Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 18 авг 09:46  Версия для печати

Российский рынок ГШО: земля обетованная или минное поле для республиканского экспорта

Российский рынок ГШО: земля обетованная или минное поле для республиканского экспорта

Машиностроение – чуть ли не единственная наукоемкая высокотехнологическая отрасль ДНР, чья продукция конкурентоспособна и востребована за рубежом. Что могут предложить производители Донбасса избалованному российскому потребителю, кто на самом деле конкурент нашей технике, и легко ли осваивать рынок братской, но все-таки пока не единой страны?

На днях в Россию отправится второй за это лето и двенадцатый за последние два года проходческий комбайн, производства НПО «Ясиноватский машиностроительный завод». Модель КСП-35 серийно выпускается с 2006 года и давно зарекомендовала себя в странах СНГ. Комбайн средне-тяжелого типа совмещает в себе преимущества стабильной работы по твердым породам тяжелых комбайнов с маневренностью техники среднего класса. Машина предназначена для разрушения пород крепостью до 100 МПа, и, по утверждению производителей, это не просто паспортные характеристики, а подтвержденные производственные результаты.

«Это полностью разработка «Ясиноватского машзавода», все годы выпуска модель совершенствовалась, кроме того, каждый серийный образец может быть модернизирован под конкретные горно-геологические условия предприятия заказчика»

- рассказывает генеральный конструктор «ЯМЗ» Константин Ломаковский.

Отправляющийся сегодня в путь образец - уже второй комбайн, произведенный республиканскими машиностроителями по заказу шахтеров Кузбасса. Машина прошла очередную модернизацию, в ходе которой были существенно переработана чуть ли не все ключевые узлы и элементы. «Мы повысили надежность редуктора основного органа и заборника, с которым в предыдущих модификациях были некоторые сложности, - рассказывает генеральный конструктор. - Питатель получил новые боковые секции из стали, что в 2-3 раза повышает ресурс при работе на абразивных породах. Рама корпуса несколько доработана конструктивно, что повысило прочность на 30% . Ходовая часть получила новый усиленный редуктор, ну и поворотный конвейер получил дополнительный цилиндр поворота, что повышает эффективность работы машины в комплексе с перегружателем. Естественно, соблюдены все требования современных стандартов безопасности, в том числе и меры пылеподавления».

Основными конкурентами на российском рынке в Ясиноватой считают машиностроителей Китая.


Стоит напомнить, что в последние годы КНР ведет активную политику экспансии своих производителей на внешние рынки. В частности, государственный Банк развития Китая финансировал программы по передаче технике в кредит по крайне низким ставкам. Аналогичные программы реализовывались и в Украине в рамках межправительственных соглашений, а также частными корпорациями.

«До войны мы имели возможность сравнить нашу технику с китайскими комбайнами, которые закупал ДТЭК, - рассказывает Константин Ломаковский. – Наше основное конкурентное преимущество – это высокий запас прочности и ремонтопригодность при сходном функционале и ценовой категории. В свою технику мы закладываем неприхотливость к внешним условиям , способность стабильной работы даже при ненадлежащей эксплуатации, простоту в управлении и ремонте. Китайская техника этим как раз не отличалась. Если наши комбайны могут эксплуатироваться до второго и третьего капремонта, то капремонт китайского комбайна пока сделать, по моему, никому не удалось. Ремонтируют отдельные узлы, или заменяют целые блоки, что значительно дороже. Российский потребитель все это давно подсчитал и ориентируется на привычные ему технологии, так сказать, постсоветского происхождения».

Рынок старый - рынок новый
Как отмечает директор завода Владимир Трубчанин, рынок РФ для ясиноватцев не новый – до войны туда поставлялось до 70% продукции. Но сейчас он стал единственным, а сам завод – предприятием самопровозглашенной республики, что придает экспортным операциям некоторые новые нюансы.
Российский рынок ГШО: земля обетованная или минное поле для республиканского экспорта

«К сожалению внутреннего рынка горно-шахтного оборудования в республике практически нет, и когда он появится сложно прогнозировать. Шахты находятся в крайне тяжелом финансовом положении и пока об их масштабно техническом перевооружении, которое бы загрузило местные машиностроительные мощности речь не идет, - констатирует он. - Остается Россия. Наша продукция там хорошо известна, так что особо переориентироваться заводу не пришлось. Но естественно, кроме наработанных контактов ищем и новых потребителей».

Ищут, судя по всему, не безуспешно. Объемы контрактов, конечно, не разглашаются – коммерческую тайну никто не отменял, но, по словам самого директора, завод уже вышел на 80% загрузки от проектной мощности и продолжает наращивать темпы. Учитывая, что еще зимой загруженность «ЯМЗ» составляла около трети от возможной, похоже, экспортные перспективы ДНР не так плохи, как можно было бы подумать о воюющей непризнанной республике.

Кстати, пресловутая «непризнанность», хоть и накладывает некий отпечаток на ВЭД, сотрудничеству ясиноватцев с российскими компаниями особо не мешает.


Напомним, что завод в прошлом году вошел в российские программы по импортозамещению наравне с местными производителями. «Сделки мы оформляем именно по республиканской регистрации предприятия, - подчеркивают на заводе. – Проблем в целом нет. Правда, некоторые бюрократические нюансы, по которым мы почему-то считаемся Украиной все еще остались, но это текущие проблемы, которые, надеемся, скоро будут решены».

Инновации в условиях блокады
Производство эффективной и востребованной техники – дело не простое и в мирное время, а в условиях боевых действий и экономической блокады, перечеркнувшей прежние кооперационные связи, и подавно.
Российский рынок ГШО: земля обетованная или минное поле для республиканского экспорта

«Безусловно, боевые действия на работе коллектива отразились, но мы нашли возможности реализовать все инновационные конструкторские задумки за счет местных кооперационных связей, - рассказывает Константин Ломаковский. - Из Украины завод не закупает ни комплектующих, ни сырья. Импортными в нашей технике можно считать только некоторые виды стали, которые поставляются из РФ, и электродвигатели, производства Первомайского электромеханического завода (ЛНР). Остальное – продукция предприятий ДНР и собственное производство «ЯМЗ». Так, система автоматики для комбайна выпускается Макеевским заводом шахтной автоматики, черные металлы закупаем у наших республиканских металлургов. На заводе есть собственные плавильный и кузнечный цеха, цех металлообработки, гидравлики и остальные службы, способные обеспечить полный производственный цикл».
Российский рынок ГШО: земля обетованная или минное поле для республиканского экспорта

Кроме того, коллектив освоил производство шарошек - исполнительного органа некоторых моделей комбайнов, которые раньше производились на аутсорсинге в Ивано-Франковской области. И теперь весь модельный ряд «ЯМЗ» и комплектующие к нему выпускается только на республиканских мощностях. По подсчетам специалистов завода, на данный момент локализация производства доведена почти до ста процентов.

Драйвер – один завод или сектор в целом
Машиностроение считается одним из традиционных драйверов экономики во всем мире. Для Донбасса его роль переоценить тяжело хотя бы потому, что в силу боевых действий в регионе простаивают или были повреждены ряд промышленных производств.

Это понимают и в относительно недавно созданном профильном министерстве республики. Перед отгрузкой очередного комбайна «Ясиноватский машзавод» посетил министр промышленности и торговли Алексей Грановский, который особо подчеркнул социальную значимость сектора для экономики ДНР. «Машиностроительные предприятия – максимально эффективное трудоустройство – большое количество занятых, высокие зарплаты. Министерство промышленности видит машиностроение как приоритетную отрасль. Не продавать полуфабрикаты – металл или изделия, а высокотехнологический продукт», - подчеркнул он.

При этом министр сообщил, что уже в течение месяца пуско-наладочные работы должны начаться на другом крупном заводе – Горловском машиностроительном. Напомним, что предприятие до начала боевых действий входило в холдинг «Corum Grup» компании СКМ, и прекратило производство с лета 2014 года. Теперь по решению Совмина туда вводится временная государственная администрация, перед которой будет стоять крайне сложная задача восстановления мощностей, возвращения квалифицированных кадров и поисков рынков сбыта.
Российский рынок ГШО: земля обетованная или минное поле для республиканского экспорта

Собственно, вопрос спроса – ключевой для республиканского машиностроения в целом. Как ранее отмечали отраслевые эксперты, для полноценной загрузки комплекса республика должна определиться с промышленной политикой и планами развития производства, в первую очередь – в угольной промышленности, железнодорожных перевозках и подобных сферах. Ориентироваться сугубо на экспорт, без опоры на внутренний рынок производителям тяжело, о чем свидетельствуют, в том числе и трудности первого национализированного предприятия - завода «Донецкгормаш». Стоит напомнить, что предприятие стало республиканским еще два года назад, после даже сообщало о начале поставок технику в Российскую Федерацию, но сейчас, по сведениям коллег, завод переживает не лучшие времена. Удастся ли государственному менеджменту доказать свою эффективность в Горловке, станет понятно только после первых заключенных горловчанами контрактов.

Горловский машзавод специализируется на производстве очистной техники. За период простоя эту рыночную нишу несколько освоили ясиноватцы, производившие капремонты очистных комбайнов УКД для шахт Макеевки и Снежного, но о запуске собственного производства подобной техники здесь пока особо не задумываются. «Наши специалисты сопровождали запуск оборудования. Выполненными работами шахтеры довольны, но производство мы пока не осваиваем, хотя возможности у нас для этого есть, и если будет спрос, то, думаю, обеспечим и предложение», - осторожно рассуждает о возможной переквалификации Константин Ломаковский.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »