Говорит лидер
Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 19 фев 16:15

Рада «сыпется» - конфликт «морозится»?
Вслед за правительственным кризисом в Украину пришел кризис парламентский. Единая «Европейская коалиция» приказала долго жить, а значит, даже если Украина вдруг захочет выполнить условия минских соглашений, сделать она это сможет, только приведя Верховную Раду в работоспособное состояние, на что может понадобиться не один месяц.

По действующей версии многострадального основного закона страны, основой парламента является коалиция – объединение основных фракций, которое суммарно насчитывает большинство депутатов - 226 кнопок. На днях из нее с шумом вышли команды Тимошенко, Садового и радикалы Ляшко, оставив большинство в меньшинстве. Фракции Петра Порошенко и «Народный фронт» Арсения Яценюка суммарно составляют 212 голосов, что до большинства недотягивает, а значит парламент, формально, недееспособен.
При этом, подписанный год назад в Минске представителями Украины, ЛДНР и ОБСЕ «Комплекс мер по реализации минских соглашений» недвусмысленно гласит: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года». Именно категорическое нежелание украинской стороны трансформировать основной закон так, чтобы Донецк и Луганск согласились по нему жить, и привело к тому, что в прошлом году процесс практически не сдвинулся с места. Теперь нежелание грозит перейти в неспособность. Для этого нужно действующее большинство и 300 проголосовавших «за» нардепов.
Гадание на выборной гуще
Демарш бывших коалициантов прибавил работы украинским политологам. Часть из них делает ставки на формирование нового большинства из подручных средств, часть – на досрочные выборы в Раду. При этом сохраняется традиционная для нынешней правовой системы Украины возможность сделать вид, что ничего не произошло - выход фракций пока оформлен частично, а распустить коалицию формально должен Владимир Гройсман, который это делать пока явно не намерен.
«Учитывая всю совокупность факторов (в том числе позицию международных партнеров Украины, финансовых организаций, вопрос Минских договоренностей и личных обязательств президента), пока будет развиваться сценарий, не предусматривающий досрочных выборов, - считает заместитель генерального директора — директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко. - Тем более, президентская политическая сила (не говорю уже о "Народном фронте" с его нынешними рейтингами) на этих выборах, если они состоятся, существенно потеряет. Потому, думаю, основные игроки будут склоняться к варианту без выборов и будут искать какой-то компромисс».
«Единственными бенефициарами досрочных выборов могли бы стать «Самопомощь», «Батькивщина» и «Оппозиционный блок», – считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, утверждая, что власти «сообразят коалицию на троих», договорившись с Ляшко, и на выборы не пойдут.
Не так оптимистичен их коллега, глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. «Когда о выходе "Батьківщини" и "Самопомочі" из коалиции будет официально объявлено главой Верховной Рады или представителем президиума ВР, начнется отсчет времени для создания новой коалиции, - напоминает он. - Фактически события 18 февраля — это официальное юридическое начало коалиционного кризиса. Теперь ровно за месяц необходимо будет создать новую коалицию, а, соответственно, и новое правительство. Если нет — встанет вопрос о необходимости проведения досрочных парламентских выборов».
Кстати, некоторые эксперты предполагают, что новое большинство Порошенко и Яценюк могут собрать, добавив к своим фракциям десяток-другой «тушек» - внефракционных депутатов. Единственное достоинство такой конструкции – переучреждение большинства с теми же рулевыми, легко перевешивается недостатками. Подобные союзы неоднократно формировались в украинском парламенте и всегда рассыпались под действием сиюминутных интересов той или другой силы. Кроме того, если «набить» простое большинство «тушками» вполне реально, то о том, чтобы собрать устойчивое конституционное большинство, а это 300 душ, необходимое для минских изменений в основной закон, в таком формате речь не идет. Для Минска необходима новая коалиция фракций, с выборами или без.
Вопрос времени
Даже если предположить, что у украинских нардепов проснулась совесть, или, что более вероятно, их западные кураторы выдвигают железное требование – выполнить Минск немедленно и прекратить разрушать страну войной, чтобы решение стало законным потребуется достаточно времени.
В конце января Владимир Гройсман через Facebook заявил: «мы приняли важное решение, которое касается изменений в регламент относительно порядка внесения изменений в Конституцию. Это решение даст нам дополнительные 5-6 месяцев, чтобы более основательно обсудить изменения в Конституцию в части децентрализации». Обратите внимание, 5-6 месяцев это при наличии дееспособного большинства. Теперь к этому сроку время будет только добавляться.
Если выборов не будет, и большинство будет формироваться из тех, кто есть, на создание нового законом отведен месяц. И поверьте, торги за посты и портфели займут это время без остатка. Причем, напоминаем, навербовать нужно не 226, а 300 депутатов, а каждый из них, каждая группа и фракция имеет собственные амбиции и властные аппетиты, сбалансировать которые будет крайне тяжело. Если выборы состоятся, то на избирательную кампанию уйдет еще два месяца, а потом мы вернемся к предыдущему пункту – месяц на формирование большинства. Кстати, сам роспуск Рады – право, а не обязанность президента, так что он может позволить себе не спешить. Плюс, если сильно захочется, можно вернуться к официальной позиции, что изменения в конституцию могут быть приняты только на двух сессиях подряд, и тогда меньше чем в год Киев точно не уложится.
Какой Раде будет нужен Минск?
В качестве полумеры Петр Порошенко попытался «протянуть» через парламент собственную версию децентрализации, но и она была с треском провалена «единым европейским большинством». Давать «особый статус» Донбассу даже в урезанном и несогласованном с республиками виде нардепы не захотели категорически. Чтобы протолкнуть проект шефа, зам спикера Андрей Парубий даже предлагал вообще вычеркнуть тему Донбасса из проекта. Но и это не помогло, проект отправился под сукно до «лучших времен», а наблюдатели получили прекрасное представление о «единстве власти» и способности Порошенко управлять парламентом, даже имея там одну из крупнейших фракций.
Кроме депутатов от БПП и «Народного фронта», последовательно отказываются выполнять требования «Минска» радикалы Ляшка, прошедшие в парламент командиры добробатов, майданного актива, «Правого сектора» и «Свободы», а набирающая обороты Юлия Тимошенко и вовсе считает, что никакого особого статуса Донбасс получить не должен, и минские соглашения следует немедленно разорвать. Даже намекающий на свою латентную любовь к Донбассу «Оппозиционный блок» ограничивается беззубыми выступлениями «за все хорошее», не предпринимая реальных шагов для помощи жителям региона. Следует признать очевидное, нынешний состав парламента неспособен выполнять заключенные договоренности, вне зависимости от коалиционных баталий. «А вы друзья, как ни садитесь, все в миротворцы не годитесь».
Но и рассчитывать на то, что выборы упростят расклады не стоит. По данным социологов, пройди выборы в том году, победу бы одержал президентский блок с результатом всего 13%, второе место могла бы занять партия Юлия Тимошенко - 12,8%, третье и четвертое – проекты Садового и Ляшко с уровнем поддержки 6,8% и 5,8% соответственно. Шансы "Оппозиционного блока" оценивались на уровне 4,1%, «Правого сектора» 3,0%. Остальные проходной барьер не преодолевали. За прошедшее со времени опроса время не слишком изменилась.
Директор Центра политического анализа "Стратагема" Юрий Романенко считает, что заинтересованные в перевыборах партии "Батькивщина" и "Самопомич", а также - Михаил Саакашвили. И в меньшей степени – «Оппоблок» и «Радикальная партия Ляшко». "Народный фронт" Яценюка на досрочных выборах "пролетает", а БПП уже потерял какую-то часть электоральных симпатий после "танцов" вокруг Кабмина.
В случае выборов парламент Украины будет еще более фрагментированным и менее способным к принятию сложных решений. Отсутствие единства в политике – отражение разочарования украинского общества. Вместо евромечты люди получили нищету, тотальную пропаганду и отсутствие права выбора. В стране не существует политической силы, готовой бороться за мир, который нужен подавляющему большинству, но множество «мелких бесов», готовых бороться за войну ради собственных карманов.
Исправить ситуацию можно только признав конфликт братоубийственным, а развязавших его политиканов – преступниками и убийцами. Собственно, в Донецке и Луганске это давно поняли, и сегодня «на Минск надеются, но сами стараются не плошать». Осталось подождать, пока это дойдет до жителей Украины, которым, по большому счету, уже нужен собственный «Минск» с евробеспердельщиками у власти. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости