Читать
Закрыть
От редакции - 21 янв 09:00

Герман Владимиров: «…эти люди на Донбассе никому не нужны: ни этой стороне, ни той!»

В Санкт-Петербурге уже три с половиной года существует Музей воинской доблести Донбасса. Музей небольшой, но не величиной определяется его значение. Когда на южной окраине России пятый год идет война и продолжают гибнуть мирное население, в том числе и дети, очень важно, чтобы гражданское общество прикладывало все усилия для достижения мира. Каждый на своем месте.
Рассказывает директор музея Герман Николаевич Владимиров:- Официальное открытие музея состоялось 9 мая 2015 года. Цель была простая – увековечить память простого добровольца, ополченца. Не каких-либо медийных командиров, а именно простых ребят, которые пали на земле русского Донбасса. Музей стал местом, куда могли прийти родственники, друзья и знакомые. Своеобразный храм, где можно почтить память своих павших…

- Насколько я понимаю, у вас добровольное финансирование, и ни в какие официальные структуры вы не входите?
Герман Владимиров:
- Это было принципиальное решение. Ни под какие структуры мы не пошли вообще. Хотя предложения были и от коммунистов, и от Союза Добровольцев Донбасса и от других. Но в этом заключается как наш минус – потому что у нас нет дополнительной поддержки, так и наш плюс – мы никому не обязаны, мы – независимы. И мы не лоббируем ничьи политические интересы, мы представляем интересы только народа и тех ребят, которые погибли.
Наш музей − народный. Люди его делают сами. Что это значит? Они сами приносят фотографии своих близких, вещи, которые принадлежали бойцам. Музей формируют сами люди. По содержанию экспозиции, по ее духу можно понять к кому и как народ относится. Мы занимаем нейтральную позицию на этом патриотическом поле, и не лоббируем, повторяю, ничьи интересы, - нет мотивации кого-либо «топить» в плане памяти и заслуг.
- А почему именно такое название музея вы выбрали?
- Названий изначально было два. Музей Новороссии – это было первое название. Но, в связи с определенными обстоятельствами, от нас не зависящими, и конъюнктурными соображениями, и, самое главное, с целью дальше продолжать нашу деятельность, музей решено было переименовать в «Музей воинской доблести Донбасса».
- Много ли у вас посетителей бывает?
- У нас сейчас формат экспозиции изменился. Мы теперь работаем по городам, различным населенным пунктам, то есть у нас выездная экспозиция. И у нас в настоящее время материала хватает на несколько выставок, которые мы одновременно можем открывать. Как показывает практика, делать какие-то статистические прогнозы не получается. Вы же прекрасно знаете, что когда идет активизация боевых действий на Донбассе, и когда медийный градус в «ящике» начинает повышаться, тогда и у людей возникает интерес не только к посещению таких мест, как музей, но и к оказанию гуманитарной помощи, к оказанию информационной помощи.
А война идет уже пятый год подряд, и пока я не вижу ни конца, ни края этому… И она самая тяжелая – позиционная война. Я не знаю сколько это будет продолжаться.

- У вас сейчас экспозиция только выездная? И вы именно в таком режиме планируете работать в ближайшие месяцы?
- Только что закончилась выставка в городе Всеволожске Ленинградской области. Экспозиция музея сейчас действительно имеет статус передвижной выставки. Если она у нас была стационарной почти три года, то с мая 2018-го мы решили её двигать по городам, чтобы люди, которые не могут приехать в Питер по тем или иным причинам, могли бы посмотреть её у себя. Есть планы показать ее еще в 16 районных центрах нашей области.
- А где вы уже побывали за это время?
- В Киришах, Липецке, Казани, Череповце, Вологде, Нижнем Новгороде, в Петербурге мы выставлялись в Доме дружбы Ленинградской области. Мы ездили в Гатчину. Нас сейчас приглашают в Москву, Крым, Орёл, Белгород и Кронштадт.
- А в Ростове-на-Дону вы планирует выставляться?
- Я думаю, что в Ростове мы выставку обязательно сделаем. Тем более, что это самый ближайший крупный город к ДНР. Город-транзит. Его посещали ребята, прежде чем отправиться на Донбасс. Туда стекались люди.
- Вы сейчас работаете как подвижники-передвижники, а потом у вас будет стационарная экспозиция?
- Да! Но мы сейчас выиграли конкурс в качестве лучшего интерактивного выставочного проекта Ленинградской области. Мы получили финансы, на которые планируем купить специальные разборные выставочные стеллажи. Кстати, когда мы были с выставкой в Казани, мне позвонили из министерства юстиции и обрадовали тем, что у нас теперь есть юридическое лицо под названием «Ленинградский доброволец», сейчас доделаем некоторые формальности и будем подавать заявку в городскую администрацию с просьбой о выделении экспозиции отдельного помещения. Стационарный музей необходим. Ищем хорошее место, желательно центр города. Но острой нужды в стационарном музее в данный момент нет. Прямо острой-острой, горячей-горячей).
- Я тоже считаю, что ваш формат экспозиции дает возможность большему количеству посетителей узнать о войне на Донбассе. Тем более, что люди из области, обычно, приезжают в Петербург по делам и у них не всегда есть возможность сходить в музей. Расскажите про вашу новую экспозицию рисунков детей Донбасса? Откуда эти рисунки? Какие дети рисовали?
- Это больше, чем экспозиция. Это целый проект, компиляция из трех составляющих, из трех направлений. Первое - работы детей, которые живут в зоне боевых действий. Это рисунки, связанные с тем, что они видят, на что они надеются и что они любят. Второе – гравюры художника Андрея Плотникова, бывшего бойца ОРБ «Спарта», того самого Моторолловского. Гравюры выполнены на стеклах, которые автор вынес из Донецкого аэропорта. Это связь поколений: на гравюрах нынешние бойцы нашего поколения и бойцы Великой Отечественной войны. Это надо видеть! Это своеобразное 3D. И, безусловно, экспонаты самого музея – личные вещи погибших командиров, бойцов. Осколки мин и снарядов, документы, трофеи. В том числе и НАТОвские трофеи. Все это представляет один цельный проект, который называется «Пусть не будет войны никогда!»
- Скажите, с какими впечатлениями люди уходят с выставки? Готовы ли посетители увидеть лик современной войны?
- Публика разная приходит. Вы знаете, у нас что ни война, то Отечественная. А я Донбасс с Россией не разделяю – там живут русские люди! И когда говорят: «Это русскоязычное население»,- мне как ножом по сердцу. Какое это русскоязычное население?! Это такие же русские, как и мы! К нам приходили военные, именно кадровые военные. Интересно было за их реакцией наблюдать. Видно было, что они сожалеют. Была бы у них такая возможность, была бы политическая воля, можно было бы так надавать этим «укропам»! За время Минских соглашений у меня больше погибло друзей, чем за время боевых действий. Это о чем-то говорит?! Но, к сожалению, правила цивилизованного мира диктуют свое. Поэтому все эти политтехнологи, конъюнктура и другие соображения: экономические, гуманитарные и тому подобные, встают поперек. И здесь нельзя рубить шашкой направо и налево. Поэтому мы терпеливо ждем. Русский долго запрягает, но быстро едет.
- Теперь вопрос о вашей недавней поездке в Донецк. Вы там часто бываете, но скажите, что сейчас поменялось? Что в глаза бросилось?
- Что я хочу сказать. С каждым моим приездом людям становится, к моему сожалению, все тяжелее жить. И не только простым гражданским людям, но и военнослужащим. Тогда там шла предвыборная гонка. Хотя это была никакая и не гонка. Все и так прекрасно знали кто будет главою республики. И такое у меня ощущение возникло (может я, конечно, ошибаюсь, но вряд ли), поездив по передовым, увидев, сколько молодых ребят там стоит − 98-го, 99-го, 2000-го годов рождения: что их отцов, дедов, братьев уже поубивали, теперь дети на их место стали. Так вот! И это очень страшно. Потому, что эти дети, вместо того, чтобы получать образование, работать на благо своей семьи, должны воевать. Я их называю солдаты с детскими лицами. И не дай Бог их предать российским властям! Эти ребята, кроме смерти, ничего не видели.
- Что вы скажете по поводу идеи открытия музея ополчения в Донецке? С такой инициативой выступает общественная организация «Патриотические Силы Донбасса».
- Я всегда говорю, что музеи, подобные нашему, должны быть в каждом городе! А в Донецке, Донбассе, сам Бог велел, чтобы такие музеи были! В каждом городе должны быть музейные площадки, которые должны работать не только как музеи, а как своеобразные союзы. Это площадки, объединяющие людей-единомышленников. Там можно различные мероприятия проводить.

- Концерты, встречи, презентации книг.
- Конечно! А тем более, я очень жду, что в ЛДНР будут открываться такие музеи, и можно будет консолидироваться, вместе работать, совместные проекты делать – это будет прекрасно! Работать на созидание!
- Что бы вы хотели сказать тем жителям, которые сейчас живут в ЛНР-ДНР? В связи с этой затяжной тяжелой войной у многих наблюдается упадок духа, людям все это надоело, экономическая ситуация вы сами знаете какая…
- Я знаю. А как в годы Великой Отечественной войны было? Понимаете, дело все в том, что многие еще и смуту создают. Очень многие беженцы, которые не видели войны, с конца 15-го года начали возвращаться в Донецк и Луганск, и пытаются воду мутить: «Как на Украине хорошо!» И так далее, и тому подобное. Понимаете, нервы не выдерживают у многих местных военных, они говорят: «Сюда бы укропов запустить на пару часов: вешать начнут всех подряд, без разбору – за то, что живут на сепаратистской земле; за то, что ходят в сепаратистские школы, магазины. Они не будут смотреть кто, где и как. И в первую очередь пойдут нацбатальоны. Потому что эти люди на Донбассе никому не нужны: ни этой стороне, ни той!» Поэтому что мне хотелось сказать? Жители Донбасса сейчас – яркий пример для всего русского мира. Они стоят на форпосте! Поэтому терпения!
- А жителям остальной части Украины, что бы вы могли сказать?
- У них мозги промываются. Бесполезно что-либо говорить. До них это само должно дойти. Это бесполезно, но и там есть много здравомыслящих и, к сожалению, запуганных людей. Я скажу честно, даже к нам на мероприятия специально порой приезжают такие люди из Украины.
- Как вы считаете, в будущем какое-то примирение возможно? Ведь это две бывшие части одной страны. Все равно им как-то надо будет строить отношения.
- В очень далеком будущем. Слишком много крови пролилось. А вообще это неизбежно! ЗА ЛЮБОЙ ВОЙНОЙ ПРИХОДИТ МИР! А вот когда это будет, я не знаю…
- Лично к вам вопрос: почему вы занялись музеем?
- У меня часть детства и юности прошла в Донбассе. И у меня брат там воевал…
P.S. Говорят, что человека можно убить дважды. Первый раз - когда убивают физически. Второй раз – когда забывают о нем!
Музей воинской доблести Донбасса – это возвращение тех ребят, которые отдали свои жизни за Отечество. И не важно где они родились: в Донбассе, или в Питере, или в другом месте. Пока о них помнят – они живут рядом с нами и в наших сердцах.
Вечная память ополченцам, добровольцам, работягам-солдатам и их командирам! И Царство Небесное.
Автор: Ксения Климова
Санкт-Петербург, 2019 Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости