Говорит лидер
Наши люди

Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 29 июн 10:18

Выбор выборов: республики подталкивают Киев к выполнению «Минска»

До окончания пленарной сессии Верховной Рады остается чуть больше двух недель и ставки на принятие законопроекта по выборам в Донбассе растут. Быть или не быть избирательной кампании в обозримом будущем – вопрос хоть и классический, но не главный.
Если Киев действительно хочет, чтобы местные выборы, которые возведены в квинтэссенцию «Минских соглашений», прошли в этом году, то до 14 июня парламент Украины должен принять соответствующий закон. Как уже сообщалось, обозначить этот день как дедлайн пробуют все стороны политического противостояния – и республики Донбасса, и киевские оппоненты президента Порошенко.Даже теоретическая возможность такого голосования – первый фактор риска, который не без удовольствия подчеркивает и спикер Рады Андрей Парубий. «Теоретически, он может появиться, особенно, если он будет внесен президентом, который имеет право вносить законопроекты для безотлагательного рассмотрения, - ненавязчиво намекнул политик на заинтересованную сторону. - Конечно, он может появиться и в Верховной Раде, и в повестке дня сессии. Но на сегодня я не вижу ни перспектив для того, чтобы этот законопроект появился в Раде, также я не вижу перспектив его положительного рассмотрения».
Впрочем, как сказано выше, голосование не главное. Главное – за что. Согласно данным СМИ, в распоряжении Петра Порошенко есть как минимум два документа, и если президент все-таки надумает вносить проект в парламент, как сообщают некоторые источники, то какой? Напомним, что одну версию подготовила группа депутата Князевича с помощью западных консультантов по поручению администрации президента. Это чисто киевская инициатива, с содержанием которой пока не ознакомлены даже местные политики и эксперты, не говоря уже о согласовании с республиками. А без визы Донбасса любой принятый Киевом документ – симуляция «Минска», де-юре не соответствующая соглашениям.
Вторая версия была направлена участникам «нормандской четверки» во время телефонных переговоров лидеров стран. Как сообщалось, этот документ разработан Россией и Донбассом и содержит приемлемые для республик правила проведения компании. Но реакции на законопроект от официального Киева не последовало, и рассматривали ли его на Печерских холмах не известно.
Кроме того, продолжаются встречи минских подгрупп, где, в том числе обсуждаются и модальности выборного процесса. А раз дискуссия продолжается, можно смело утверждать, что до единого мнения и согласия еще далеко, а временной отрезок на законодательные правки стремительно сокращается. Как отмечал не так давно Глава ДНР Александр Захарченко, откладывать выборы до бесконечности Донецк не будет, но и проводить кампанию согласен только формально по украинским правилам, а на самом деле – с выполнением ряда обязательных требований.
Напомнила Киеву, что именно должно быть отображено в законе о выборах, министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова, также представляющая республику в «минской» политической подгруппе. «Относительно модели выборов — может быть использована только мажоритарная избирательная система, а сами выборы должны пройти по стандартам БДИПЧ ОБСЕ»— отметила она, подчеркнув, что «администрирование должно проводиться прозрачно, честно и теми избирательными комиссиями, которым доверяет, прежде всего, местное население».

Кроме того, дипломат в очередной раз подчеркнула неприемлемость для Донбасса участия в кампании украинских партий и СМИ. «Мы не можем допустить к участию тех, кто открыто призывал к уничтожению нашего народа, тех, кто разрушает нашу инфраструктуру и убивает наших родных и близких» — отметила Наталья Никонорова.
На первый взгляд требования не новы и хорошо известны общественности. Но некоторые нюансы все-таки требуют внимания. К примеру, сугубо о «мажоритарке» ранее представители республик не говорили. Напротив, в глазах общественности выборы в местные советы позиционировались по аналогии с Народным советом, куда депутаты избирались по спискам общественных движений в рамках классической двухпартийной системы с некоторыми поправками на наши реалии.
Проведение выборов по «мажоритарке» - предложение, безусловно, интересное именно потому, что оно значительно нивелирует спор об украинских партиях. Основа пропорциональной системы – список, в котором на рейтинге первой пятерки в органы власти попадают все, включая охранников и секретарей. В мажоритарной на первый план, как ни крути, выходит личность каждого отдельного кандидата. А партийная принадлежность им в этом случае не обязательна. Авторитетный в городе человек легко победит заезжего представителя раскрученной партии, что наглядно подтвердил «пролет» Семена Семенченко на выборах в Кривом Роге.
Стоит напомнить, что в Украине в ходе ряда последних кампаний с мажоритарной системой боролись, урезали количество таких мандатов и прочее. Почему? Формально – как всегда из-за коррупции. Не секрет, что в небольших населенных пунктах владелец градообразующего предприятия может купить голоса всех избирателей округа недорого и оптом, что демократичней процесс не делает. Но у этой системы есть и неоспоримый плюс – местная громада точно знает, кто именно представляет ее в парламенте, и может хоть минимально, но влиять на избранника. При этом депутаты-мажоритарщики более свободны в решениях, так как слабее связаны партийной дисциплиной, даже если и входят во фракцию. Для городских же советов ответственность конкретных депутатов перед конкретными районами и поселками – вещь куда более значимая, чем партийные значки на петлицах.
Что это поменяет в выборных раскладах в Донбассе, если пасьянс с законами и прочим все-таки сойдется? Для Республик – не так уж и много. Напомним, что на осень в Донецке и Луганске запланированы праймериз в рамках существующих общественных движений. Выдвинутые кандидаты вполне могут баллотироваться по мажоритарным округам и получать поддержку в ведении кампании от своих политических сил, но за победы сугубо счет брэнда не будет. Более того, тяжелее будет пройти и кандидатам, неизвестным местной громаде или не пользующимся у нее авторитетом. Не секрет, что в данный момент в кадровой политике на местах подобные перекосы есть, и это вызывает здоровое недовольство общественности.
Для украинской стороны, которая не прочь вернуть себе контроль над регионом за счет участия в местных советах, переход от пропорциональной системы к мажоритарной задачу усложняет.
Понятно, что маломальский рейтинг из всех украинских партий в Донбассе имеют только осколки «регионов». Но и им будет тяжело протянуть «возвращенцев» старых команд под ностальгический брэнд «вернем все, как было». Победить имеют шансы только местные, действительно уважаемые люди, пережившие войну вместе со своими городами. А вербовать реальных лидеров мнений значительно тяжелее, чем «эффективных менеджеров и хозяйственников», которые массово набивались в партию власти до войны, и первыми побежали с началом боев.
А ведь для влияния на совет нужна массовость, возможность создать фракцию или депутатскую группу. В пропорциональной системе провести сразу несколько человек на рейтинге одного лидера – не вопрос, но в мажоритарной бороться придется буквально за каждое место, и это будет значительно сложнее.
Пока инициативы Донецка ответной реакции не вызвали. Киев занят внутриполитической борьбой и на «Минск» и необходимость его выполнения реагирует сугубо по напоминаниям Запада. Решится ли Петр Порошенко вносить в Раду законопроект, и если да, то какой, пока абсолютно непредсказуемо. Многие аналитики предполагают, что президент может это сделать в качестве номинального жеста по выполнению «Минска», но продавливать принятие документа не будет. Если это так, то парламент уйдет на каникулы до сентября, фактически расписавшись в нежелании проводить выборы в этом году.
А это открывает некий оперативный простор уже для политиков Донбасса, на что намекал ранее Александр Захарченко. В течение месяца однозначно выйдет новый указ главы о переносе даты выборов, и, возможно, новая дата станет маркером решения - будем ли мы опять ждать пробуждения киевской совести, или Россия готова убеждать ЕС, что одностороннее выполнение «Минска» республиками лучше, чем невыполнение вовсе.
В любом случае мажоритарная система может пойти предполагающейся кампании на пользу в качестве некоего качественного ценза среди местных кандидатов, и отсеивающего фактора для сторонних игроков. В том, что украинские политики все равно попробуют вернуть ниточки влияния, сомнений нет. Вопрос только насколько республиканская политическая среда готова к конкурентной борьбе.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать