Без особого привлечения внимания общественности, власти усиливают работу по сбору коммунальных платежей. С жителей республики начали взыскивать задолженность за услуги ЖКХ в судебном порядке.
15 августа сайт Макеевской городской администрации опубликовал
сообщение Государственной исполнительной службы в Червоногвардейском районе г.Макеевки о работе с должниками. За первое полугодие ведомство получило для принудительного взыскания 32 решения суда на общую сумму более 180 тысяч рублей. Речь идет о долгах перед «Водой Донбасса» и управляющими компаниями, которые по старинке называют ЖЭКами.
И количество дел, и сумма на первый взгляд не большая, но после длительного информационного затишья в столь щепетильной сфере, сообщение привлекло внимание. Отменив в марте запрет на отключение домохозяйств от инженерных сетей, власти сняли и табу на взыскание долгов с населения, чем за несколько месяцев с лихвой успели воспользоваться коммунальщики.
Как свидетельствует официальный сайт Министерства юстиции, уже к началу лета территориальные органы Государственной исполнительной службы получили все документы для принудительного исполнения по 1 084 решениям о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги, на сумму 6,85 миллионов рублей. К тому моменту почти половина исполнительных производств была окончена, в том числе фактически были исполнены 181 решение суда по взысканию 463,4 тысяч руб.
Как поясняет ресурс ведомства, общая последовательность действий госисполнителей выглядит следующим образом. Получив документы после решения суда, государственные исполнители устанавливают срок добровольного выполнения постановления. Кстати, стоит обратить внимание, что если в отношении вас вынесено судебное решение, то к вашим финансовым проблемам можно сразу прибавить 10% от их объема. Во столько вам обойдутся судебные и прочие издержки, оплачивает которые сторона проигравшая, то есть, задолжавшая.
Если за добровольный период должник не рассчитался, то, в соответствии с Временным порядком «Об исполнительном производстве на территории Донецкой Народной Республики», к нему могут применить принудительные меры. В частности, исполнители могут добиться взысканий с доходов (зарплаты или пенсии) должника, а также взыскать долг движимым или недвижимым имуществом.
Впрочем, как отмечено в сообщении Минюста, лишится недвижимости или земли, на которой она расположена можно только за долги свыше 24 тысяч рублей.
То, что установлен некий минимальный уровень, конечно, хорошо, и выгодно отличает республику от украинских соседей, которые собрались развязать руки коллекторам и за 100 гривен задолженности. Но хотелось бы понять, из каких показателей он сформирован. Накопить подобные долги, увы, не так и сложно, особенно тем, кто был вынужден покидать регион в период активных боевых действий и таким образом не вносил текущие платежи по самой дорогой услуге – отоплению и другим, от которых невозможно отказаться на период отсутствия. А вот оплатить, хоть по решению суда, хоть без, при средней зарплате по вакансиям Республиканского Центра Занятости на уровне 5 тысяч рублей, проблематично. При этом 24 тысячи рублей – это меньше 500 долларов США, и поднимать даже теоретический вопрос о недвижимости при таких объемах задолженности, скорее всего, не слишком корректно со стороны законодателей.
Кроме этого исполнительная служба может взыскать долги со средств, находящееся на расчетных счетах в банках, но это актуально только для бизнеса, у которого таковые имеются.
Также госисполнители имеют право ограничить возможности должника на выезд за пределы Донецкой Народной Республики до выполнения им обязательств.
Применительно к недобросовестным вполне обеспеченным гражданам, не желающим платить за коммуналку, которые, признаем, были во все времена, такая мера выглядит вполне адекватно. А вот по отношению, допустим, к пенсионерам, многие из которых благодаря украинской социально-экономической блокаде, также выпали из числа добросовестных плательщиков, такой запрет может оказаться как раз препятствием для получения должником необходимых средств. Не секрет, что многие граждане этой категории регулярно выезжают на территорию Украины для получения своей законно заработанной пенсии. Очевидно, что нормативные акты ведомства просто дают сотрудникам инструменты для выполнения должностных обязанностей, и в данном случае речь идет о крайней мере в борьбе со злостными уклонистами, но как на практике будет применяться механизм не совсем понятно.
Тем из «должников-подсудимых», которые могут доказать невозможность оплаты долгов и текущих платежей из-за «низкой зарплаты или тяжелого материального положения», как это сформулировано на сайте Минюста, ведомство рекомендует обратиться суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения. Возможно ли подобное обращение до того, как в суд обратятся коммунальщики и вас признают злостным должником, сайт, увы, не поясняет.
Проблема неплатежей за услуги ЖКХ далеко не нова, как и усилия любых властей по взысканию задолженности. Требования коммунальщиков платить вовремя более чем справедливы: даже в самый разгар активных боевых действий коммуникации республики работали как часы, повреждения оперативно устраняются, при этом тарифы зафиксированы на довоенном уровне, что уже в разы ниже, чем в Украине. А ведь предприятиям необходимо оплачивать труд сотрудников, платить налоги, да и пополнение материально-технической базы не может происходить только из гуманитарных конвоев РФ. Так что платить надо. Это правильно и справедливо по отношению к собственным городам и тем, кто их содержит в комфортных для жизни условиях. Да и для тех, кто сохранил стабильный и относительно приемлемый уровень доходов, это не так и тягостно.
А вот про остальных должно подумать государство. О том, что в республике обсуждается вопрос введения системы субсидий, сообщала еще в январе текущего года тогдашний министр труда и социальной политики Ольга Малиновская. Отчитываясь в рамках правительственного часа перед Народным Советом, министр поясняла, что основным препятствием для введения субсидий была проблема определения реального дохода граждан.
Похоже, спустя восемь месяцев ситуация не изменилась, а решать проблемы задолженностей решили в общем порядке через суды, без разбора по уровням доходов и прочим социальным факторам. Хотя как раз система субсидий для самых малоимущих и могла бы предотвратить кризис неплатежей и снизить загруженность судов подобными делами. Выделить нуждающихся среди работоспособных граждан действительно сложно, тем паче, что даже не специалисту очевиден рост за период боевых действий так называемой «теневой занятости» в местном бизнесе и количества выезжающих на заработки в РФ. Но запустить систему социальной помощи хотя бы для пенсионеров, не все из которых имеют право на льготы, семей с несколькими детьми и других категорий, которые даже в теории имеют ограниченные возможности для нормальных заработков в наших условиях, было бы вполне разумно.
Наверное, не менее разумно было бы организовать кампанию по разъяснению правовых последствий для злостных должников в СМИ, благо, медиа-сфера республики фактически представляет собой госмонополию, ресурсов которой более чем достаточно для проведения любой агитационно-пропагандистской работы. От корки до корки ведомственные сайты не читают даже профильные специалисты, а узнавать из разрозненных сообщений о сугубо принудительных методах взыскания, как это получается в нашем случае, приятного мало.
Более того, в комплексе с созданием механизмов социальной защиты для малообеспеченных, и, допустим, программ стимулирования для тех, кто изыщет возможности разово погасить задолженности, подобная информационная кампания дала бы неизмеримо больший результат, чем подача в суд чуть ли не на всех жителей региона. В общем, как и во всех остальных сферах общения государства с населением, нерешаемых проблем нет. О них нужно просто говорить. Желательно, профессионально и открыто.