Читать
Закрыть
Екатерина Шило - 20 апр 12:51  Версия для печати

Местные выборы отложили на лето

Местные выборы отложили на лето

Игра «Кого? Как? и Когда?» будут выбирать жители Донецкой Народной Республики сохраняет интригу. Назначенные осенним указом Главы на сегодня, то есть 20 апреля, выборы ожидаемо перенесли, но ясности в избирательном вопросе больше не стало.

19 апреля на официальном сайте властей Республики был опубликован Указ Главы №108, согласно которому первые местные выборы в ДНР переносятся на 24 июля текущего года. Указ №381 от 9 октября 2015 года, переносивший выборы на текущий месяц, признан недействительным.

То, что выборы не состоятся в ранее определенные сроки, было понятно еще зимой – на фоне забуксовавшего «минского процесса» в Республике даже не начиналась подготовка к избирательной кампании. При этом тема волеизъявления граждан не выходит из лидеров по частоте упоминания.
Именно выборы, по замыслу авторов минских соглашений, должны стать ключевым фактором политического урегулирования. Но на пути к избирательным урнам сохраняется ряд препятствий, которые больше чем за год так и не удалось преодолеть переговорщикам. МИД республики регулярно сообщает об обсуждении модальностей избирательного процесса на очередных встречах в Минске, но, похоже, о каких-то серьезных продвижениях говорить пока не приходится. При этом не стоит забывать, что после заключения договоренностей узаконить результат переговоров должна будет Верховная Рада, проголосовав за компромиссную для обеих сторон редакцию закона о выборах в нашем регионе. Учитывая обстановку в украинском парламенте, даже если в Минске договорятся, Киев свою часть сделки провалит, или как минимум затянет на неопределенный срок.
С республиканской точки зрения, как видим, срок весьма определенный – три месяца. Гадать, почему определена именно эта дата и каковы перспективы проведения выборов именно в конце июля, можно до бесконечности. Назовем несколько наиболее очевидных версий.

Возможно, все просто и решение принято сугубо из норм документооборота – указ о выборах на 20 апреля есть, а выборов нет – необходим новый документ, который и предоставили публике. В таком случае, если в течение месяца – полутора мы не увидим активизации процесса, можно будет смело ожидать подобного указа и в июле. С другой стороны, если прогресс не ожидается, выборы можно было перенести не на три месяца, а на больший срок или вообще на неопределенный период.

Есть и другие версии. Например, о том, что за установленным сроком стоит пожелание Европы провести выборы как можно скорее, с корректировкой на время для подготовки. Чисто теоретически, если конспирологи на этот раз правы, и некие пока непубличные договоренности между основными (а это никак и не Украина, и не ЛДНР, как вы понимаете – прим. авт.) участниками противостояния действительно существуют, то три месяца – минимальный срок для их реализации. Ведь необходимо принять изменения в законодательстве без нарушения процедуры, подготовить списки избирателей, комиссии и прочее, плюс - месяц-другой на агитационную кампанию.

Еще одна версия заключается в том, что относительно недолгая отсрочка – политический маневр, с одной стороны демонстрирующий готовность ДНР к выполнению соглашения, с другой - оставляющий оппонентам минимум времени на раздумья. Мол, или выполняйте свою часть, или проведем по своим законам. Кстати, о подобном развитии событий говорил и Александр Захарченко. «Хочет этого Украина или нет, мы выполняем соглашения, и согласно этим соглашениям мы должны провести эти выборы и мы их проведем, согласно нашим законам на нашей земле", - заявлял он в январе текущего года.
Если не учитывать «минские обязательства», то в Республике есть необходимая законодательная основа для местных выборов. Соответствующий закон был принят Народным Советом в ноябре 2014 года и откорректирован с учетом позиции ОБСЕ и пресловутого «минска» в августе 2015-го. Ключевыми моментами в документе, которые до сих пор не приемлемы для украинской стороны, остаются невозможность участия в них украинских партий и неместных кандидатов, а также широкие возможности для ограничения работы украинских СМИ во время кампании.

Так, в законе не предусмотрено само понятие политическая партия. Выдвигаться кандидаты могут только от зарегистрированных общественных организаций или путем самовыдвижения. Справедливости ради, стоит отметить, что это ограничивает не только украинские политсилы, но и практически уничтожает конкуренцию среди местных игроков, вручая регистрационным органам и властям серьезный рычаг давления на выборный процесс.
Кроме того, статья 4 указанного закона гласит, что право быть избранными имеют совершеннолетние дееспособные граждане, «проживающие в ДНР последние 10 лет, включая год, предшествующий проведению выборов». Это требование нивелирует распространенную у промайданных партий технологию выдвижения рейтингового киевского политика в мэры городов, над которыми партии необходим контроль. Естественно, что нам бы не «сватали» Корбана с Семенченко, а вот кого-нибудь из «оппозиционного гнезда Бойко» и иже с ним легко, но результат по факту тот же. А вот среди местных персоналий найти рейтингового и полностью подконтрольного одновременно украинским политикам кандидата будет значительно сложнее.
Кстати, в одном аспекте республиканский закон значительно демократичней украинской выборной практики последних двух лет. Если там временные переселенцы по факту были лишены конституционного права голоса, то в ДНР закон о местных выборах сохраняет это право за «лицами, место жительства которых зарегистрировано на указанной территории, временно покинувшими место своего жительства и находящимися за пределами Донецкой Народной Республики». Правда, как такие граждане смогут его реализовать, закон не сообщает.

Еще одним щекотливым нюансом в проведении выборов по местному законодательству, в случае если такое решение будет окончательно принято, станут паспорта ДНР. Как мы помним, начиная кампанию по паспортизации населения Александр Захарченко сообщил, что именно этот документ станет основанием для участия в выборах. Успеют ли получить новый паспорт до июля все желающие проголосовать – большой вопрос. Плюс, как в таком случае быть с упомянутыми переселенцами?

О том, что в деле проведения выборов возможен прорыв, мы недавно писали в связи с неожиданной скандальной отставкой главы республиканского Центризбиркома . Если из изложенных выше версий верна одна из тех, что ведут избирателей на участки, то кадровая проблема ЦИК должна быть решена в кратчайшие сроки. Согласно республиканскому закону, именно ЦИК определяет сроки кампании ряд других важнейших организационных вопросов. Украинской версии закона пока не существует, но если она будет экстренно разработана минскими подгруппами, скорее всего, в ней также будут прописаны широкие полномочия этого органа, но уже с привязкой к киевским коллегам.

По состоянию на 20 апреля на официальном сайте правительства так и не появился указ Главы об увольнении Романа Лягина, которое вроде бы состоялось еще 5 числа, не говоря уже о назначении его сменщика. Появление этих документов сможет подтвердить или опровергнуть наши предположения. Их отсутствие же напротив станет сигналом, что дальше гадать на кофейной гуще выборов преждевременно.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »