Читать
Закрыть
От редакции - 07 окт 09:42

В Украине закроют школы - русскоязычные, и не только

Руководство Министерства образования вынуждено экономить на будущем Украины
Министр образования и науки Анна Новосад своеобразно поздравила учащихся и педагогов с Днем учителя, пообещав украинцам закрыть в стране еще больше школ и максимально ограничить обучение на русском языке — родном для половины жителей Украины.По словам молодой чиновницы, с сентября 2020 года в стране не останется ни одной русскоязычной школы — поскольку их принудительно переведут на украинский язык обучения. Конечно, это полностью противоречит обещаниям президента Зеленского и его правящей партии, которые не раз намекали своим избирателям на необходимость пересмотреть наиболее скандальные положения дискриминационных законов об образовании и языке. Но выборы прошли, и власть может не обращать внимания на возмущение одураченного электората, продолжая антидемократическую политику времен Петра Порошенко.
Конечно, такие новости бальзамом ложатся на сердце украинского патриота. Но диалектика украинской политики беспощадна — за каждой «перемогой» тот час же следует унылая «зрада». Как заявила в тот же день Новосад, правительство «реформаторов» считает необходимым закрыть еще одну партию школ — не смотря на то, что они успешно украинизированы и практически очищены от «языка оккупантов». Речь идет о провинциальных школах в небольших местечках и селах, которые предлагают «оптимизировать» — не очень заботясь о судьбе проживающих там детей.
«Это абсолютно неэффективное использование средств, и поэтому работать над сетью, ее оптимизировать, делать так, чтобы дети имели доступ к лучшим школам, это могут быть опорные школы, чтобы они могли до них доезжать, иметь доступ к лучшим образовательным услугам, и соответственно высвобождать средства», — витиевато рассказывает о своих планах министр Новосад.
На самом же деле, сокращение сельских школ в принципе лишает многих подростков возможности получать образовательные услуги. Уцелевшие сейчас «маломестные» учебные заведения и без того обслуживают сразу несколько сел, где школы закрылись раньше. «Школьные автобусы», которые должны отвозить детей на учебы, ходят нерегулярно — потому что средств на них не хватает. Зачастую детям приходилось добираться до расположенной в соседнем селе школы по лесным зимним дорогам, в позднее время и в плохую погоду. Все это уже давно привело к тому, что множество проживающих в подобных селах подростков посещают школу время от времени, получая образование формально, «задним числом» — за небольшую мзду педагогам, которые выписывают для них аттестаты по окончанию восьми лет школьного учебного курса.
Новая волна ликвидации школ приведет к тому, что количество полуграмотных и необразованных детей катастрофически возрастет — ведь получение школьного, а затем и высшего образования станет проблематичным для жителей сотен населенных пунктов. Фактически, оно останется гарантированно доступным только для жителей местечковых элит. И большинство жителей периферийных областей страны будут грамотными лишь на столько, насколько это будет необходимо для того, чтобы задешево продавать свою рабочую силу.
Однако, закрытие «убыточных» школ будет иметь множество других последствий для экономики и социальной сферы страны. Во-первых, это приведет к увольнениям педагогов, которые не смогут трудоустроиться по специальности в своем населенном пункте. Кроме того, ликвидация школы в целом негативно сказывается на социально-экономической жизни села. «Закрытие школ в Украине грозит вымиранием поселков», — предупреждают об этом эксперты сайта «Подробности».
Социально активные украинцы, которые, обычно, и без того не видят в родном селе никаких перспектив, но еще имеют какие-то средства, будут стремиться переехать туда, где их дети, по крайней мере, смогут получить образование. Такой отток населения негативно скажется на экономическом развитии оставшегося без школы поселка — и, вдобавок, увеличит уровень криминала, в который активно вовлекаются необразованные, ничем не занятые подростки.
К этому надо добавить самое важное — «оптимизация» украинских школ входит в число базовых условий Международного валютного фонда, от выполнения которых зависит дальнейшее кредитование Украины. Причем, добиваясь сокращения учебных учреждений, западные эксперты открыто требуют увеличить нагрузку на украинских учителей.«МВФ настаивает на том, чтобы нагрузка на преподавателей средней школы была увеличена. У нас уменьшается количество учеников. Значит, нам надо уменьшать количество учителей и школ. Это непопулярные шаги, это не вызывает большого энтузиазма в обществе», — говорила об этом заместитель министра образования Украины Инна Совсун, которая теперь трудоустроилась депутаткой Верховной Рады от партии «Голос».
Депопуляция населения, которая является прямым следствием неолиберальных реформ прежних лет, по-оруэлловски используется «реформаторами» в качестве аргумента для оправдания новой антисоциальной реформы — которая должна заставить украинских учителей работать еще больше, в условиях роста тарифов, цен и инфляции.
Итак, под радостные отчеты о сворачивании русскоязычного обучения, украинские власти способствуют развалу образовательной системы страны, вышибая поддерживающий ее основу фундамент. Их планы очень масштабны. Сразу же по итогам Евромайдана «реформаторы» задекларировали намерения ликвидировать около 500 «убыточных» школ, а также значительное количество профтехучилищ. Причем, согласно заявлению профсоюза работников образования и науки Украины, за несколько лет это приведет к увольнению около 100 тысяч учителей.
Чиновники образца Анны Новосад идеально походят для этой геростратовской миссии. С одной стороны, их программа несет в себе обязательные атрибуты национализма, включая неизбывную «армію, віру, мову». А, кроме того, она содержит в себе план максимального разгосударствления экономики, тотальной приватизации и полной ликвидации остатков социального государства, которые продвигаются под лозунгами борьбы с «тяжелым наследием совка».
Но важно подчеркнуть — в происходящем нет вины отдельно взятых министров. Мы уже видели это на примере ненавистной народу Супрун, которая ушла в отставку и отправилась домой в США — после чего ее место заняли точно такие «реформаторы» с националистическими тараканами в голове. Правительство обречено проводить самоубийственную для украинского будущего политику — потому что разоренная, деиндустриализованная страна не может позволить себе содержать полноценную систему образования и науки, оставшуюся ей по наследству от «тоталитарной» УССР. Денег на это попросту нет. И ликвидация школ является составной частью масштабного процесса деградации и регресса, который с неизбежностью охватил Украину, проявляя себя буквально во всех сферах ее экономической и общественной жизни.Впереди — тупик.
Андрей Манчук, Украина.РУ Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости