Говорит лидер
Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 09 фев 17:07

Коррупционная составляющая: как Республике стать Народной?

Занятая властью ДНР в 2014 году позитивистская медиа-позиция была хороша в период первичного становления государственных структур как таковых, но с развитием общественных отношений она превращается во взрыватель замедленного действия. Приятно видеть, что это понимают и в руководстве Республики, перенеся дискуссию о сложностях в процессе экономического становления страны на публичный уровень.
На той неделе Глава ДНР Александр Захарченко на пресс-конференции впервые поднял в республиканских СМИ щекотливую тему коррупции. «Вы прекрасно понимаете, что коррупция, как и преступность, ни в одной стране неискоренима. А искоренимо может быть только отношение государства и власти к самой проблеме преступности или коррупции. Человеческая натура такая, что не все могут побороть соблазн получить взятку. Но мы строим новое государство, и отношение к коррупционерам в этом государстве должно быть следующее: если ты украл или дал взятку, ты должен быть наказан. Люди, которые хотят поддаться соблазну, должны понимать, что неотвратимость наказания есть», — сообщил Глава.
Образовавшееся в Республике за последний год противоречие официального курса на построение народовластия и реального ужесточения коррупциононно-чиновничьей бюрократии достигло критической отметки. Принятый новый закон «О налоговой системе» стал тому ярким примером. Документ, который авторы-законодатели характеризовали сугубо как современный акт, призванный облегчить бизнесу условия работы, вызвал у самого бизнеса шок (подробнее о самом законе читайте http://patriot-donetsk.ru/3271-nalogovyy-kodeks-dnr-spornyy-zakon.html) . «Установленные в документе 2% с оборота – это нереально для малого и среднего бизнеса, - рассказал нашему корреспонденту один из местных бизнесменов. – Для сравнения, в самые «жадные» времена Януковича контролируемая властью «обналичка» стоила 2-3% для «несогласованных ям» и 7-9% для «госпрограммы», и это был фактически приговор бизнесу, который не мог платить официальные налоги и попадал в зависимость от теневых дельцов, которых «крышевали» СБУ и налоговая». В итоге даже Глава Республики «удивился» прописанным в документе ставкам сборов и потребовал доработать. Что, впрочем, не помешало министру доходов и сборов Республики Александру Тимофееву, отчитываясь в Народном Совете, заявить, что уже в феврале ожидается рост поступлений в бюджет за счет вступления в силу раскритикованного закона.
Увеличивать налоговую нагрузку сегодня – это добить бизнес, считает наш собеседник-предприниматель. В существующей системе и так немало факторов, способных убить любое дело. К примеру, налог на землю. «Вне зависимости от того работает предприятие, собирается запускаться или простаивает, владелец обязан оплатить налог на землю. Это немаленькие суммы и, накопившись за некоторый период, эти долги могут и вовсе привести к смене собственника, - отмечает источник. - К сожалению, мы уже имеем прецеденты, когда имущество отчуждается из-за неуплаты налогов, а после контроль над ним переходит к третьему лицу. Так как адвокатуры практически нет, защитить свои интересы невозможно. Причем запустить такое предприятие новый владелец, зачастую, тоже не может из-за разрыва кооперационных связей. Тогда участь промобъекта печальна – металлолом». Кстати, аналогичный налог начисляется по украинскому законодательству предприятиям, вынужденные существовать одновременно в республиканском и украинском правовых полях (подробней об этом симбиозе читайте http://patriot-donetsk.ru/3295-torgovaya-integraciya-bez-priznaniya-my-kormim-vraga.html ).
Как вы понимаете, шансов выжить двойное налогообложение не добавляет. Как результат бизнес-среда констатирует снижение интереса к работе в Республике, предприниматели выезжают в соседние страны или закрывают бизнес. Пока эта тенденция обозначилась в Горловке и Дебальцево – городах, наиболее сильно пострадавших от боевых действий. Но рано или поздно она может прийти и в столицу.
Впрочем, проблема не в одном законе как таковом. Неизбежная «болезнь роста» любого государственного механизма – человеческий фактор, который без должного общественного надзора подменяет собой системные требования. «Стараясь максимально быстро построить управляемую систему, мы получили абсолютно несвободный рынок, - констатирует собеседник. – На большинстве прибыльных рынков, ГСМ, угля и прочего, конкуренция не возможна как таковая – все жестко зарегламентировано, распределено и поделено компаниями, аффилированными с теми или иными структурами. Естественно, что такие «мелочи» как качество товара, нормы безопасности на производстве и прочее просто не учитывается». Недополучает от этого и госбюдежт. К примеру, по данным бизнесмена, маржа на поставляемом в Республику бензине составляет от 8 рублей на литр, что должно бы стать серьезным вкладом в бюджет. Но, в вышеупомянутом отчете министра доходов и сборов слов о топливе вообще нет. Главными плательщиками в казну являются предприятия угольной отрасли, на втором месте – оптово-розничная торговля, на третьем – производственный сектор Республики.
Не все гладко и во внешней торговле. Согласно свежим данным Минэкономразвития, в период с апреля по декабрь прошлого года Республика импортировала товары на 40 млрд. рублей и экспортировала продукцию на 11,3 млрд. рублей. Цифры говорят сами за себя – бизнес Донбасса нуждается во внешних рынках и может быть востребован на них. И задача государства – максимально способствовать компаниям на внешнеэкономическом поприще, а не создавать дополнительные не всегда прозрачные условия. Вместо этого те предприятия, которые пытаются выйти на рынки РФ и других стран СНГ, помимо описанных в предыдущем материале объективных проблем международного признания, сталкиваются еще с одной, субъективной. Сегодня в Республике правила ведения внешнеэкономической деятельности выписаны так, что успех коммерческих связей от чиновников зависит больше, чем от самого бизнеса. «Так как Россия официально нас не признала, то для расчетов по внешним контрактам в Южной Осетии создана некоммерческая организация. Документы идут через отдел разрешений ВЭД. На рассмотрение отведено 2 недели – огромный срок для каких-то торговых операций. Причем отказать могут без указания причин. Зато вместо наработанного партнера тебе могут «порекомендовать» другую компанию. Понятно, что из неоткуда эти «партнеры» не появляются», - говорит бизнесмен.
В торговле с Украиной тоже не просто. «Все поставки в Украину, а это в первую очередь уголь, идут только через Миндохода. У нас в законе сделана огромная глупость – узаконены так называемые «малые шахты», то есть «копанки». Это рабский труд, никой охраны труда и технологического надзора, но зато очень дешевый уголек. Но в наших нынешних условиях даже этот варварский бизнес сделали невыгодным! Продать легально свой товар за пределы Республики эти «шахты» не могут, - говорит собеседник. – Его скупают некие торговые компании за бесценок, зарабатывая деньги из воздуха. Что поступает в бюджет от этих сделок?».
По мнению нашего собеседника, решить поставленную Главой задачу по очищению от коррупции и развитию экономики можно только путем открытого диалога власти с бизнесом. «В условиях политической непризнанности и незавершенного военного конфликта ни один инвестор в наш регион не придет, поэтому необходимо садиться и договариваться на уровне городов, районов и всей Республики о четких правилах налогообложения, - отмечает он. – Вводить налог с оборота пока несвоевременно – он просто вымоет средства из бизнеса, но можно договориться о каком-то разумном уровне, который предприятия обязаны выплатить на государственные и социальные нужды. Это позволило бы государству иметь гарантированные средства, а предпринимателям – рассчитывать свои затраты заранее, с гарантией, что наперед с будущей прибыли никто ничего не потребует. Возможно, понадобятся налоговые каникулы или временные льготы для развития предприятий. В любом случае, предприниматели – это пассионарная часть общества, и с ней необходимо вести равноправный диалог, а не спускать сверху явно «сырые» решения».
Конечно, как представитель предпринимательского сообщества наш собеседник судит о проблеме взаимоотношений бизнеса и государства с точки зрения любого собственника: меньше налогов - больше льгот, меньше проверок - больше свобод. Задача государства сложнее – от собранных в бюджет средств зависят жизни социально незащищенных слоев населения, работа медицинских и образовательных учреждений, органов власти. Ошибки и просчеты неизбежны при построении любой общественной системы. Но каждая из них живет за счет баланса сдержек и противовесов, который пора вырабатывать и нам. В истории революционная целесообразность «здесь и сейчас» всегда была вынуждена отступать, как только общество отходило от угара стихийных перемен. Если Народная Республика хочет победить в политической борьбе с олигархической Украиной, самое время начать собирать камни. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости