Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 19 фев 14:59  Версия для печати

Владимир Трубчанин: машиностроители Донбасса конкурентоспособны в России

Доля машиностроения в ВВП развитых стран составляет до 20%, а в развивающихся азиатских регионах и выше. Без отрасли-драйвера рост экономики почти невозможен, ведь строить сырьевую модель в XXI веке могут себе позволить только арабские шейхи, у которых нефти больше чем воды. В Донецкой Народной Республике нефти, увы, нет, а значит, без технологий и современного производства продукции с высокой добавленной стоимостью региону не выжить.

Владимир Трубчанин: машиностроители Донбасса конкурентоспособны в России

О положении отрасли в ДНР и перспективах ее развития рассказал многолетний руководитель одного из флагманов машиностроения - «Ясиноватского машиностроительного завода», член политсовета Общественной организации «Патриотические силы Донбасса» Владимир Трубчанин.

- Все мы знаем, что Ясиноватая – один из наиболее пострадавших от войны городов. Как боевые действия отразились на заводе?

- Как и на всем городе – варварские артиллеристские обстрелы не идут на пользу никому. Повреждены кровли и помещения производственных цехов, оборудование, управляющие системы. По нашим подсчетам, предприятию был нанесен прямой ущерб на сумму около 150 млн. рублей. К сегодняшнему дню большая часть разрушений ликвидирована, оборудование восстановлено силами наших специалистов. На заводе работают более 500 жителей Ясиноватой, зарплата выплачивается два раза в месяц. Правда, ее размер значительно ниже, чем хотелось бы.

- Насколько сейчас загружено производство и изменилась ли номенклатура заказов по сравнению с довоенными?

- Загрузка, к сожалению, 30% от возможностей. Не так давно отгрузили проходческий комбайн КСП-35. Из нового – освоили ремонт добычных комбайнов типа УКД. Эту технику раньше производил Горловский машиностроительный завод, но так как он остановлен, мы осваиваем новую нишу. Сейчас завершаем капремонт четвертого подобного агрегата: два уже работают в Снежном и Шахтерске, два ремонтируем для ГП «Макеевуголь» и для шахты «Заря».

- Помню, даже в мирное время угольщики далеко не всегда вовремя рассчитывались с машиностроителями. Как сейчас?

- Как всегда. У шахт и раньше не было особо денег на технику, а сегодня когда господдержка как таковая отсутствует, и подавно. Это проблема уровня отраслевого министерства, а мы знаем, что у них денег даже на зарплату шахтерам государственных шахт сейчас не хватает.

Что касается какой-то перспективы, то Минугля и энергетики вроде утвердило перечень шахт, которые должны быть восстановлены, но конкретных программ развития и технического переоснащения отрасли, что позволяло бы судить о будущей загрузке машиностроителей, пока нет.


- Скажите, существует хотя бы гипотетическая возможность полноценно загрузить наши машиностроительные предприятия внутренними заказами? Очевидно же, что ждать инвесторов, готовых вложиться в промышленность Донбасса, а значит и в заказы для машиностроителей, сейчас по меньше мере наивно.

- Работу мы найдем, надо определиться с принципиальными вопросами. Например, Донецкая железная дорога - чья она и кто будет финансировать ремонт и замену подвижного состава, который «убит» на 90%? Только решение этой проблемы загрузит большинство местных машиностроителей. И таких вопросов, много. А без их решения мы пока больше надеемся на российский рынок. К примеру, наш завод надеется в этом году на сотрудничество с метростроем в Питере и Москве.

- И как воспринимают нашего производителя в РФ? Мешает ли «непризнанность» Республики налаживанию связей?

- Знаете, за последние шесть месяцев это отношение очень серьезно изменилось в лучшую сторону. Мы вошли в программы импортозамещения, то есть нас приравняли к местным производителям и непризнанность не особо мешает.

- А другие машиностроительные предприятия нашего региона могут найти рынок сбыта в России?

- Практически все наши машиностроительные предприятия конкурентноспособны на внешних рынках. Да, основная масса заводов была ориентирована на горнодобывающую промышленность, и придется несколько менять специализацию. Но у нас и так было не серийное производство, поэтому возможно абсолютно все. Вообще, машиностроение – отрасль гибкая и всегда найдет рыночную нишу.

- И все-таки вернемся под наши пенаты. Что необходимо, чтобы машиностроители стали тем самым драйвером экономики в Республике?

- Проблема не только в нашей отрасли как таковой. У власти сейчас нет как такого системного видения развития экономики, нет хотя бы среднесрочной программы развития. Реализуются какие-то точечные проекты, отдельные предприятия – это не системный подход, а латание дыр.

При этом не выполнены главные задачи государства – не установлен контроль над стратегическими предприятиями. Мы слышим от власти, что ФПГ украинские не влияют на экономику ДНР – это не соответствует действительности. Ни один из упомянутых стратегических активов пока не зарегистрировано в Республике и не платит в бюджет.

Без волевого, политического решения этой проблемы говорить о развитии экономики не приходится. Что мешает: минский процесс, боевые действия, общая политическая неопределенность - не знаю. Но сейчас регион не развивается, он выживает. Без комплексного подхода развитие и какое-то преобразование, реформирование просто невозможно. И власть должна это понимать.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции