Читать
Закрыть
Павел Климов - 02 июн 10:21  Версия для печати

«С добрым утром!»: На западе обеспокоены ущемлением свободы слова в Украине

«С добрым утром!»: На западе обеспокоены ущемлением свободы слова в Украине

«Украина объявила войну журналистике», - таким стал заголовок статьи в «The New York Times», которой разразился американский журналист Иэн Бейтсон, после того, как его личные данные, в числе прочих, были опубликованы на сайте «Миротворец», а сам он, как и еще более четырех тысяч работников СМИ, получавших аккредитацию в ДНР и ЛНР, фактически был объявлен «пособником террористов».

«В июле 2014-го года, я поехал в Донецк, на территорию, подконтрольную сепаратистам, что на востоке Украины, чтобы освещать историю сбитого малазийского «Боинга 777». Это место, на тот момент, было очень опасным. Украинские военные и повстанцы обстреливали друг друга, и повсюду хватало рассерженных мужчин с «Калашниковыми», способных похитить журналиста. Как и многие зарубежные репортеры, я приехал туда для того, чтобы узнать о судьбе сбитого самолета, пассажиров и членов экипажа. Прежде чем отправиться к месту крушения, я получил аккредитацию сепаратистов. Она не гарантировала полной безопасности, но предоставляла возможность пройти через контрольно-пропускные пункты. А теперь Украина назвала меня пособником террористов», - удивляется незнакомый с новыми украинскими порядками, американский журналист.

Речь, как нетрудно догадаться, идет о скандале вокруг курируемого МВД Украины сайта «Миротворец», где не так давно были опубликованы персональные денные всех журналистов, получавших аккредитацию для работы в непризнанных Республиках Донбасса».

Стоило представителям украинского правительства в лице министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, его советника и, по совместительству, народного депутата Антона Геращенко, а также министра информационной политики Юрия Стеця, немного расслабиться, как скандал разгорелся с новой силой. Западные журналисты, в отличие от своих украинских коллег, не привыкли к столь вопиющему нарушению собственных прав и едва ли ограничатся слезной петицией.


Уже сейчас колонка Бейтсона, опубликованная 31-го мая, разошлась по всем более или менее видным СМИ, в том числе и украинским. Тут, правда, стоит оговориться, что украинские журналисты не упустили возможности подкорректировать чужой текст, дабы сгладить острые углы. К примеру, тех, кого Бейтсон нейтрально именует «повстанцами» и «сепаратистами», его украинские коллеги упорно называют «пророссийскими боевиками», а от обвинений Порошенко в «кумовстве» и узурпации власти, в большинстве украинских источников не осталось и следа. Но важно даже не это, а то, что даже западные журналисты наконец уловили сладковатый запах разложения, исходящий от нового украинского режима.

«Сайт и его сторонники в правительстве убеждены, что журналисты могут быть разделены на две группы: тех, кто поддерживает государство, и тех, кто против него. При этом между строк говорится о том, что журналисты, критикующие правительство, должны замолчать. Это очень опасно в любом обществе, а тем более в Украине сейчас, когда критическая журналистика особенно необходима. Реформы продвигаются медленно, а страна, похоже, возвращается к практике «кумовства». Недавно президент Украины Петр Порошенко назначил близкого союзника на должность премьер-министра, тем самым нарушив принцип разделения исполнительной и законодательной власти. Кроме того, он передал должность генерального прокурора однопартийцу, не имеющему юридического образования», - возмущается журналист «The New York Times».

В своем материале, он концентрирует внимание читателя на очевидном факте – украинские чиновники, уловив направление ветра, прикрываясь ширмой «информационного сопротивления», активно перековывают украинскую журналистику в нечто послушное, беззубое и безголосое. В качестве наглядного примера, он упоминает обозвал проявлением «гибридной войны» критику со стороны «The New York Times» относительно неспособности главы государства придушить коррупцию.

Закончить свой опус, журналист решил на высокой ноте: «Украина не должна приносить в жертву свободу прессы, пытаясь выжить в войне».
Тут, к сожалению, становится очевидным, что Иэн Бейтсон живет в другом мире и бесконечно далек от понимания сути происходящего на территории Украины. Да и хочет ли он понимать?


В его мире, к примеру, журналистов не сажают в тюрьму за пропаганду мира, женщин-журналисток не принуждают рожать детей в грязном лазарете следственного изолятора, а десятки тысяч граждан страны, о которых Бейтсон почему-то забыл упомянуть, не обвиняют в терроризме без суда и следствия, публикуя их личные данные в открытом доступе и подставляя под удар. И уж конечно, в уютном мире американского журналиста, чиновники высшего ранга не поощряют убийства работников оппозиционных СМИ, публикуя в личных блогах призывы к новым «аттентатам».

На протяжении двух лет, мировое сообщество отказывалось замечать проблему и лишь после того, как под удар попала журналистская братия, изволили выразить сдержанное «фи». По всему выходит, что у журналиста, украинского или западного, прав и свобод куда больше, чем у простого гражданина. О журналистах из непризнанных Республик и сотрудниках украинских оппозиционных СМИ даже говорить нечего. С этими можно поступать так, как душе угодно. Пресловутой западной «озабоченности» не последует.

А вот с защитой прав российских журналистов, дела обстоят несколько иначе. Так, первого июня, международная правозащитная организация «Human Rights Watch» отреагировала на санкции, введенные официальным Киевом в отношении семнадцати российских журналистов.

«Украина с полным основанием обеспокоена последствиями российской пропаганды, но ограничение свободы слова - ошибочная, неадекватная реакция на любое недовольство, которое украинское правительство может испытывать в связи с освещением Украины в российских СМИ», - отмечается в официальном заявлении правозащитной организации.


Забавно, что вот уже два года, как официальный Киев привлекает все силы и средства для того, чтобы взять под контроль украинское информационное пространство и ограничить доступ собственных граждан к информации извне, но зоркое международное сообщество заговорило об этой проблеме только сейчас. Что же до причин, которые побуждают новых украинских правителей действовать именно так, о них весьма недвусмысленно высказался главный редактор журнала «Русский Репортер» Виталий Лейбин, недавно попавший в санкционный список Украины.

«Я довольно часто высказываюсь по поводу ситуации на Донбассе и выступаю за диалог Киева с теми людьми, которые находятся за линией разграничения. Видимо, эти призывы не совпадают с позицией руководства Украины. Более того, я полагаю, что списки составляются не потому, что кто-то в чем-то провинился, а для того, чтобы поддерживать конфронтацию в обществе, искать внешнего врага. Для нынешнего режима в Киеве враждебны не какие-то определенные лица, а позиция, что конфликт на востоке нужно решать миром и путем договоренностей, а не через войну и капитуляцию одной из сторон», - констатировал журналист в одном из интервью.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции