Говорит лидер
Читать
Закрыть
Галина Скворцова - 21 янв 18:00

Жизнь в Донецке. Вернуть утраченное

Мне почему-то кажется, что даже если у нас наконец-то наступит мир, то еще очень долго мы будем жить «в войне».
Думаю, что это очень с натяжкой можно назвать «посттравматическим синдромом», потому что большинство дончан живут обычной жизнью обывателя – работа, дом, семья. С военными наш уклад ни в какие сравнения, понятно, не идет. Но если вдуматься – чем жизнь в Донецке отличается от жизни, например, в Саратове? По большому счету ничем. Да, цивилизации у нас поменьше, да бахает, да довольствуемся гораздо меньшим, но, учитывая что за три года адаптировались и под это, то среднестатистический день жителя Саратова от такого же дня жителя Донецка отличается мало. Менять местами, конечно, жестоко по отношению к жителю Саратова, но нашего туда запросто! Адаптируется быстро и в сторону уменьшения стресса. Казалось бы – все логично, но почему же тогда никак не адаптируется?Прожив прошлым летом месяц в России, целый месяц! Так и не смогла трансформироваться в мирного жителя, как все. Это и знакомое всем чувство вины – пока я тут прохлаждаюсь, моих обстреливают, и настоятельная потребность все время быть в курсе событий и, не отрываясь, читать донецкую ленту, и въевшийся намертво комендантский час и еще куча всего.
В этот раз, на праздниках в Москве, когда как обычно заблудилась, стояла на Дмитровской перед картой, делала вид, что что-то понимаю в топографии, услышала обычный телефонный разговор какой-то женщины средних лет:
- Софочка, я тебе гарантирую, все у тебя вылечится в следующем году, главное ты настройся, что самое худшее, что у тебя заболит так это живот от фаршированной рибы. И не потому что рибка спортилась, а потому что вкусная и ее много. И Мишенька твой поступит, не переживай, да. Хороший умный мальчик же. И тебе Софочка повышения по службе, здоровья и счастья. Ну, потому что, Софа, кому как не нам быть счастливыми??? Да. И тебя целую. Обнимаю. Передам. С новым Годом!
«Мира не пожелала», - почему-то отметила я. И тут же – а зачем мира, когда вокруг и так один сплошной мир? Везде, куда ни глянь – мир. И уже почти 72 года так. Действительно, что может произойти, когда твой сон охраняют «Тополя», «Искандеры» и прочие «Буратины»?! И вообще, в последнее время с твоей Родиной все на «вы». Нет, войны были всегда и, как все нормальные люди, всем, попавшим в жернова конфликта, выражалось сочувствие. Но война по телеку, и война в соседнем районе – это разные вещи. В негативе жить нельзя, да. Поэтому, когда война в телеке надоедает, всегда можно переключить на сериал. В отличие от.
И так мне завидно стало, что и не передать! Я тоже так хочу, чтоб повышение, здоровье, счастье, а мир – само собой разумеющаяся вещь. Хотя, если есть мир, то все остальное есть по умолчанию. Но, опять же, чтоб это понять, надо пожить у нас. В общем, все запутанно. Но я твердо решила хоть на чуток вернуть себе то, довоенное, ощущение. И прямо-таки начала над этим работать.
Перво-наперво – комендантский час. В десять вечера, где бы ты не находился, начинаешь переживать и стремиться домой. Не буду стремиться. Выхожу гулять после 23-00. В центре красота, полно народу на улицах, все гуляют и фотографируются. Тут же концерты. Приходится привыкать к ощущению «полно народу на ночных(!) улицах». А еще «доставляет» мысль, что ты, как обычный человек, «хомосапиенс», ничем не отличаешься от людей на ярмарке у ГУМа, и все они воспринимают тебя так же, как обычного мирного человека, который может гулять всю ночь. Ты такой же, как они – мирный и сам себе хозяин! И ходишь такая себе среди всех, такая же – непередаваемые ощущения!
Пойти в гости и засидеться, заболтаться заполночь, как раньше. Сидишь себе, разговоры за жизнь сами собой, есть где и посмеяться и погрустить с душевными людьми. Салатики, коньячок, перекуры на лестнице – прекрасно все! А топом просто взять, вызвать такси и просто вернуться домой. Без паники, без тревог, без волнений. Просто сесть и поехать.
И я понятия не имею, почему эти ощущения вдруг оказались такими важными для меня.
Ночные экскурсии. Высоко-петровский монастырь. Надо пропитаться этим миром. Вот я. Вот люди. Вот служитель монастыря. Да, ходим. Да, и я как все. Да, вот так вот запросто. Да, никому и в голову не придет взглянуть на часы и вздохнуть «не успеваем». Кто хочет – может подняться на колокольню. Я хочу. Узкая винтовая лестница, усугубленная ремонтом, засыпанная снегом. Свет только от мобилок. Не видно вообще ничего! Просто ступеньки вверх под ногами. Когда там оно заканчивается – тоже непонятно – ночь же! Красотища!!!!
- Не спешите, тут опасно, - предупреждает меня идущий сзади служитель.
- Пфф. Это в Иверском монастыре в четырнадцатом было опасно, а тут красотища!
Вот хотела же даже не вспоминать войну, ну хоть недельку помолчать о ней. Не-а. Не получилось. Как-то само собой ляпнулось.
Мои слова не остались незамеченными. Служитель монастыря живо интересуется, что за Иверский монастырь и почему там опасно. Вручаю планшет с фото нашего монастыря, сама иду любоваться видами с колокольни. Оказывается, для многих наши развалины в диковинку:
- Я думал у вас там один разрушенный дом, а у вас…, - удивленно произносит один их экскурсантов.
Вот! Вот так я хочу! Чтоб вот настолько стать мирной! Чтоб совсем не интересоваться политикой, войной, понятия не иметь кто такой Штайнмаер, просто жить. Это очень хороший показатель – индекс мира, я бы сказала. Если ты просто живешь, не смотришь новостей, не вникаешь в геополитику, и при этом спокоен – есть, где жить, не смотришь на ценники в супермаркете, просто покупаешь и знаешь, что на кассе тебе на все это хватит денег. Если заболеешь – вылечат. Дети одеты, обуты, на кружки отведены, сладостями балованы, игрушками завалены. И при этом независимо от того, что скажут в новостях, завтра будет такой же стабильный день.
Салюты. Я три дня к ним готовилась. Можно сказать аутотренинг. Это будет салют. Просто салют. Каких мы слышали и видели тысячи раз. Вспомни холодок от восторга в солнечном сплетении. Помнишь? Ощущаешь? Вот точно так это будет и на Новый Год – радостно и с восторгом. Поняла? Да. Не помогло. С первым же салютом вернулся обычный донецкий страх. А вокруг все рады и счастливы. Ты одна, как дура, трясешься, как осиновый лист. И нестерпимо хочется хоть ненадолго, пусть потом все вернется, но чтоб как в довоенное время радоваться этому чертову салюту! Изо всех сил стараешься – запиваешь страх шампанским, выходишь на улицу, где каждый излучает эту радость. Ты тоже улыбаешься, смеешься, поздравляешь – это такой прием психологический. Если утром, даже в очень плохом настроении улыбнуться раз пять-шесть своему отражению, то настроение твое улучшится. Не сработало. Верней, не до конца – поздравляла и радовалась искренне, но с очередным бахом – скукоживалась.
И еще я разучилась просто засыпать, как раньше. Просто лечь и уснуть. Большие надежды возлагала на мирный мир, что там смогу. Не-а. Плечи, шея, руки и зубы – постоянно в напряжении. И расслабиться не получается.
А так хочется вернуть себе себя довоенную, хоть ненадолго. Не то, чтоб я сильно мучилась от проживания в Донецке, нет. Просто любопытно вернуть себе утраченное. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции