Вчера, 17 мая, Глава республики Александр Захарченко подписал ряд принятых ранее Народным Советом законодательных актов. Новые документы призваны урегулировать работу органов исполнительной власти, прокуратуры и других отраслей.
Совмин: контроль Главы и возможные переменыБезусловно, одним из наиболее значимых в пакете подписанных документов, является Закон «О внесении изменений в закон «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» был принят парламентом ДНР 30 апреля. О том, что Совет министров потенциально может выйти из тени Главы республики, который сейчас совмещает должность первого руководителя государства с работой премьер-министра, мы сообщали месяц назад в материале «
Триумвират в Совмине?». Новые изменения в профильный закон этим предположениям отнюдь не противоречит. Они усиливают контрольные функций главы государства над деятельностью правительства, что, согласитесь, разумно, если полномочия главы исполнительной власти будут отделены от полномочий главы.
При этом документ несколько снижает роль Народного Совета при формировании Совмина, что только подтверждает наши
опасения о нивелировании роли этого демократического института в жизни республики.
Так, изменения в статье 17 документа делает необязательным согласие Народного Совета на досрочное освобождение от должности председателя Совета министров (здесь и далее речь идет о ситуации, когда эти обязанности не исполняет сам Глава республики – прим. ред.). При этом за парламентом сохраняется право выразить недоверие премьеру в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. Аналогичным правом внесенный в текст пункт 4 данной статьи наделяет и Главу республики. В случае недоверия премьеру со стороны парламента или Главы, вместе с отставкой председателя, происходит и отставка всего Совета министров. Также становится ненужным согласие Народного Совета и на отставку заместителей председателя. При этом назначение вице-премьеров остается возможным только по согласию парламентариев.
В целом процедура увольнения высших государственных чиновников стала более жесткой. Помимо упомянутых правок, которые лишают членов Совмина шансов на защиту парламента, измененная часть 7 статьи 50 и вовсе выносит вопросы их отставки даже за рамки требования законодательства о труде. Председателя Совмина, его замов, министров и тех чиновников, назначение которых согласовывает или утверждает Глава, которых теперь можно уволить без соблюдения процедуры освобождения от должности, то есть в любой момент. При этом «такое решение Главы является окончательным и обжалованию не подлежит».
Кроме этого новым законом исправлена, скорее всего, техническая неточность, дававшая решающее право голоса заместителям председателя Совмина и министрам, то есть всем участникам органа. Исключительным остался только голос председательствующего на заседании, и то в случае, если мнения присутствующих разделятся поровну.
Статья 45, определяющая круг вопросов, рассматриваемых на Совете министров, также перестала носить исключительный характер. Исходя из этого, можно предположить, что теперь рассмотрение бюджетных планов, основных социально-экономических и других вопросов государственного строительства станет возможным не только Совмином, но и другими органами власти. Хочется надеяться, что это положительно скажется на доступе к общественно значимой информации для граждан и СМИ, которые, пока что традиционно ставятся перед фактом принятия тех или иных правовых актов.
Также из закона исключены части, регламентировавшие деятельность аппарата Совета Министров. Из текста пока не ясно, говорит ли это об упразднении органа как такового, или его обязанности и полномочия будут определены другим нормативным актом.
В полную силу документ заработает уже через месяц. Такой период отведен Совету Министров на приведение своих нормативных актов в соответствие с вступившим в силу законом.
Прокуратура: новые полномочия и подотчетностьНе менее значимым для государства может оказаться и закон, вносящий изменения в деятельность прокуратуры Донецкой Народной Республики. Соответствующий документ был принят парламентом 6 мая и вступил в силу 17 числа того же месяца. В нем также как и в предыдущем законе можно отметить усиление влияния Главы республики на правоохранительную структуру.
Так, согласно новой редакции части 1 статьи 1, прокуратура Донецкой Народной Республики выполняет и иные функции, установленные законами и нормативными правовыми актами главы Донецкой Народной Республики. В старой редакции закона указы и распоряжения главы государства не упоминались. Документ также вносит ряд изменений в полномочия прокурора и в организацию и порядок деятельности ведомства.
Как и в случае с Совмином, главе государства даны большие полномочия в кадровых вопросах, чем это предусматривала предыдущая редакция. При этом пространство для маневра у парламента несколько сокращено, хотя формально за Народным Советом и сохранено право на назначение и увольнение руководителей Генпрокуратуры, и прокурор остается подотчетным парламенту.
Из новой редакции закона исключена норма, требовавшая от Главы в течение 30 дней внести новую кандидатуру, если предыдущая не набрала большинства голосов в парламенте. Вероятно, это означает гарантированное «единодушие» администрации главы и Народного Совета, так как если парламентариям и не понравится претендент на пост генпрокурора, менять его теперь не обязательно.
Также в кадровый раздел документа включена норма о том, что если по представлению Главы Народный Совет принимает решение об отставке генпрокурора или его замов, то требования трудового законодательства, в части оснований и процедуры освобождения от должности, на них не распространяются. Более того, такие решения является окончательными и обжалованию не подлежат.
Закон – символНакануне Дня Победы Народный Совет принял закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Как отмечает официальный сайт Народного совета, документ создан в память о тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, в ознаменование заслуг воинов Вооруженных Сил СССР перед Отечеством и в знак благодарности победителям нацистской Германии – советским воинам, сражавшимся на территории Донецкой Народной Республики. Кроме того, это законодательный запрет на использование нацистской символики в любой форме.
Документ на юридическом уровне закрепляет этот государственный праздник, определяет правовые основы празднования Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, устанавливает формы увековечения Победы и порядок проведения воинских ритуалов при праздновании Дня Победы. Закон также регулирует правоотношения, направленные на реализацию государственной политики в сфере патриотического воспитания.
Данным нормативны актом республика обязуется содействовать в выявлении захоронений жертв Второй Мировой войны, расположенных на ее территории, а также в сооружении, сохранении и реставрации памятников в местах захоронений.
На фоне лицемерного переписывания истории нашими бывшими согражданами, оставшимися на Украине, законодательное закрепление и защита Дня Победы от любых посягательств, мера пусть отчасти и формальная, но символичная и нужная.
При этом норма о запрете нацистской символики - решение и сугубо практичное. Пример Украины доказывает, что в кризисные периоды в обществе может появиться запрос на неонацизм, который недопустим в современном цивилизованном мире и, как и в прошлом веке, несет в себе только деструктивное и разрушительное начало. И задача власти - не допустить распространение этого «вируса» и на территорию ДНР.
РазноеВ подписанном главой государства пакете законов также находились документы, регламентирующие пчеловодство, деятельность Государственной оперативно-спасательной службы и транспортно-экспедиторской деятельность. Указанные законодательные акты станут базовыми документами для развития соответствующих направлений народного хозяйства и государственных органов и учреждений. Кроме того, вступил в силу закон о внесении изменений в закон «Об отпусках», в частности вносящий ясность в вопрос учебных отпусков и другие нормы трудового законодательства. С полными текстами новых законов можно ознакомиться в соответствующем разделе
сайта Народного Совета ДНР.