Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 24 мая 19:13  Версия для печати

Донецкая дорожная

Донецкая дорожная

За время войны дончане существенно снизили планку потребительских ценностей. Ассортимент продуктов не важный? Ну, хорошо, что хоть это есть. Водопровод разбомбили, нет воды? Ничего, мы потерпим, когда почините - тогда почините. Крыша над головой есть, и ладно. Электричку пустили? Отлично! Хорошо, что рельсы целы и вообще что-то ездит! А пересадки - то мелочи! Главное - едем!

Контраст особенно заметен, если встречаешься с жителями из мирных городов, которые пороха не нюхали и взрывов не слышали. Они совершенно не готовы терпеть даже малейший дискомфорт и рьяно требуют положенное им по инструкции, отстаивая свои права. Благо сейчас все юридически подкованные. Ничего необычного. Бытие определяет сознание. Мы тоже такими станем, когда все наладится. А пока цепляемся за хорошо забытые блага цивилизации как знаки, что все будет хорошо. Смотрите! И у нас как у вас! Вот! Поезд! Настоящий! Всамделишный! Едет!

С седьмого апреля в ДНР пустили пассажирский поезд Ясиноватая-Успенка. До этого железнодорожные перевозки осуществляли дизели и электрички. Стоит проехаться, просто чтоб вспомнить как это – ехать в поезде. Состав отправляется из Ясиноватой. Пригород Донецка трудно назвать тихим особенно в последнее время. Но, несмотря и невзирая ни на что, поезд пошел! К счастью, вокзал в Ясиноватой не пострадал. От мирного его отличают автоматчики в камуфляже. Досматривают выборочно.

- Пропусти девушку, - бросает один автоматчик другому, делающему грозный вид и стреляющему глазами милой гражданке, проходящей мимо по перрону.

- А вдруг она гранату несет? - смеются. Девушка тоже улыбается.

Автоматчики на редкость улыбчивые. А так - все, как раньше: люди у касс, лотки с газетами и нехитрой снедью.

Выстояв очередь в два человека, покупаю за 52 рубля билет и выхожу на перрон.

Пассажирский поезд – это, конечно, громко сказано. Сначала он состоял из двух вагонов и локомотива. Сейчас уже из трех. «Из-за возросшего пассажиропотока», - поделилась новостью проводница Юля. На этот рейс из Донецкого депо пригнали фирменные вагоны московского поезда. Фирменная донецкая «девятка», которую в свое время провожали и встречали с музыкой. Даже не верится, что все это было в реальной жизни, а не приснилось. Вроде бы жили себе без поездов и нормально. Не скажу, чтоб каждый день о них думали. Но вот увидели – и поняли, что стосковались.

Проводниц, наверное, тоже выбирали по конкурсу – очень красивые девушки. Лена и Юля раньше работали на московском поезде. Очень рады выходу на работу! И тому, что поезд – тот же. Светятся от счастья - родные красные вагоны, красивая униформа с которой за ночь пришлось спороть украинскую символику.

- Соскучились, конечно, и по работе, и по пассажирам. Я больше 20 лет на Московском поезде проработала. Многие пассажиры стали друзьями, многие звонят, спрашивают, когда мы снова на Москву, - рассказывает Лена.

Вторая проводница, Юля, смотрит на вагон, где вверху значится «Донецк-Москва» и говорит:

- Ничего! Доедем! Другим маршрутом, но будем ездить!

- Думаете?

- А что тут такого военного? Техническая возможность есть. Насколько бы проще и дешевле всем было поездом, чем автобусами по ухабам и ямам.

Поезд трогается. По пути, на каждом полустанке девушки, как того требует инструкция, сигнализируют желтым. Так что – все по-взрослому. Даже не пытайтесь назвать это электричкой. Обидите всех. Поезд. Настоящий поезд.

Захожу в вагон. Он почти пустой. Почему-то подумалось, что красные вагоны очень хорошо видны на зеленом. А райончик-то опасный. Ясиноватая все-таки. Гоню нехорошие мысли. Все будет хорошо.

Сразу за купе проводников две женщины в чистейших накрахмаленных фартуках. В корзинках соки, семечки, печенье, пирожки, журналы, газеты. То есть, совсем все как раньше.

- Откуда пирожки? Свежие? - интересуюсь у дамы в фартуке

- Ну конечно! Их ночью пекут, а утром мы забираем и продаем в поезде. Берите. Сегодня Нинкина смена, у нее очень вкусные пирожки получаются.

- Почем?

- Чай – 10 рублей, жареные – 8 рублей, духовые – 10.

В Ясиноватой садится мало народу. Но в процессе набивается почти полный вагон. Разговоры все вокруг поезда и политики.

- Поезд, конечно удобней, чем электричка. Но бабушкам не понравится, - подслушиваю разговор пожилых мужчины и женщины в соседнем купе

- Почему? Тут и туалет нормальный, и сидения

- А потому что в электричках у них бесплатный проезд был, а тут платный. И сейчас дачи начались – а ты попробуй сюда с саженцами? Кто тебя в такую красоту пустит с деревом?

Вот сам бы я никогда о подобных неудобствах не догадался. Спасибо, что подсказали. С саженцами вопрос решился – пока ехали, несколько пассажиров были все же с деревьями. И никто им слова поперек не сказал.

На боковушке за мной парень рассказывает кому-то в телефон:

- Ну, так я на автобусе 150 рублей до Амвросиевки, а поездом – 42, плюс где-то на час быстрее.

Ехать в поезде – круто! Сколько себя помню, всю жизнь стояла проблема – как скоротать время в пути. Сейчас ничего делать не хочется. Хочется просто ехать и смотреть в окно. Кайф.

Проезжаем пригороды Донецка: Ясиноватая, Макеевка, Харцызск, Иловайск, Амвросиевска, Успенка. Считай, круиз по городам-героям ДНР. Может, у нас тоже когда-нибудь будут возить экскурсии по городам-героям, как в России по «Золотому кольцу». Долго стоим в Иловайске, там маневры. Не военные – меняют локомотив.В окно все очень мирно – весенний ясный день, пассажиры с детьми, пенсионеры с сумками, вокзальные дворняжки, выпрашивающие еду. Пытаешься «вставить» в эту обстановку «иловайский котел»… Не получается уже. Вокзал в пригороде с обычными пассажирами никак «не монтируется» с войной.

В Иловайске в «мое» купе садится пожилой мужчина. Вместо газет достает пластиковую папку. Внутри какие-то распечатки. Он достает пару листиков и принимается изучать. Он так увлечен, что подсмотреть, что он там читает, не составляет никакого труда. Оказывается это странички из Википедии.

Мимо нас в окне проезжает типичный донецкий пейзаж – поля и посадки.

- - А ведь тут все заминировано, - говорит мужчина

- Что «все»?

- Посадки. Лучше туда не соваться. Когда их разминируют – неизвестно. Тут же линия фронта была. Вон, окопы остались, видите?

- Вижу. А как же поля и посевная? Поля разминированы?

- Вроде бы да. Но в посадках постоянно собаки подрываются.

Разговор прерывает звонок на мобильный мужчины. Рингтон – гимн Советского Союза.

Подъезжаем к границе ДНР. Досмотр в Квашино. У меня сменились соседи. Теперь это бабушка с внуком лет семи.

- Бабуль, а мы сейчас где?

- Еще на Украине. Сейчас нас посмотрят, и проедем в Россию.

Молчу несколько секунд. Потом уточняю.

- Какая же это Украина, бабушка? Это ДНР

- Ой, точно. ДНР. Совсем из ума выжила – чего это я Украину вспомнила?

Разговорились с проводницей Леной на одной из станций. Она из Ясиноватой и пережила все вместе с этим городом. Геройский человек. Спасала соседей, делилась продуктами, сидела в подвале. Особенно хорошо отзывалась о коменданте Ясиноватой:

- У нас такой комендант был!!! Считай, только благодаря ему и выжили! Он последним делился с жителями. И сухой закон ввел. Повыливал, пострелял все спиртное в городе! Днем с огнем не найти! Мародеров – к ответу! Но в то же время придет к нему мама с детьми - есть нечего. Он своим - А отнесите-ка ей из столовой картошки и что там у нас есть. Такой мужик! Такой мужик был!!! Молодец! Мы его часто добрым словом вспоминаем.

И тут я вспоминаю, что в 2014 ездили мы с волонтерами в Ясиноватую хлеб раздавать. И очень нам помогал военный с позывным «Погранец». И не только нам. Он знал очень многих оставшихся в городе. Рассказывал, какой тут был ад. О себе рассказал, что воевал на Саур-Могиле.

Показываю фото в планшете

- Да! Это он! Наш комендант!

Такие вот нынче на Донбассе дорожные разговоры. С некоторых пор все однозначно. И если были подозрения, что Донецк сильно отличается от пригородов, то в дороге они развеялись. Рады, что Россия стала ближе на один поезд, что наконец-то тепло и можно на дачу, что Украина – прошлое, и что в Москву обязательно будет прямое сообщение. Без пересадок.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »