Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 18 авг 13:54  Версия для печати

«Герой должен сидеть». Порошенко ветировал закон об амнистии

«Герой должен сидеть». Порошенко ветировал закон об амнистии

Официальная власть Украины продолжает борьбу с образовавшейся на улицах властью неофициальной – в камуфляже и с нашивками «героев АТО». Президент Порошенко наложил вето на законопроект об амнистии, в который помимо прочих категорий были внесены бойцы ВСУ и добробатов, отбывающие наказания за преступления в зоне конфликта.

Президент Украины Петр Порошенко ветировал законопроект «Об амнистии в 2016 году». Как отмечено на сайте украинского парламента, документ возвращен в Раду «с предложениями президента».

Стоит напомнить, что это, в общем-то, типовой закон, ежегодно принимающийся для досрочного освобождения из-под стражи тяжелобольных, несовершеннолетних и напротив, достигших пенсионного возраста, женщин, родителей несовершеннолетних детей или детей инвалидов и прочие социально незащищенные категории.


В Верховной Раде он был зарегистрирован еще в марте месяце этого года, но руки до его рассмотрения у парламентариев дошли только в июле и то по настоянию генпрокурора Юрия Луценко.

Последнего его кум, по совместительству глава украинской державы, направил купировать кризис, сложившийся вокруг дела одного из командиров батальона «Айдар» Валентина Лихолита по прозвищу «Батя» . Печерский суд Киева, по требованию прокуратуры, избрал фигуранту меру пресечения в виде содержания под стражей, так как обвинялся «герой-доброволец» в значительном перечне преступлений, включавшем организацию банды и разбойных нападений, похищение людей, угрозы применения насилия, угоны автомобилей и прочие совершенные во «Славу Украины» подвиги.

Лихолита Луценко, конечно же, «отмазал», выбив из суда «подписку о невыезде». А, для успокоения заблокировавших прилегающие улицы побратимов задержанного, генпрокурор без юридического образования тут же пообещал амнистию всех героев оптом, даже тех, кто под суд пока не попал в силу нерасторопности его ведомства.

В итоге стандартный документ о ежегодной амнистии был срочно переписан и проголосован 7 июля Верховной Радой с учетом интересов преступников в камуфляже. Кроме прочих, на свободу должны были выйти «участники боевых действий, лица, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостности Украины, непосредственно участвовавшие в АТО», не совершившие тяжких и особо тяжких преступлений.

Документ тут же раскритиковали юристы.


К примеру, известный киевский адвокат Татьяна Монтян тогда отмечала, что законопроект оставляет возможности для субъективных оценок поступков каждого, кто теоретически может попасть под амнистию. «Когда принимается решение об амнистии, исходят не из того, что человек совершил, а из того, что написано в приговоре. Как всё это оценил суд. А у нас, как вы знаете, все очень субъективно. Вы же слышали, как Луценко сказал, что если очень надо, то можно и ограбить. Словом, будет так же, как и по закону Савченко. Выпустят на волю всех бешеных неадекватов», - считает она.

Ее коллега Андрей Смирнов в свою очередь называл законопроект примером «низкопробного законотворчества». «В этот раз в круг лиц, которые подпадают под амнистию, определены и те, кто подозревается в совершении или осужден за преступления, совершенные во время боевых действий в зоне проведения АТО. Речь идет об односторонней национальной амнистии, которая лишает потерпевшую сторону, конкретного мирного гражданина, проживающего в зоне боевых действий права на правосудие, - прокомментировал он документ для СМИ. - Слава Богу, кто-то вовремя успел сообразить, что особо тяжкие преступления следует вынести за скобки. Но остаются другие уголовные правонарушения: то же мародерство и грабежи. В данном случае немаловажно: наша национальная амнистия является необязательной к применению международными судебными инстанциями. То есть, граждане, права которых нарушены, могут добиваться справедливости в Европейском суде».

Но при всем правовом несовершенстве, с политической точки большинство экспертов и обозревателей потенциальную широкую амнистию военным преступникам расценили как слабость официальной власти, уступившей уличной толпе. Теперь, ветировав закон, президент Порошенко пытается отыграть ситуацию обратно, благо, общий информационно-политический контекст за месяц поменялся. Как отмечают некоторые обозреватели, властям удалось нанести мощный удар по имиджу радикалов-добровольцев в целом. Скандал вокруг дела «Торнадо», поначалу раскручивавшийся по сценарию дела Лихолита, с уличными акциями и привлечением нардепов на «защиту героев», был сполна использован властями для демонстрации реального облика «воинов света» на Востоке.

Как всегда, весомым для киевской политики остается и мнение Запада, который и без того не в восторге от происходящего в Украине и спровоцированного Киевом обострения отношениях с Россией.


На этом фоне сомнительная, с точки зрения права, амнистия тысяч преступников с опытом боевых действий, может быть рассмотрена западными кураторами как окончательное сползание клиента в неуправляемое состояние.

Конкретные претензии Банковой к документу пока не обнародованы, но, как предположил военный прокурор Украины Анатолий Матиос, скорее всего в законопроекте конкретизируют в части преступлений военнослужащих, которые будут подпадать под амнистию. «Я думаю, что эти правки уместны для того, чтобы не было пробелов в законе, когда приходится сразу после принятия закона моментально ставить вопрос о внесении изменений, так как на практике оно не будет работать», — заявил Матиос. По его словам, амнистия должна распространяться на тех, кто «не совершал насильственных действий по отношению к людям» и не принимал участия в бандитизме.

Если рассуждения чиновника верны, то документ может быть доработан, а количество потенциально освобожденных экс-военных сведено к некоему минимуму, который власть согласится признать разумным. Отложив освобождение «героев», Порошенко сознательно вызвал на себя «огонь» патриотической критики как от радикальных групп, только претендующих на роль в политике , так и от парламентских оппонентов в лице Тимошенко, Ляшко и прочих. Но с другой стороны, таким нехитрым способом власти снижают мобилизационный потенциал «уличных политиков», и приглашают коллег по парламенту к привычным кулуарным торгам.

Конечно, можно предположить, что отложив ежегодную амнистию в целом, власти все-таки позаботились о населении, которое в, считающихся мирными, регионах по итогам двух лет победы евромайдана стали убивать, грабить и насиловать в разы чаще, чем было при «злочинном режиме».


Но в такой гуманизм верится как раз с трудом. Выпущенные досрочно по так называемому «закону Савченко» 50 тысяч уголовников беспокоят только остатки правоохранительной системы. Ни Генпрокуратура, ни Администрация президента отменять этот, уже очевидно вредный для страны закон, депутатов что-то не призывают.

А вот амнистию экс-воякам предлагают все-таки обсудить. В отличие от обычных преступников, боевики АТО угрожают не только простым гражданам, но и самим власти предержащим. Так что вопреки повальной декоммунизации, Порошенко как раз пора перефразировать легендарного Жеглова: «Герой должен сидеть в тюрьме. Я сказал!».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »