Читать
Закрыть
От редакции - 19 июн 16:02  Версия для печати

Украинский учебник истории — отрава для детей

Украинский учебник истории — отрава для детей

Учебные пособия по истории Украины заслуживают самого пристального внимания

«Что с них возьмёшь – они же шумеры…», – эту шутку об украинцах в последнее время мы слышим всё чаще. Google при запросе «украинцы шумеры» выдаёт более четырёхсот тысяч (!) ответов. И пусть не все они посвящены «родству» с одной из древнейших цивилизаций, но иронический образ современной Украины и украинцев, выводящих свои корни из Месопотамии, прочно прописался в умах.

При этом бытует мнение, что «шумерская родословная» присутствует в школьных учебниках. Возможно, кого-то мои слова разочаруют, но это не так. А вместе с тем учебные пособия по истории Украины заслуживают самого пристального внимания: без них трудно понять, что происходило с этой бывшей советской республикой после 1991 года и как там мог появиться существующий ныне политический режим.
Украинский учебник истории — отрава для детей

Возьмём учебник для 5 класса. Называется он «Історія України. (Вступ до історії)», выпущен в Киеве издательством «Генеза» в 2013 году, то есть ещё до переворота, при президенте Януковиче, когда ведомством просвещения руководил Дмитрий Табачник. Приказом министерства образования и науки, молодёжи и спорта №10 от 04.01.2013 г. эта была книга рекомендована в качестве учебного пособия и служит в таком качестве до сих пор.

Автор учебника – Юрий Власов. На сайте Института педагогики Академии педагогических наук Украины его рекомендуют как кандидата наук, доцента, автора более ста публикаций.

И какие знания сей учёный муж вкладывает в детские головы? Первым делом он знакомит детей с Михаилом Грушевским, которого аттестует «отцом украинской истории». Можно называть Грушевского фальсификатором, отмечать его крайнюю тенденциозность, но, как по мне, более всего красноречив такой факт: во время гитлеровской оккупации в школах Краматорска в качестве учебного пособия рекомендовалась именно «Иллюстрированная история Украины» Грушевского.
Украинский учебник истории — отрава для детей

Однако вернёмся к учебнику Власова. Когда школьников познакомят с «отцом истории», им поведают об археологии, музеях и архивах, но это уже во вторую очередь: ведь главная задача – растить не поколение образованных людей, а украинских «патриотов». И это поколение растят уже не одно десятилетие. Поэтому, например, в учебнике детям и предлагается упражнение: «Умеете ли вы хорошо рисовать трезубец?»

Затем автор пособия постепенно добирается до одного из главных вопросов – о происхождении названия «Украина». На 47-й странице читаем, что «Русь» предшествовала названию «Украина» для обозначения территории, населённой «украинцами-русичами», а само название происходит от слова «країна», что значит «родной край», «страна», «земля».

Серьёзные ученые (например, ушедший недавно из жизни лингвист Андрей Зализняк) всегда утверждали, что «Украина» – это от «окраины». Однако в независимой стране считать себя порубежьем, то есть маргиналами на разломе двух цивилизаций, не желают, и поэтому детям-пятиклассникам скармливают измышления Грушевского («Украина-Русь», «украинцы-русичи» и т. п.).

Открываем сочинение господина Власова на 52-й странице и выясняем, что Богдан Хмельницкий заключил с московским царём, оказывается, «военный договор». Это о 1654 годе. Заглянем теперь в источник и читаем: «Обрадовася вельми с пожалования великого и милости неисчетной Твоего Царского Величества, которую нам изволил Твое Царское Величество показать, много челом бьем Тебе, Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Царских Твоему Царскому Величеству будем вовеки».

Очевидно, что перед нами не «военный договор», а прошение о принятии в подданство, пятиклассников же цинично обманывают.

Кроме фальсификаций автор учебника занимается ещё и подтасовками. На 85-й странице он пишет, что в XIX веке украинского государства не существовало, эти земли принадлежали Российской и Австрийской империям, но уже на 93-й сообщается, что в конце столетия на Украине появились первые железные дороги: Перемышль – Львов и Одесса – Балта. И ни слова о том, что эти железные дороги появились не «на Украине», а в таких государствах, как Австро-Венгрия и Россия.

В том же абзаце говорится об электрическом трамвае, который запустили в Киеве в 1892 г. Киевляне всегда гордились тем, что это был первый электротрамвай во всей Российской империи. Однако в учебнике данный факт опущен – учебник создаёт миф об отдельной от России Украине.
Украинский учебник истории — отрава для детей

Столь же бесцеремонно Власов обращается и с другими фактами. На 118-й странице он сообщает, что в результате восстания Хмельницкого возникла Украинская казацкая держава и называет её то Войском Запорожским, то Гетманщиной. Затем читателей информируют, что просуществовала она более 100 лет, а в 1760-1780 годах Гетманщина попала под власть царизма и была ликвидирована. Снова ложь. Гетманщина независимой державой никогда не была и опять-таки являлась частью России.

Автор учебника передёргивает и тогда, когда речь заходит о революции 1917 года. Школьникам сообщается о создании Центральной рады, провозглашении Украинской народной республики (УНР) и её войне с большевиками. Откроем III универсал Центральной рады, где сказано: «Народ украинский и все народы Украины! Тяжелое и трудное время пришло на землю Российской Республики… Народ Украинский! Ты, вместе с братскими народами Украины, поставил нас беречь права, добытые борьбой, создавать порядок и строить всю жизнь на нашей земле. И мы, Украинская Центральная Рада, твоей волей, во имя созидания порядка в нашей стране, во имя спасения всей России, оповещаем: Отныне Украина становится Украинской Народной Республикой. Не отделяясь от республики Российской и сохраняя единство ее, мы твердо встаем на нашей земле, чтобы силами нашими помочь всей России, чтобы вся Республика Российская стала федерацией равных и свободных народов [выделено нами. – С.П.]…»

Есть ли в учебнике для пятиклассников хоть слово о федерации и спасении России? Нет!

Перейдём к Великой Отечественной войне. Сейчас на Украине её как бы отменили (декоммунизация, понимаешь) и говорят только о Второй мировой, однако в учебнике Власова термин «Великая Отечественная» ещё присутствует, хотя с оговоркой: «известна под названием» (147-я страница). Намёк на то, что ни Великой, ни Отечественной эта война для народа Украины не была.

А через несколько страниц заходит речь о сопротивлении гитлеровским оккупантам, и в один ряд с советскими партизанами ставится УПА. Правда, ей ещё пока не приписаны лавры освободительницы Украины, но с «революціей гідності» придёт и это.

Ещё хлеще в пособии по истории Украины расправляются с послевоенным периодом: его просто нет, вместо 1945-1991 годов в учебнике дыра. После параграфа, посвящённого войне, Власов переходит к независимой Украине. И тут – одна перемога за другой: введение гривны, спорт, освоение космоса (имеется в виду полёт Леонида Кадынюка на американском шаттле «Колумбия»), народный хор имени Григория Веревки…
Украинский учебник истории — отрава для детей

Окончив пятый класс, украинские школьники будут знать, что их стране более тысячи лет, что целый век существовала независимая Гетманщина, что потом возникла УНР, а с гитлеровцами воевала УПА. К реальной истории это никакого отношения не имеет. Однако вся эта белиберда останется в детских головах. В шестом, седьмом и последующих классах извращённое представление о прошлом Украины будут закреплять и бетонировать.

И когда сгодня мы видим осатанелую молодежь, орущую «Слава нації! Смерть ворогам!», то это одно из прямых последствий появления подобных учебников истории. Отравленные детские души – первый шаг к формированию «другого народа». И постсоветская Украина сделала много таких шагов – никто не препятствовал.

Сергей Павленко, "Фонд стратегической культуры"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »