QR-код адреса статьи


Аркадий Минаков - Об идеологии большого русского народа (Воронеж 3.08.2016)


Зададимся вопросом: что заставляет всех нас близко к сердцу воспринимать то, что происходит в Одессе, Киеве, ЛДНР? Во имя чего умирают русские люди на Донбассе? Ради чего терпят ежедневные обстрелы, разрушения, смерть детей и близких? Ради минского процесса, сохранения федеративной и нейтральной Украины, во имя интересов местного и московского олигархата? Конечно же, нет.

Но есть ли у нынешнего политического класса ответы на столь законные вопросы? Есть ли вообще внятно сформулированная идеология, в которой содержится ответ? Увы, нет. Согласно действующей ельцинской Конституции, официальной государственной идеологии в современной РФ быть не может. По факту же она была и есть - идеология российского либерализма, принятая в 90-е годы подавляющим большинством политического класса.

В нулевые ситуация несколько изменилась. На наших глазах происходит все большая русификация правящей элиты. По мере того, как она окончательно теряет надежду когда-нибудь стать членом западного глобального клуба. Но у элиты нет и не может быть единой системы ценностей, она расколота, хотя раскол не декларируется и пока не может быть явно выражен в публичном пространстве.

В отличие от Владимира Путина, Сергея Лаврова, Совета Федерации или администрации президента и т.д., мы, активисты общественно-интеллектуального объединения «Юг России», можем вполне бескомпромиссно и ясно выразить свои ценности и свое видение ситуации, позволить себе роскошь быть ястребами. Ничто не мешает нам формулировать снизу идеологию, которая окажет влияние на русское гражданское общество, сформирует его мировоззрение и заставит считаться с собой политический класс, стимулируя процессы его консолидации и гомогенизации.

Представляется, что все активисты «Юга России» осознают свое единство. Нет никакой принципиальной разницы между Луганском и Донецком, находящимися в состоянии фактической войны с необандеровской Украиной, оккупированной Одессой и прифронтовыми соседними областями - Воронежской и Ростовской. Что же нас объединяет? Мы все, несмотря на разделяющие нас условные границы, являемся частицами большого русского народа.

Большой русский народ - плод многовековой истории, колоссального исторического творчества русских, самое ценное, что у нас есть. Начиная с Древней Руси, с IX века, с объединения славянских племенных союзов со столицей в Киеве - матерью городов русских, - мы навсегда осознали себя единым народом и единым государством, с одной религией, языком, культурой, общими предками, общими победами и поражениями. Осознание себя большим русским народом, единой землей было пронесено через тысячелетие существования русской цивилизации и получило блестящее отражение в русской мысли, начиная с первой русской летописи «Повести временных лет» и заканчивая великой русской литературой и философией XIX-XX веков. Такое осознание является нашим культурным и государственным кодом.

Сейчас большой русский народ начинает выходить из одного из самых жестоких кризисов в своей истории. Но мы переживаем не первый кризис нашего национального организма. Можно напомнить об эпохе феодальной раздробленности XII-XIII веков, попадании части русских земель под власть Запада - Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (когда сформировались некоторые региональные отличия, использованные сепаратистами и утопистами в XX столетии для раскола и расчленения большого русского народа), Смуте начала XVII века, революционных катастрофах и войнах в XX веке: от 1917-го до 1991 года.

Во всех упомянутых событиях просматривается одна циклическая закономерность: за каждым унизительным и кровавым распадом народа и территорий обязательно следует новое собирание земель с последующим еще большим нашим усилением. Таков закон русской истории. Сейчас мы видим подъем русской синусоиды, переживаем процесс нового собирания воедино большого русского народа. Соответствующий процесс происходит вопреки очевидному стремлению коллективного постсоветского политического класса во что бы то ни стало сохранять свои номенклатурные вотчины в пределах искусственно проведенных ленинско-сталинских границ. Они забыли такую малость, как волю жить в едином государстве многомиллионных масс большого русского народа, наше священное право на воссоединение.

Русская история и учит, и обязывает. Именно поэтому мы никогда не признаем такие уродливые результаты национально-государственной политики советского периода, как Украинская, Белорусская и Казахская ССР, мы никогда не примем результаты Беловежского сговора. Они - нелегитимны и подлежат пересмотру, с точки зрения русских национальных интересов.

Мы, вслед за крымской речью Владимира Путина, будем говорить о разделенном положении русского народа, настаивать на его воссоединении и поддерживать все меры, которые к нему ведут.

Мы будем делать все, чтобы формировать и усиливать русскую идентичность. Прежде всего в Центре России. Вот главное условие того, что процесс воссоединения русских будет носить необратимый характер.

Как формируется идентичность? Есть несколько центральных элементов идентичности: язык, общее видение истории, культурная традиция и религия.

Мы должны отстоять русский язык, созданный русским народом и ограненный нашими величайшими национальными гениями. Его пытаются убить по-разному: мовой, ЕГЭ, матом, англицизмами, уголовной лексикой и т.д. Навязывание нового языка - средство раскола большого русского народа, как мы видим на Украине.

Мы должны создать национальную версию русской истории, пантеон русских исторических деятелей и событий, вызывающих гордость и патриотизм, пробуждающих стремление к новому историческому творчеству. Историческое сознание - вот что формирует нацию. Нам необходимы талантливые школьные и университетские учебники, яркое и всепронизывающее историческое просвещение, очищенные от русофобии и национального пораженчества.

Мы должны отстоять и творчески развить традиционную русскую культуру. Гениальные творения Александра Пушкина и Николая Гоголя, Льва Толстого и Федора Достоевского были и останутся одним из основных факторов формирования русской идентичности, в том же ряду стоят русская живопись, русская музыка, русская архитектура, русская наука и техника, русское воинское искусство - отнюдь не музейное наследие, они подлежат актуализации и развитию. Мы должны отстоять и развить то, что формирует наши базовые представления о смысле жизни, добре и зле, отношение к труду, богатству, природе, смерти и т.д.

Ценностное ядро культуры, даже секулярной, - религия, вера. Православие, заимствованное нами от Византии, в течение веков оформило нашу душу, наш культурный код, нашу цивилизационную самобытность. Наша миссия - вновь открыть обществу Бога, повернуть русский народ к вере и Церкви. Осуществить то, что делали наши предшественники - славянофилы, Николай Данилевский, Константин Леонтьев, Федор Достоевский, Лев Тихомиров, деятели русского религиозно-философского возрождения, в первую очередь Иван Ильин.

Таковы задачи, которые никогда не могут быть исчерпаны и до конца осуществлены. Но их надо непрерывно решать. Они могут решаться на молекулярном уровне, через наше сетевое сообщество, университет, школу, массмедиа. Дальше - через все открывающиеся возможности. Лишь став хозяевами дискурса, мы можем создать творческую консервативную силу, которая сможет эффективно противостоять беспочвенным либералам, глобалистам и национал-сепаратистам. Только в таком случае традиции Святой Руси - Третьего Рима - Великой России будут продолжены в осознающей себя русской цивилизации.

У нас есть основания для исторического оптимизма. Крым и Новороссия - результат русского выбора и воли, огненной лавы русской пассионарности. Произошли великие исторические события, причем вопреки интересам значительной части политического класса. Большой русский народ и союзные ему народы воссоединятся. И я верю, что мы еще окажемся свидетелями подписания Акта о воссоединении в Беловежской пуще, в Вискулях.


© 2016 Патриотические силы Донбасса
Вернуться назад