Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 29 мая 13:00

Угольные комбайны из Ясиноватой поедут работать в Россию

В Кузбасс готовится отправиться уже четвертый с начала года комбайн НПО «Ясиноватский машиностроительный завод».
Активность ясиноватцев на российском направлении понятна. Внутреннего рынка для машиностроителей в ЛДНР все также нет или он очень мал. Стоит напомнить, что средств на поддержку угольщиков в бюджетах молодых государств не предусмотрено, поэтому, среди действующих на данный момент предприятий, остались только достаточно крупные шахты и объединения, не слишком пострадавшие от боевых действий. Но денег на техническое перевооружение нет и у них, о чем прямо свидетельствует статистика ЯМЗ. Ни одного нового комбайна шахты ЛДНР за эти годы не купили, довольствуясь капремонтами имеющегося оборудования. Исключение - КСП-35, аналогичный стоящему в цеху, который в конце прошлого года был приобретен ДТЭКом для «Свердловантрацита». Огромная машина, весом 90 тонн предназначена для ведения проходческих работ по породам, крепостью до 125 Мпа.Некоторое время назад ЯМЗ восстановил сервисные мощности в РФ, так что значительная часть оборудования поставляется туда уже без боязни опоздать через границы и таможни, а в рабочем режиме со складов. Но каждая отправленная машина – все равно значимое событие для коллектива.

Интеграция в экономику РФ из красивого термина для этого предприятия превратилась во вполне будничное дело. Так, перед тем, как отправиться с нами в цех, генеральный конструктор ЯМЗ Константин Ломаковский докладывал директору завода Владимиру Трубчанину об участии в очередном тендере. Окончательно решение еще не оформлено, но, по мнению конструктора, заказ уйдет именно в Ясиноватую.
По пути в цех не удержались от вопроса: как коллеги-конкуренты относятся к заводу с непризнанной территории?
- Знаете, здесь без политики, - говорит Константин Ломаковский. - Деловые отношения, борьба сугубо предложением цены и качества. Нашу технику хорошо знают в России, кроме того, завод всегда точно выполняет обязательства перед клиентами по срокам поставки, гарантийному и постгарантийному обслуживанию. Так что, ни поблажек, ни, наоборот, лишних требований, наше положение не вызывает. Мы конкурентоспособны на этом рынке, и это главное.
- Точнее, конкурентоспособен конкретно Ясиноватский машзавод и на конкретном рынке ГШО. А насколько конкурентоспособен и интересен России Донбасс в целом, вот вопрос. В Госдуме недавно вообще прозвучало, что здесь нужно сделать музеи промышленности и постиндустриальный туризм развивать.
- Я был на выставке, где это говорилось, и, надеюсь, что Иосиф Давыдович Кобзон не имел ввиду «музеификацию» нашего промышленного комплекса как такового, - улыбается Константин Ломаквоский. - Создание подобных музеев, на самом деле, общемировая практика. Они есть и в закрытых шахтах Германии и в других странах. Но в Донбассе есть не только более чем вековая история индустриального развития, но и мощный действующий промышленный кластер, от которого зависит существование всего региона. Собственно, это мы пытались показать на выставке «Индустриальное наследие Донбасса», что есть история, есть современное тяжелейшее состояние, но есть и будущее.
- И как воспринял это посыл российский политикум?
- На открытии были все главы парламентских фракций, много депутатов. Лично ни с кем особо пообщаться не довелось, но, по крайней мере, на словах отношение достаточно теплое. Руководители фракций Госдумы Сергей Миронов и Геннадий Зюганов говорили о поддержке Донбасса, о восстановлении региона. Но это слова, а найдут ли они какое-то отражение в реальной политике судить не мне.
Беседа коснулась и, ставших подконтрольными донецкому Минугля, шахт «Комсомолец Донбасса» и имени Засядько. В Луганске под т.н. «внешнее управление» перешли, среди прочего, мощнейшие угольные объединения «Свердловантрацит» и «Ровенькиантрацит», способные в сумме добывать в год свыше 10 млн. тонн антрацита, а также ПАО «Краснодонуголь», добывающее коксующиеся марки угля. Ранее все эти предприятия были вполне рентабельны, но как отразится перевод на их показателях, и, соответственно, способности инвестировать в производство?
- Скажем так, мы не теряем надежды на оживление местного рынка, потому что это будет означать, в первую очередь, оживление экономики региона в целом. Какие-то процессы на взятых под контроль предприятиях идут, и остается только ждать результатов. Какие они будут, и для шахтеров, и для смежников, покажет время, - не берется прогнозировать Константин Ломаковский.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции