Говорит лидер
Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 27 янв 15:00

Возможно ли Приднестровье на Донбассе?

Переговоры в Минске продолжают буксовать. «Ридна нэнька», два года уверяющая мир, что жить не может без Донбасса, уперлась в некую децентрализацию и не думает принимать документы для реинтеграции региона. Эксперты, политологи и кухарки заговорили о «приднестровском варианте».
Правда, что это такое толково не может объяснить никто. Украинским обывателям местные СМИ рисуют просто ад кромешный, где детей рожать не возможно, земли не плодоносят, а все что производят заводы тут же утилизируется так как не подлежит вывозу из анклава. Учитывая склонность неполживых коллег к «приувеличению», попробуем разобраться сами, что такое ПМР и возможна ли его судьба для Донбасса.
Исторические параллели
Завязкой конфликта в МССР, а в 1989-году эта территория называлась именно так, стал законопроект об использовании русского языка, точнее, о его почти тотальном запрете. Дальше были факельные марши прорумынских националистов из объединения «Ватра», митинги в защиту русского языка и прав русскоязычных в городах республики, провокации и нападения на силовиков с жертвами среди правоохранителей. Знакомо, правда?
Союз распался и накал страстей выплеснулся в силовое противостояние. По сути, в Украине произошло нечто подобное, когда слабая власть позволила себя свергнуть, а пришедшая на волне переворота не могла укрепиться иначе, чем силой и кровью.
Конфликт в Приднестровье был остановлен 1 августа 1992 года вводом российских миротворцев. Исчерпанным он не считается до сих пор. Порядок в регионе обеспечивают миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины. В 2006 году жители ПМР на референдуме выступили за независимость от Молдовы и последующее присоединение к России.
20 лет непризнания
Обратите внимание, за 14 лет, прошедших с окончания активных боевых действий, до референдума о независимости настроения приднестровцев не поменялось - свыше 90% «За» независимость и Россию. При этом сама Российская Федерация официально республику не признала, неофициально полноценно интегрировав ее политическое, экономическое и культурное поля. Так, большинство жителей ПМР за эти годы получили паспорта РФ. Известен ряд случаев выделения прямой гуманитарной помощи в объемах нескольких миллиардов рублей. В результате приватизации собственниками многих промышленных предприятий стали российские компании, многие местные предприятия получили инвестиции и технологии. Некоторые приднестровские предприятия представлены на территории России дистрибьюторскими сетями, взаимодействуют политические, общественные и культурные организации. Сами приднестровцы сожалеют только о том, что общей границы с Россией у республики нет. Географическая близость позволила бы легче решать интеграционные вопросы.
Любой украинец возразит, что мол, «европейских инвестиций нет». Но их и в Украине нет, из-за чего промышленность за два года легла и умерла. А здесь работает. Кстати, Молдавская ГРЭС снабжает электроэнергией Приднестровье, Молдавию и часть Румынии – а это уже реальный экспорт в Европу, якобы недоступный «непризнанным». Кроме электроэнергии ЕС ежегодно тратит десятки миллионов долларов на приднестровский металл и текстиль. Всего торгуют с ПМР более 60 стран, в том числе страны ЕС, США и страны Ближнего Востока.
Пока статистика за год еще не опубликована, но по состоянию на октябрь 2015-го, средняя зарплата в ПМР составила 3 848 местных рублей, что равно 347 долларам США. В Украине на тот момент этот показатель равнялся 4532 гривнам, что по официальному курсу едва переваливает за 200 долларов.
Можно ли «заморозить» Донбасс?
Последнее время об этом заговорили украинские политики, разуверившиеся в своей способности завоевать регион, но не готовые отпустить потерянное. Некоторые народные избранники просто призывают обнести регион колючей проволокой и забыть, некоторые ссылаются якобы на мнение общественности, мол, людям самим этот «совок» не нужен. По данным администрации Порошенко, отказаться от региона готовы уже более 20% украинцев, поэтому провал попыток децентрализации страны – это не проблема. Главное, чтоб «котлы» не повторялись. «Восстановление боевых действий в Донбассе с риском их перехода в значительно более масштабное военное столкновение с Россией является лишь одним из двух возможных последствий опасного депутатского пиара. Другой вариант – это глубокая и необратимая заморозка конфликта. Конечно, если уж на то пошло, заморозить лучше, чем раскочегарить. Но в обоих случаях мы теряем оккупированные районы навсегда», – написал в своем Facebook внештатный советник президента Украины Олег Медведев.
Сценарием, ведущим к заморозке конфликта может стать и решение о вводе в регион миротворческой миссии ООН, о которой периодически вспоминает верховный главнокомандующий. Правда, этого боятся его же сторонники, так как Россия является членом Совбеза этой организации и может или заблокировать такое решение, или прислать своих же солдат в «голубых касках».
Но минский процесс, даже вялотекущий, надолго зафиксировать сложившееся положение не сможет, слишком много действий предполагают подписанные документы, и слишком активно толкают стороны к его реализации страны-гаранты. Донбасс, вопреки желанию своих жителей раз и навсегда забыть слово «Украина» стиснув зубы, выполняет свою часть соглашений вплоть до запятой. Киев делит западную помощь, пилит бюджет и власть, и не готов портить себе все «прелести» полувоенного положения. Последнее, судя по суете в украинских политических кругах, хоть и устраивает Штаты, окончательно надоело Европе, что вносит сумятицу уже в ряды кураторов постмайданной власти и надолго ее не хватит. Киев или выполнит Минск, перебросив дипломатический мяч на сторону Республик и России, или выйдет из переговоров, после чего вопрос решат без него.
А пока в официальных речах все стороны говорят о приверженности Минску, ДНР продолжает интегрироваться в экономическое пространство России: действует рублевая зона, растут товарооборот и пассажиропоток между странами, предприятия Республики, в том числе и высокотехнологичные, осваиваются на огромном российском рынке. Благодаря поддержке РФ восстанавливается социальная сфера, кроме того появляются сообщения о возможных инвестициях со стороны российского бизнеса в предприятия Донбасса. Да, непризнанный статус не облегчает этой работы, но полумиллионное Приднестровье более 20 лет успешно выживает окруженное недоброжелателями. А Донецкая и Луганская Республики имеют в разы большую численность населения и промышленный потенциал. Да и Россия под боком, которая точно не бросит. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции