Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 04 авг 19:47

Чем победить кризис? Трофейный станок и советские подходы

Несмотря на войну и блокаду, Макеевский ремонтно-механический завод загружен заказами и расширяет свой коллектив. Секрет в возврате к советским производственным цепочкам и социалистическим методам хозяйствования?
Макеевский РМЗ сегодня входит в структуру госпредприятия «Макеевуголь», но, по сути, выполняет функции опорного ремонтного актива для всех угольщиков ДНР. Услугами завода пользуются все государственные угледобывающие предприятия республики, в результате чего оно – одно из немногих местных производств, которое может планировать свою деятельность, и, пусть с относительной долей уверенности, смотреть в будущее.На трех производственных площадках ремонтируют механизированную крепь, насосы и шахтные комплексы для добычи угля и проходки.
- У нас полный цикл восстановления. Разборка, ремонт металлоконструкций и гидравлики, испытания на стендах и поставка под ключ. Есть механосборочный цех, литейное производство, в общем, все необходимое. Сохранили даже участки, непосредственно занимающиеся монтажом и наладкой техники после ремонта, - рассказывает сотрудник завода Артем.
По его словам, новую технику здесь, конечно, не выпускают, но ремонтируют практически весь ассортимент отечественного ГШО, и всерьез готовятся рассмотреть возможность ремонта импортной техники. Стоит пояснить, что на шахтах Донбасса до войны большинство машин и агрегатов были местного или российского производства, но некоторое количество немецких, чешских и других комбайнов, конвейеров и прочего все же есть. К производителю в страны ЕС их, по понятным причинам, на техобслуживание не повезешь.
Помимо собственно ремонтных работ, РМЗ производит ряд запчастей и узлов для ремонтируемых агрегатов. Более того, под новые типоразмеры заводские умельцы даже модернизируют имеющийся станочный парк. Инновационным, производство, конечно, не является, но как говорится «наша техника выпускается для наших людей и их привычек в эксплуатации».

Пожалуй, единственный станок на заводе, который никогда не подвергался и не подвергнется реконструкции – продольно-строгальный станок JOHN STIRK & SONS, времен Великой Отечественной войны. Историю появления этого раритета не помнят даже заводчане, в шутку называя его «трофейным». Но на вопрос, не выгоднее ли продать в музей, за старичка вступаются по серьезному: «Он же рабочий! И точность хорошая».
- Мы сейчас отгрузили секции для одной шахты. До конца года – три лавокомплекта для Макеевки, Донецка и Шахтерска, - говорят на заводе. – Сейчас работает около 350 человек, но прием есть. В советские времена здесь работы хватало тысячному коллективу.

- По сути, так было в Союзе, и это правильно, - говорит директор предприятия Евгений Заварзин. -То есть, мы сейчас вернулись к такому подходу, когда перед заводом не ставится цель получить прибыль, только себестоимость. Но, соответственно, наша недополученная прибыль не увеличивает затраты шахт на ремонт и обслуживание техники, - отмечает руководитель. - Завод же полностью обеспечен всем необходимым, коллектив стабильно работает и своевременно получает зарплату.
Если дело обстоит именно так, то, похоже, что в ситуации с заводом удалось избавиться от классического рыночного подхода, требующего от каждого предприятия быть, во что бы то ни стало, прибыльным. Цель, вроде бы благая, но в итоге угольным объединениям не всегда было выгодно пользоваться услугами собственных структурных подразделений, что провоцировало повсеместный аутсорсинг, который открывал руководителям предприятий «широкие коррупционные горизонты».

В применяемой же на РМЗ схеме получается что-то вроде перекрестного субсидирования, в которой точкой, где образуется прибыль, является конечный продукт – уголь. Речь идет, естественно о государственных угледобывающих предприятиях, но после весенней «национализации» они занимают основную долю в отрасли. И, возможно, это является неплохим выходом и для шахт, и для завода, особенно в сложившихся весьма непростых финансовых условиях для отрасли.
Понятно, что в долгосрочной перспективе проблема с техническим перевооружением донбасского углепрома никуда не девается. Ни один ремонтник этого не признает, но потребность в новом оборудовании капремонты никогда не покроют.
Мощностей для производства новой горной техники в ДНР более чем достаточно, и если местный уголь сможет освоить новые рынки сбыта, на загрузку, возможно, сможет претендовать не только ремонтное производство. А пока временный выход найден. Правда, дальнейшее развитие ситуации, от угольщиков, скорее всего уже не зависит. Если Россия не предоставит свои рынки для республиканского углепрома, ситуация будет для него оставаться тупиковой, как сейчас. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости