта — столицы НКР.

Количество жертв Азербайджана, по официальным данным, составило около 3 тыс., несколько большие потери, как заявил ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян, понесла армянская сторона.
«Уникальный пример эффективного влияния»: что изменилось в Карабахе через год после заключения трёхстороннего соглашенияПоследствия обстрела Степанакерта в ходе осеннего противостояния в Карабахе

Предыдущее крупномасштабное сражение за контроль над Карабахом развернулось в первой половине 1990-х годов. Тогда оно закончилось победой армянских формирований. Война сопровождалась взаимными этническими чистками, грабежами, голодом, исходом сотен тысяч беженцев и масштабными разрушениями.

Истоки нынешнего этнополитического карабахского конфликта необходимо искать в советском периоде, когда территория Карабахского плато была включена в состав Азербайджанской ССР, несмотря на преобладание армянского населения, отмечают эксперты.

Административные границы Карабаха постоянно менялись, и в 1930-е годы он оказался территориально оторван от Армянской ССР. В конце 1980-х годов в регионе возникло мощное движение за выход из состава Азербайджана, что привело в итоге к кровопролитию.

«В карабахском кризисе, как и в других этнотерриториальных конфликтах, нет вины народов. Подобные конфликты, как правило, являются следствием определённых геополитических причин и решений политических элит, которые, пытаясь реализовать свои амбиции, отодвигали на второй план всё рациональное и здравое», — отметил в беседе с RT директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.

По словам эксперта, в трёхстороннем соглашении Москва в определённом смысле реализовала так называемую казанскую формулу — разработанный ранее проект урегулирования карабахского кризиса. Документ предусматривал передачу Баку семи районов НКР в обмен на гарантии безопасности и временный статус для непризнанной республики.

Денисов подчеркнул, что именно Москва сыграла ключевую роль в прекращении второй карабахской войны и заложила основу для долгосрочной нормализации ситуации.

«Идеальных соглашений не бывает, но самое главное, что удалось остановить кровопролитие. Да, отдельные инциденты, связанные с попытками нарушить перемирие, наблюдались, однако в стратегическом плане за год ничего в худшую сторону не изменилось. Наоборот, наблюдается устойчивая положительная динамика», — говорит Денисов.

Помимо контроля за режимом прекращения огня, важнейшей задачей российской миротворческой миссии в Карабахе стало разминирование. Как пояснил Денисов, во время войны боеприпасы зачастую устанавливались в хаотичном порядке, без составления соответствующих карт.

Заминированными оказались не только отданные Азербайджану территории, но и Степанакерт с окрестностями, откуда после взятия Шуши уходили многочисленные беженцы.

По состоянию на начало ноября 2021 года российские войска очистили в НКР от боеприпасов 2,3 тыс. га территории, 683 км дорог, 1937 зданий. В общей сложности было нейтрализовано свыше 26 тыс. взрывоопасных предметов. Разминирование продолжается как в непризнанной республике, так и в Агдамском районе, где работает миссия центра операций особого риска МЧС России «Лидер».
«Уникальный пример эффективного влияния»: что изменилось в Карабахе через год после заключения трёхстороннего соглашенияСпециалисты Международного противоминного центра Минобороны России продолжают работу по разминированию территории Нагорного Карабаха

«Не отмеченные на картах минные поля всегда являются огромной проблемой, не позволяющей наладить нормальную и безопасную жизнь после прекращения боевых действий. К тому же, как показывает практика, жертвами мин становятся преимущественно гражданские. Поэтому разминирование стало одной из ключевых задач российской миротворческой миссии», — пояснил Денисов.

Как следует из материалов Минобороны РФ, приход российских миротворцев способствовал массовому возращению беженцев в Степанакерт и другие населённые пункты, восстановлению разрушенных зданий и коммуникаций, налаживанию хозяйственной деятельности в НКР. Также российские миротворцы оказывают гуманитарную помощь жителям Карабаха.

«Механизмы взаимодействия»

Помимо российских миротворцев, ещё одной структурой, которая следит за режимом прекращения огня в Карабахе, является Совместный российско-турецкий центр (СРТЦ). Он был открыт в конце января в Агдамском районе. В этой структуре несут службу 60 российских и такое же количество турецких офицеров.

Для круглосуточного мониторинга обстановки военнослужащие РФ применяют БПЛА «Орлан-10» и «Форпост», оснащённые современной аппаратурой для наблюдения за различными типами объектов в любое время суток. Если будет зафиксировано нарушение перемирия, то офицеры СРТЦ должны принять совместное решение по нейтрализации угрозы безопасности.

В беседе с RT руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов отметил, что деятельность российско-турецкого центра вносит большой вклад в поддержание стабильной ситуации на линии соприкосновения. По мнению эксперта, вовлечение Анкары в миротворческий процесс является необходимой мерой.

«Всем известно, что Турция оказала масштабную военную помощь Баку в период шестинедельного конфликта. Заметно усилилось и её политическое влияние на азербайджанское руководство. Это обстоятельство невозможно игнорировать, и потому, на мой взгляд, Москва приняла единственно верное решение — вовлечь Турцию в работу по мониторингу соблюдения режима прекращения огня», — сказал Михайлов.

Эксперт полагает, что своеобразным фундаментом для результативного российско-турецкого сотрудничества по Карабаху послужил опыт взаимодействия двух государств в сирийском конфликте, где нередко удавалось находить решения по самым сложным вопросам.
«Уникальный пример эффективного влияния»: что изменилось в Карабахе через год после заключения трёхстороннего соглашенияЖительница НКР и российский миротворец

Как считает Денис Денисов, российская миротворческая миссия должна послужить примером для других государств и международных организаций. По его словам, за последние десятилетия ни в одной горячей точке мира не удавалось столь эффективно контролировать соблюдение режима прекращения огня, как в Карабахе.

«Миротворческая операция России в Карабахе — уникальный пример эффективного влияния на ситуацию в зоне конфликта. Такого результата удалось добиться благодаря тому, что Москва нашла механизмы взаимодействия со всеми сторонами конфликта и Турцией, выбрала наиболее подходящие методы и средства наблюдения, и, конечно же, залогом успеха стали добрые и доверительные отношения миротворцев с местными жителями», — подытожил Денисов.


Алексей Заквасин, Елизавета Комарова, RT


© 2016 Патриотические силы Донбасса
Вернуться назад