Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 15 мар 15:53  Версия для печати

Восточный фактор: отразится ли на Донбассе вывод российских войск из Сирии

14 марта президент Российской Федерации Владимир Путин дал указание Министерству обороны начать вывод войск из Сирии. Неожиданное решение Кремля дало пищу для ряда конспирологических теорий об очередном «хитром плане», в том числе и по Украине.

Восточный фактор: отразится ли на Донбассе вывод российских войск из Сирии

Еще осенью ряд политиков связывал Сирию и Украину, говоря то о «невозможности для РФ воевать на два фронта», то о «размене Ближнего Востока на украинский Юго-Восток». Вчера, после заявления президента РФ, сеть переполнилась привычными фразами «Путин поменял Сирию на Украину», «Путин слил», «Путин введи войска». Некоторые горячие головы даже начали постить призывы «перебросить ВКС в Донбасс».

Очевидно, что последнего точно не произойдет, так как, во-первых, реши Кремль ввести войска в Украину – не ждал бы два года, во-вторых, воздушно-космические силы великолепны в малонаселенных степях Ближнего востока, но их использование в густонаселенных степях Донбасса мало вероятно. Однако, повлиять на Донбасс пауза в сирийской войне все таки может.

Сирийская кампания

Напомним, вооруженные силы России начали операцию в Сирии 30 сентября 2015 года по запросу Башара Асада. По подсчетам Минобороны РФ, за три месяца Воздушно-космические силы при участии кораблей Каспийской флотилии и подлодки Черноморского флота "Ростов-на-Дону" уничтожили несколько сотен боевиков группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" и тысячи объектов террористов. Карта боевых действий претерпела разительные изменения, правительственные войска взяли под контроль сотни населенных пунктов, значительные территории и логистические маршруты. На этом фоне процесс переговоров сторон по мирному урегулированию пошел эффективней, и с 27 февраля в Сирии официально стартовало перемирие.

Однако, говорить о победе преждевременно. Ракка, столица запрещенной в Российской Федерации «ДАИШ» и ряд районов, в том числе и нефтеносных, все еще полностью в руках террористов. Правительственные войска улучшили при российской помощи свои боевые характеристики, но пока не смогут стать доминирующей силой в зоне конфликта. Позиции Асада также укрепились, но не идеальны, и, по мнению некоторых экспертов, во многом зависят от военного присутствия РФ.

И все-таки 14 марта, накануне пятой годовщины войны в Сирии, союзник сирийского правительства Владимир Путин сообщил о начале выводе российского контингента. «Считаю, что задачи, поставленные перед Министерством обороны, в целом выполнены. Поэтому приказываю с завтрашнего дня начать вывод основной части нашей воинской группировки из Сирийской Арабской Республики», - сообщил он на встрече с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу.

Решение российская сторона принимала по согласованию с сирийскими властями, поэтому неожиданностью вывод войск для официального Дамаска не стал. Как говорится в заявлении, распространенном военным командованием армии, вооруженные силы Сирии будут сражаться "с такой же решимостью, что и раньше", координируя свои действия с "друзьями и союзниками". Также в заявлении указывается, что сокращение военного присутствия РФ в Сирии - это "естественный ход".

Взгляд из РФ

Российское общество в оценке решения Путина, как всегда, разделилось. Некоторые обозреватели предположили, что отвод авиации связан с появлением у боевиков ПЗРК, что может поставить под угрозу жизни военных летчиков. Другие расценивают частичное ослабление влияния Москвы как шанс для других стран региона, в том числе для Ирана, принять более активное участие в разрешении кризиса.

Обозреватель «Expert.ru» Геворг Мирзаян отмечает, что такой шаг – может быть, в том числе и результатом достигнутой договоренности с США, которая позволит Америке сохранить политические позиции на Ближнем Востоке. Кстати, мирные переговоры по Сирии проходят именно при поддержке РФ и США, так что предположить некий консенсус между ними вполне можно. В качестве же подстраховки в Сирии остаются российские военные базы, на которые в случае необходимости могут быть оперативно переброшены необходимые резервы.

С ним согласен и политолог Дмитрий Евстафьев, который среди последствий вывода российских ВКС выделяет: перекладывание части бремени ситуации на Иран в ответ на заявление о неприсоединении к соглашению о замораживании добычи нефти; усложнение позиций Эрдогана, и поддерживающих его европейских политиков, которые обвиняли Россию в увеличении притока беженцев; некая корректировка сирийских внутриполитических раскладов с учетом так называемой «хмеймимской оппозиции» и ее отношений с Асадом.

Упомянутые выше эксперты напрямую не связывают сирийский вопрос с Донбассом. Евстафьев это иронично называет конспирологией и «геополитическим экстазом», Мирзаян и другие сомневаются в возможности достижения таких договоров как таковых, и уже подавно в реальность их воплощения.

В противовес представленным мнениям, «либеральная оппозиция» была как всегда «последовательна» и после нескольких месяцев требований вывести войска из Сирии назвали их начавшийся вывод внешнеполитическим поражением. Так, российский политолог Лилия Шевцова заявила, что «российская власть поняла, что снова вляпалась и теперь необходимо делать ноги». "Попытка Кремля выскочить из сирийской ловушки означает изменение вектора. Речь идет о поиске более гибкой модели выживания при сужении ресурсного потенциала и нежелании противостоять Западу. Так что, посоветуем соседям — близким и дальним — заклеить окна. На тот случай, если у кого-то снова возникнет потребность принять со своей любовью", — намекает она.

Без всяких намеков ей вторит еще один политолог Андрей Пионтковский, сохраняя привычную для либералов оскорбительную до мата риторику: "В любом случае, это серьезнейшее внешнеполитическое и имиджевое поражение режима. Одно из тех, которые ведут к падению такого рода диктатур. Украинцы, за вами очередь нанести еще одно, отказавшись от сделки по Донбассу и оставив Путина с его бандитской Лугандонией на руках", — заявил он на своей странице в Facebook.

Укроцентричная вселенная

Давно замечено, что постмайданные власти Украины расценивают все события в мире, от урожаев в Латинской Америке, до состояния китайских бирж, как поддержку или же давление на Украину. А уж любое движение северного соседа, даже в противоположном направлении, всегда квалифицируется как «утыскы».

Сегодняшние заголовки украинских СМИ тому подтверждение: «Зачем Путин врет о выводе российских войск из Сирии», пишет «Деловая столица», «Путину надо предъявить ультиматум» вторит «Обозреватель», «Путин стал заложником собственных военных амбиций» утверждает «24tv.ua».

Но если СМИ уже привыкли побеждать армию РФ в лентах новостей, то украинские лидеры мнений настроены осторожней. «Путин решил вывести войска из Сирии. Здорово. Но чего вы радуетесь? Есть даже мнение, что теперь рашатуристо уберутся из Украины. Уверен: ситуация будет обратной. Даже если сворачивание сирийского контингента означает неспособность РФ обеспечить многовекторную агрессию, это не будет происходить в ущерб украинского направления. Оно есть ключевым и жизненноважным для кремлевского режима", - заявляет украинский журналист Роман Бочкала, известный своей антидонбасской позицией.

«Начало конца... Завтра начнется бегство из Сирии. Главное, чтобы к нам не полезли со всей дури", - пишет советник замминистра обороны Украины Василий Будик. - Я думаю, что Путина ставят в очень неудобное положение. Беда в том, что нас могут оставить один на один с ним", - подытожил он.

«Плохая. Очень плохая новость. Как сказал мне наш полковник: "Плохое у меня предчувствие. Сейчас грязь подсохнет, техника сможет идти и начнется..." Путин идиот, но не настолько, чтобы воевать на два фронта. И выбор, судя по всему, сделан», - опасается волонтер фонда "Вернись живым" Виталий Дейнега.

Международная реакция

По сообщению американского издания Politico, новость застала врасплох представителей Белого дома. «Я пока не видел этих сообщений и мне пока сложно оценивать, какое влияние это будет иметь на переговоры, какие изменения это принесет в динамику (переговоров). Нам необходимо посмотреть, какие именно намерения у России», — цитирует газета пресс-секретаря Белого дома Джоша Эрнеста, отмечая, что в это же время другие представители американских властей пытались быстро собрать всю необходимую информацию.

В целом как шаг, который может иметь позитивные последствия, решения Москвы оценили МИД Великобритании и ФРГ. Сегодня по этому поводу высказался Совбез ООН. Как сообщил председательствующий в Совбезе представитель Анголы Исмаэль Гаспар Мартинс, все 15 членов Совета Безопасности поддерживают решение российского руководства. "Когда мы видим вывод войск, это означает, что война принимает другой оборот, и это хорошо", - отметил он.

В контексте Сирии другой оборот может принять и ситуация на Донбассе. В последнее время обстановка на линии соприкосновения становится все напряженней, и судя по реакции украинской стороны, вскоре мы увидим новый виток сообщений о «российском спецназе, тысячах танков и российском супероружии, переброшенном в Донбасс». Используя затухающую тему Сирии Украина вполне может попытаться вновь стать самой «горячей точкой», которой требуется максимум международного внимания и поддержки.

С другой стороны, сирийская ситуация может стать пробной попыткой поиска компромисса между РФ и коллективным Западом. Верить в какие-то прямые обмены или торги, конечно, наивно, но в случае успеха опыт может быть перенесен и в наши реалии, и тогда «минск» может перерасти в нечто большее и быстрее реализуемое. Если же нет, то в любом случае, ослабляя присутствие в Сирии, россияне высвобождают значительные ресурсы экономико-политические, часть из которых может быть направлена на помощь Донбассу.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »