Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 04 мар 09:42  Версия для печати

Дорого? Зато дешевле!

Утром 26 февраля все автомобилисты Республики были неприятно удивлены – автозаправочные станции синхронно, вне зависимости от сетевой принадлежности и форм собственности подняли стоимость бензина на 2-3 рубля. Литр А-92 стал стоить 43 рубля вместо 40, А-95 – 45 вместо 43. Паники, это, конечно, не вызвало – и не к такому привыкли за последние два года, но канистры про запас наполнять начали – вдруг опять пропадет?

Дорого? Зато дешевле!

Разъяснения причин подорожания не заставили себя долго ждать, и были даны почти неделю спустя. 2 марта о ситуации на рынке ГСМ в интервью Госмедиахолдингу рассказал и.о. начальника управления стратегии развития промышленности Администрации Главы ДНР Эдуард Поляков. Позволим себе привести выступление без купюр.

«Все изменения в ценах на топливном рынке нашего государства и в мире вообще взаимосвязаны — в первую очередь, с изменением цен на нефть на мировых биржах. Во вторую – с изменением налоговых обязательств, которые дополняются или вводятся в Республике. У нас принят новый Налоговый кодекс. Согласно данному кодексу, дополнительно введен налог с оборота всех денежных средств, которые поступают на счета предприятий. Данный налог составляет полтора процента. Это один из пунктов, который является бюджетонаполняющим, естественно, он повлиял в том числе и на изменение цены на бензин. Цена повысилась на 2-3 рубля за литр бензина». В ходе интервью он также отметил, что в последние две-три недели на мировых биржах идет рост цены на нефть. В связи с этим цены на бензин меняются в сторону увеличения. Однако при этом топливо для потребителей и промышленности ДНР остается на 10-15 % дешевле, чем на Украине. «В наших хранилищах сейчас находится порядка месячного запаса топлива всех видов. Система в части поставок топлива полностью налажена и отработана. Каких-то больших проблем с топливом мы на сегодня не видим, не прогнозируем и не ожидаем. Хочу отметить, что те действия, которые были предприняты Главой ДНР Александром Захарченко в части создания ГП «Республиканская топливная компания», позволяют регулировать как ценовую политику, так и объемы поставок топлива, — отметил Эдуард Поляков».

Если изначально повышение цены было досадной данностью, то разъяснения чиновника вызывают недоумение. Во-первых, абсолютно непонятно, как биржевые колебания цен на нефть влияют на уже закупленный бензин? Будь-то торговля бензином или апельсинами, в реализацию первым идет накопленное на складах, а на его место поступают новые партии. Неужели чиновник уверяет нас, что госкомпания сознательно завышает цену на «остатки» с расчетом на будущий рост? Это называется спекуляция, причем уровня недобросовестных рыночных торговцев, не выше. И кстати, если мы так внимательно следим за стоимостью барреля Brent, то почему топливо упорно не дешевело в январе, когда цена на графике пыталась пробить нижнюю планку?

Дорого? Зато дешевле!

Во-вторых, как введение 1,5% налога «с оборота всех денежных средств, которые поступают на счета предприятий» вылился для потребителя в 7,5% наценки? При стоимости литра А-92 40 рублей, удорожание на 3 рубля составляет именно столько. И опять-таки, вернемся к запасам – разве таможенные и прочие налоговые платежи не собирались государством при закупке предприятиями этого топлива, неужели ждали нового кодекса?
Третий вопрос связан даже не с данным заявлением представителя Администрации Главы, а с ценообразованием на рынке ГСМ в целом. Как видите на скрине с сайта benzin-price.ru, на сегодняшний день даже в таком богатом городе как Москва до 40 рублей стоимость литра топлива не дотягивает.

Дорого? Зато дешевле!

Реализовывать «бюджетонаполняющие» налоговые новшества, конечно, надо, но может за счет трейдеров, а не потребителей? Топливо для всех АЗС Республики поставляет не такое уж большое количество компаний, и закупают они его оптом, так что ценовой люфт у поставщиков есть. Вместо этого за бензин дончане платят больше москвичей, при том, что о московских заработках Донбассу пока мечтать не приходится.
Аргумент, что «при этом топливо для потребителей и промышленности ДНР остается на 10-15 % дешевле, чем на Украине» уже набил оскомину. В Украине бензин дорожал, дорожает и будет дорожать, так как национальная валюта проседает, приток валюты падает вместе с экспортом, а закупки нефтепродуктов страна ведет только за доллары. Донецк и Луганск же торгуют с Россией в рублях, поэтому привязка к украинскому рынку не совсем корректна.

Упомянули в интервью и, многократно превышающую донецкую, стоимость жилищно-коммунальных услуг на Украине. «Украинская власть также пытается снять груз и бремя ответственности за свои непрофессиональные действия и возложить это на плечи обычных людей, максимально не затрагивая интересы крупного бизнеса», — пожалел «соседскую корову» Эдуард Поляков.

При всем сочувствии украинскому народу, посмеем напомнить, что рост цен на бензин в Республике – это такое же перекладывание налоговой нагрузки с топливных компаний на конечного потребителя. Ведь, бензин покупают не только владельцы личных авто. Затраты на топливо входят в себестоимость каждого товара, произведенного и реализованного в стране, а значит каждый лишний рубль так или иначе будет оплачен простым человеком. Кроме того, скоро посевная, когда растет сезонный спрос на ГСМ, и все «накрутки» этого периода будут заложены в цену будущего урожая.

В парадигме, заданной республиканским медиапространством: «в Украине хуже» отсутствует созидательный посыл. Да, власти Киева дают достаточно поводов для того, чтобы граждане ДНР не разуверились в своем выборе, но пока лейтмотивом для властей ДНР не станет «в Республике лучше» выступления чиновников будут сводиться к извечному ожиданию «пока у соседа корова сдохнет».
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции