Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 28 апр 12:35  Версия для печати

Украина – не Россия, но и троллейбус – не ракета

Украина – не Россия, но и троллейбус – не ракета

Сегодня, 28 апреля, в 05-01 по московскому времени состоялся первый запуск ракетоносителя с нового российского космодрома «Восточный». Пожалуй, на этом можно поставить точку в теме использования исключительно советского космического наследства. «Отсталая» Россия построила современный космодром и выводит на орбиту собственные спутники, в то время как передовая европейская Украина, сидя в новом троллейбусе от «Южмаша», радуется, что запуск состоялся только со второй попытки.

Как сообщил «Роскосмос», на рассвете успешно стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» со спутниками «Михайло Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218Д. Довыведение полезной нагрузки на орбиту произвел разгонный блок «Волга». Отделение головной части от третьей ступени ракеты произошло в 05:10. Наноспутник SamSat-218Д отсоединится в 07:07, через 10 секунд от разгонного блока «Волга» отсоединились остальные два аппарата. Связь со всеми спутниками установлена и работает в штатном режиме.



Стоит напомнить, что, «проклятый» либералами всех мастей за «ненадобностью», проект строительства нового космодрома на бумаге начали разрабатывать еще в 2008 году. Но фактически он реализовывается с осени 2011 года, когда были начаты подготовительные строительные работы. Полномасштабное строительство инфраструктуры и технологических объектов космодрома началось в середине 2012 года.

То есть, от начала строительства до первого запуска прошло чуть менее 4 лет – сроки поражают. Давайте откровенно скажем, что космическая инфраструктура – объекты, которые ни по финансам, ни по научному потенциалу не потянут большинство стран мира. В том числе и те, что считаются космическими, но предпочитают арендовать носители и площадки. И то, что Россия нашла необходимые резервы для строительства «Восточного» - несомненное доказательство растущих амбиций страны. Причем, амбиций оправданных.

Без «толчка» не летает
Без проколов, ошибок и откровенного воровства, как любой крупный проект на постсоветском пространстве, «Восточный» не обошелся. Здесь и давнишнее русское «авось», и чисто советский комплекс противоречий между различными, задействованными в реализации проекта, ведомствами. И коррупционные скандалы, уже по современной моде. Президенту и правительству приходилось несколько раз вмешиваться в ход работ, меняя структуру управления и отстраняя провалившихся исполнителей.
Украина – не Россия, но и троллейбус – не ракета

Даже накануне первого запуска, который пришлось на сутки отложить по техническим причинам, президент был вынужден объявить выговор ответственным лицам. Как сообщили российские СМИ, нарекание от Владимира Путина получил курирующий вопросы развития космической отрасли вице-премьер Дмитрий Рогозин, строгий выговор - руководитель госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров, а в адрес главы НПО автоматики, чья продукция и сорвала намеченный на вчера пуск, Леонида Шалимова было вынесено постановление о неполном служебном соответствии.

Отчеты украинских СМИ по этому поводу наполнены нескрываемой радостью: «На России обвинили священника в том, что освященная ракета не полетела, как следует», «Конфуз Путина с ракетой: властелин РФ пришел в ярость».

Правда, о том, что техническая неисправность была оперативно ликвидирована, и запуск прошел успешно, украинским читателям рассказывают значительно в менее экспрессивных тонах. Вдруг вспомнят, что некогда космос был общим для братских народов, а думать так закон о декоммунизации не велит: в космос не пошлют, а посадить могут.

Да, правы те, кто утверждают, что без руководящих «вводных и толчков» в славянских странах ничего не происходит. Впрочем, при правильном «приложении» власти, работает очень даже эффективно. Если конечно власть над чем-то работает, а не живет с «майданом в голове».

Прощай, «отсталая» Россия
Помимо инфраструктурного прорыва российских космических технологий, обращает на себя внимание и груз, выведенный сегодня на орбиту. Как мы уже говорили, это три спутника. И все они разработаны и произведены в РФ.

По сообщению агентства РИА «Новости», «Аист-2Д» обладает уникальными для космического аппарата характеристиками. Его принципиально новый объектив при съёмке земной поверхности сможет обеспечить разрешение в полтора метра с полосой захвата почти сорок километров. Использоваться он будет как для прикладных задач по съемке земной поверхности, так и для научных исследований. Научный космический аппарат "Михайло Ломоносов", в свою очередь, позволит исследовать различные световые явления в космосе, которые могут представлять опасность для ракет.
Украина – не Россия, но и троллейбус – не ракета

Третий аппарат - наноспутник SamSat-218, несмотря на англоязычное название тоже российский. Разработан студентами и учёными Самарского государственного аэрокосмического университета. Авторы эксперимента планируют дистанционно управлять полетом, получая необходимую информацию с помощью «звонка» на борт с мобильного терминала.

Межгалактический троллейбус
Успех «Восточного» мог бы быть общим для постсоветского пространства. Еще пару лет назад представить русский космос без Украины было невозможно. Впрочем, этого никто даже не собирался делать. Украинские ученые участвовали в разработке ряда совместных проектов, машиностроители производили двигатели и комплектующие к ракета-носителям, Киев, пусть и с отставанием от соседей, но всерьез планировал запустить свой первый спутник на орбиту.

Заодно украинские заводы участвовали в других международных проектах, реализуя комплектующие для техники НАСА и других стран. В начале 2000-х был заключен договор с Бразилией о разработке ракета-носителя для космодрома "Алькантара", расположенного на побережье Атлантического океана.

Но это все было в темные времена «тирании», отринутой евродемократами майдана. Они, как мы помним, предпочитают бороться за космос из Верховной Рады , весело симулируя депутатскую работу под лозунгом «Украина – космическая держава».

На практике же за два года отношения с русскими испорчены, договор с Бразилией разорван, космическая перспектива приказала долго жить, а уникальные специалисты «Южмаша», те, что еще не разбежались от хронической невыплаты зарплаты, с осени 2015-го собирают троллейбусы для торгового дома ЛИТАН, чтобы хоть как-то выжить.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции