Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 14 мар 18:25  Версия для печати

У ДНР появилась граница

У ДНР появилась граница

Официальный сайт МГБ ДНР опубликовал указ главы республики «О линии соприкосновения», который присваивает фронту статус государственной границы со всеми вытекающими следствиями.

По сложившейся традиции государственных органов ДНР публиковать документы задним числом, Указ № 42 от 27 февраля 2017 года был представлен общественности спустя почти две недели. Ознакомиться с указом можно на ресурсе Министерства госбезопасности, на которое, совместно с другими силовыми ведомствами и фискальными органами, и возложен контроль над исполнением документа.

Согласно Указу, с момента его подписания, знакомая гражданам линия соприкосновения официально превращается в государственную границу.

Теперь официально въезжать и выезжать можно только через пункты пограничного контроля, в которых необходимо проходить обязательную регистрацию.



Как отмечено в пунктах 4 и 5, действия граждан или должностных лиц, связанные с незаконным пересечением, организацией незаконного въезда и выезда, с фиктивной постановкой на учет граждан, осуществивших незаконное пересечение линии соприкосновения», будут квалифицироваться согласно статьям Уголовного кодекса ДНР. Санкция соответствующей статьи влечет за собой наложение внушительного штрафа, а в особо злостных случаях – лишение свободы на срок до шести лет.

Учитывая, что мирное население давно пересекает линию соприкосновения исключительно через контрольно-пропускные пункты, ничего такого, что меняло бы уже сложившийся де факто порядок, в документе нет. Вопреки досужим домыслам общественности, установление границы не означает и отказа от территории, захваченной ВСУ. Как отмечено в документе, граница хоть и между ДНР и Украиной, но проходит по территории Донецкой Народной Республики и представляет собой «условное разграничение территорией, где размещены населенные пункты, в которых временно осуществляют полномочия органы государственной власти Украины, и территорией, которая находится под контролем органов государственной власти ДНР». Таким образом, формально республика не отказывается от претензий на полный контроль над своей территорией, а это, напомним, вся бывшая Донецкая область, голосовавшая на референдуме в мае 2014-го. Расположение границы не окончательное и теоретически подлежит переносу на «естественные рубежи». Правда, стоит отметить некоторое расхождение официальной риторики, которая, вполне справедливо, именует украинский контроль над территориями Донбасса оккупационным, с документом, который констатирует «осуществление полномочий органами госвласти Украины», пусть, и на временной основе.

Почти три года существования республики и власти, и политические лидеры ограничивались декларированием границ всего молодого государства, без установления даже временных ограничений.



Так что, рано или поздно, у республики должен был появиться еще один атрибут государственности в виде границы. А его установление по имеющейся линии соприкосновения, скорее всего, свидетельствует о том, что при полном сохранении политических претензий, выход на административные рубежи из тактических планов вынесен. По крайне мере, пока. И, после почти трех лет патового вооруженного противостояния, перемен военно-политического ландшафта можно особо не ждать.

Впрочем, позволим себе предположить, что готовился документ все же не только для того, чтобы просто формализировать фактические границы. Вполне вероятно, что юридическая фиксация нынешней территории ДНР была продиктована в контексте признания Россией документов республик и другими шагами по ускорению интеграции Донбасса в российское экономико-правовое пространство. С этой точки зрения становятся более понятными пункты указа, направленные на борьбу с нелегальной миграцией и фиктивной регистрацией. Очевидно, что в предыдущие годы проблем с наплывом переселенцев и мигрантов ЛДНР не испытывали, скорее наоборот, низкий уровень оплаты труда, нехватка рабочих мест и недостаточные для выживания социальные стандарты постоянно вынуждали жителей республики к выезду за пределы Донбасса. А каждое существенное обострение на линии фронта только усиливало и этот отток. В новых же обстоятельствах ожидать, что люди будут переселяться в Донбасс, конечно, не стоит, тем паче, что сами перспективы местного промышленного комплекса, оказавшегося под государственным управлением, начинают вызывать опасения.

Но получить документы, облегчающие пребывание в России, уверены, захотят и многие жители Украины, в том числе и те, чьи политические предпочтения и факты биографии делают их нежелательными гостями и в Донецке, и в РФ.



Кстати, бродящий ныне в киевских умах проект лишения украинского гражданства всех, кто имеет паспорта других стран, теоретически, тоже может укладываться в указанный логический ряд. За гражданство ДНР Украина свой паспорт, конечно, не заберет, скорее, попробует привлечь его обладателя к ответственности «за сепаратизм». А вот если Россия упростит получение своего гражданства для жителей Донбасса, в том числе и по документам ДНР, то у Киева будет железный мотив исполнить давнюю мечту радикалов – массово лишить дончан и луганчан украинского гражданства. О том, что в этом случае ВСУ и нацбаты будут воевать с теми же местными, но уже в статусе граждан РФ, за которых Москва может и вступиться на совершенно законных основаниях, тамошние стратеги, конечно, не думают.

Впрочем, такие политические перспективы пока остаются под вопросом. Возвращаясь же к существующей практике, предположим, что еще одним мотивом республиканских властей для установления официальной границы может быть очередной шаг по улучшению администрирования и собираемости налогов и сборов. Официальные источники пока новые условия не трактуют, но по логике вещей, теперь ввозимые из Украины товары подпадают под те же нормативные акты, что и любой другой импорт. И, продолжая логический ряд, нерастаможенный соответствующим образом товар, чем, как известно, нередко грешит малый бизнес, провозящий закупки под видом личных вещей, становиться не просто налоговым нарушением, а контрабандой.

Кстати, в глазах украинской власти этот товар давно считается контрабандой, так что остается надеяться, что помимо маркировки границ республиканские власти приложат усилия для того, чтобы не усложнять жизнь простым людям.



Любопытно отметить, что пока неокончательная, но все же вполне официальная фиксация имеющегося положения, произошла почти одновременно с двух сторон. Как сообщают украинские СМИ, на днях Киев ввел новый порядок перемещения товаров через линию разграничения. Который, напомним, был принят под давлением радикалов, устроивших «патриотическую блокаду» на рельсах, и, по сути, только констатирует нежелание Киева восстанавливать полноценные связи с Донбассом. В документе речь идет исключительно о сырье, продукции и оборудовании для тяжелой промышленности – то есть только о том, в чем жизненно нуждается сама Украина. Продукты питания и медикаменты могут быть перевезены через линию соприкосновения исключительно в качестве гуманитарных грузов, объемов которых не хватило бы региону, не будь налажены поставки из России. Впрочем, «гуманизм» постмайданного Киева известен давно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »