Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 14 апр 17:43  Версия для печати

Двоемыслие по-киевски: почему Крым «оккупирован», а Донбасс нет?

Двоемыслие по-киевски: почему Крым «оккупирован», а Донбасс нет?

Провластными фракциями парламента Украины заблокировано прохождение законопроекта «О временно оккупированной территории», который должен был уравнять статус «неподконтрольного» Донбасса и «оккупированного» Крыма в глазах украинского законодательства. Чем, с точки зрения Киева, они отличаются?

Законопроект №3593 «О временно оккупированной территории Украины» не получил одобрения парламентского комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления. Теперь, как утверждают разработчики, документ придется перерегистрировать в новой редакции и повторно проводить по всем кругам бюрократической процедуры.

Как утверждает депутат от «Самопомощи» Любомир Зубач, продвигавший проект фракции, проект закона по формальным причинам отклонили его коллеги из фракций «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». «Я не услышал ни одного замечания по сути доработанного рабочей группой документа, - пожаловался он СМИ.

Оставим юристам анализ тонкостей документа, тем паче, что законом ему пока не стать, так что примерять все нюансы к реальной практике рано. В целом же предложение «Самопомощи» - вполне укладывается в логику «подмороженной» войны, которая на днях отметила свое трехлетие. В частности, в документе речь идет об отказе Украины от своих обязательств перед жителями региона, что де-факто было сделано еще в 2014 году. В законопроекте говорится об опять-таки давно действующем запрете на выборы и референдумы на указанных территориях, ограничениях перемещения граждан и грузов через линию соприкосновения, которая в случае принятия законопроекта должна была стать временной границей, теперь уже и с украинской стороны.

Кроме этого оставшийся текст можно разделить на три условно равные части, в одной из которых говорится об отношении украинского государства к праву собственности бизнеса и сограждан на т.н. «оккупированной территории», правда, с отказом от каких-либо обязательств по компенсации ущерба. Вторая часть отведена традиционным обвинениям Российской Федерации во всех смертных грехах и возложении на нее дальнейших забот о бывших согражданах. В третьей части авторы подробно описывают собственное видение «освобождения территорий из-под оккупации». Оно, нужно отметить, выглядит гораздо менее гуманным чем нынешнее, которое в «Самопомощи» предлагают считать оккупацией. Предлагается взятие территории под контроль исключительно силовым путем, введение военного положения не меньше чем на год с ограничением граждан и СМИ в правах, ввод военных администраций и запрет пораженным в правах группам населения занимать должности в местных органах власти даже после передачи власти от военных гражданским. Венчает список будущих кар запрет на участие в общенациональных выборах на 6 лет после «освобождения». Все это, видимо, должно доказать жителям Донбасса как именно их ждет и любит «единая Украина».

Тем, кто следит за выступлениями украинских политиков и штатных пропагандистов, по сути ничего нового депутаты «Самопомощи» не сказали. Большая часть их предложений и так уже реализована на практике в виде блокады, пропускной системы, запрета на выплату пенсий и прочих «прелестях», созданных украинскими властями для жителей республик Донбасса. А после знаменитого выступления президента Порошенко о детях в подвалах гуманизма от Украины в целом, в Донецке и Луганске особо уже не ждут. На угрозы «ястребов» рангом поменьше о «фильтрационных лагерях» и повторении «хорватского сценария» если и реагируют, то сугубо в практической плоскости – готовиться к обострению или нет. Моральный аспект давно понятен.

Очередные разборки патриотов

Тем не менее, депутаты того же Порошенко законодательную фиксацию давно сказанного главнокомандующим сорвали. Почему?

Натянутые отношения между командой президента и соратниками мэра Львова Андрея Садового, возглавляющего фракцию «Самопомощь», давно не секрет. Некоторые украинские эксперты считают, что львовский политик давно вынашивает президентские амбиции, что заставляет Порошенко работать на упреждение. Итогом прошлого раунда стала блокада Донбасса, инициированная «комбатами-патриотами» из львовской фракции, позже раскритикованная, а после технично перехваченная властью.

«Самопомощь» после того, как в прошлом году она перешла в оппозицию, пытается максимально радикализовать свою политическую повестку. Она видит выполнение своей политической миссии в ослаблении Порошенко, заставляя его принимать непопулярные меры, – отмечает политолог Александр Асафов. - Порошенко понимает прекрасно, что принятие любого закона с этим выражением («оккупированные территории») переводит его от идеологических клише в язык юридических дефиниций. Соответственно, если Порошенко признает территорию Донбасса оккупированной, дальше придется объявлять войну России. То есть признание оккупации фактически вышибет из-под Порошенко такую удобную подставочку «жертвы», «жертвы агрессии», «жертвы влияния Россия». Он уже не сможет быть жертвой, а должен будет вести себя, как государев муж, то есть объявлять войну и нести все последующие риски».

Запад против

Еще в начале рассмотрения документа украинскими парламентариями с критикой принятия закона выступили эксперты ООН и ЕС, которые усмотрели в предложениях «Самопомощи» нарушения прав человека и прочие вещи, почему-то не особо замечаемые этими уважаемыми организациями на практике. Впрочем, понять обеспокоенность Запада вполне можно. Даже при всепоглощающем правовом нигилизме в существующих отношениях государств, и слабости существующих международных институций, позволять киевским подопечным на официальном уровне расписываться в людоедских амбициях кураторам не с руки.

Кроме того, безальтернативность «Минска» давно стала мантрой не только в ЛДНР, РФ и Киеве, но и в столицах Германии и Франции. Так что не исключено, что когда украинский президент выступал против смены дефиниций, действовал он и с учетом позиции своих кураторов, которым все же хочется хоть как-то завершить, а не «заморозить» конфликт, из-за которого экономика ЕС страдает от санкций не меньше России.

«Минск» мешает

«Прочитайте этот закон об оккупированных территориях, коллеги! Там ключевая статья - отказ от Минских соглашений и подарок Донбасса Путину. Если на самом деле кто-то хочет что-то Путину подарить, пусть подарит свою хатку из Львова, - это будет очень мудро», - заявила вице-спикер и уполномоченная президента по мирному урегулированию Ирина Геращенко. Верить на слово политику, три года сообщающей о том, что видела «бронетанковых бурятов», конечно не стоит. Но формально, в тексте «Минских соглашений» действительно фигурирует понятие «отдельные районы Донецкой и Луганской областей», которым Киев обязан предоставить новые конституционные права, а другой правовой статус соглашения как известно не предусматривают.

С другой стороны, желания реализовать что-либо из «Комплекса мер» Украина за два года с момента подписания так и не проявила, так что насколько очередной «патриотический законопроект» может помешать тому, чего нет – вопрос риторический. Кроме того, если следовать букве и духу «Минска», то там речь идет о реинтеграции Донбасса в Украину, с чем «Самопомощь» формально не спорит. Наоборот, настаивает, что это украинские территории, которые когда-нибудь будут возвращены, что Львовом трактуется исключительно как отвоеваны. Пока же «Самопомощь» предлагает всячески препятствовать получению жителями республик гражданства России или иных стран.

А может, просто хочется воевать?

Скорее всего, все три упомянутых мотива в баталиях постмайданных политиков присутствуют. Но ни одна из них не дает ответа на простой, казалось бы, вопрос – почему в таком случае Киев оперативно, без разногласий внутри политикума и одергиваний извне, еще в 2014 году признал «оккупированным» Крым? Соответствующую формулировку в конце 2016-го даже удалось провести через Генассамблею ООН.

Специалисты в мировом праве наверняка найдут сотни формальных различий и юридических тонкостей в положении регионов. Но с точки зрения обывателя, главное различие между Крымом и Донбассом в том, что воевать за полуостров Киев никогда не решится. Возможны провокации на границе и мелкие пакости крымчанам, но «освобождать» Крым Украина будет только призывами к антироссийским санкциям. В Донбассе же война уже идет. Так что, если отбросить словестную мишуру о «возврате украинских земель» и «российской агрессии», Киев полностью устраивает текущее положение. Представится шанс – попробуют реализовать мечты об «освобождении зачистками». Не представится – можно имитировать «политическое урегулирование», списывать развал экономики на войну и соседей, просить в долг на «защиту Европы от орд» и окончательно зачищать политическое пространство в подконтрольных регионах. Классический пример «маленькой победоносной войны», даже если она на самом деле не маленькая и не победоносная. Но все равно – война.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции