Говорит лидер
Читать
Закрыть
Федор Золотов - 04 окт 10:46

Разборки по-западному: на пороге грандиозного шухера

Из-за нарастающих проблем Deutsche Bank в воздухе отчетливо пахнет 2008-м годом с новой встряской мировой экономики и, возможным расколом «коллективного Запада».
Крупнейшее финучреждение Германии, единственный в стране, так называемый, «системно важный глобальный банк» продолжает падать. С 2007 года Deutsche Bank потерял 90% рыночной стоимости. В прошлом году впервые с 2008 года его чистый убыток составил 6,772 миллиарда евро. Цена акций также продолжает снижаться. Только с января 2016-го они просели на 48%, установив по пути массу антирекордов, что дает основания некоторым обозревателям сравнивать Deutsche Bank с приснопамятным Lehman Brothers, крах которого стал стартовой точкой ипотечного кризиса США. Американский обвал хорошенько подпортил жизнь всему миру, включая простых обывателей из стран, где ни об ипотеке, ни об инвестиционных банках с роду не слыхали.Летом Deutsche Bank был назван «представляющим наибольшую угрозу для мировой финансовой системы» в докладе Международного валютного фонда, и с тех пор положение только ухудшается.
В середине сентября новым поводом для размышлений о трагической судьбе банка стало заявление Минюста США о возможном наложении на учреждение штрафа в размере до 14 миллиардов долларов. Санкции планируется наложить за, по сути, соучастие в американских событиях 2007-2008, когда немцы, как и многие другие, торговали переоцененными ипотечными облигациями. Позже американские федеральные чиновники сообщили, что готовы умерить аппетиты до 5,4 млрд. долларов, но и это – огромная сумма для Deutsche Bank, рискующая стать «последней каплей».
Стоит обратить внимание на то, что, по сведениям аналитика Societe Generale Эндрю Лима, именно эту сумму без докапитализации банк теоретически может. То есть, если расчеты эксперта верны, а запросы США не изменятся, американцы «выдоят» банк почти досуха.

Как отмечают некоторые обозреватели, сугубо с точки зрения финансов, шансы на банкротство Deutsche Bank есть, и весьма серьезные. Надежды же на оздоровление ситуации основаны скорее на политике ЕС и амбициях ее экономического лидера – Германии, которая не может позволить себе потерять системно важный глобальный банк, а с ним, и влияние на финансовый рынок.
Напомним, что денежные отношения между ЕС и США, выступающих, казалось бы, единым фронтом по ряду геополитических вопросов, на самом деле далеко не безоблачны. В прошлом году под многомиллиардные американские санкции за махинации с уровнем выброса CO2 попал концерн Volkswagen, что ни саму компанию, ни немецкие финансовые рынки не оздоровило. А в августе этого года Еврокомиссия завершила трехлетнее антимонопольное расследование против американской корпорации Apple. По мнению еврочиновников, компания необоснованно пользовалась налоговыми льготами в Ирландии и теперь должна компенсировать потери в сумме 13 млрд. евро. И, как утверждают некоторые источники, это только начало.
В общем, опыт «штрафной борьбы» у сторон нешуточный, и основания ожидать от Берлина шагов по спасению Deutsche Bank вполне логичны. Но пока власти успокоить инвесторов и наблюдателей не спешат. Напротив, на днях уважаемые евро-дамы, канцлер Германии Ангела Меркель и глава МВФ Мишель Лагард, в один голос заверили мир, что «вмешательства государства для спасения структуры не требуется».
«Немецкие регуляторы говорят, что вмешиваться не будут, но я сомневаюсь, что в случае реальной опасности они не найдут какое-нибудь решение, - то ли поддержал, то ли заранее обвинил канцлера в двурушничестве в интервью Bloomberg Television генеральный директор британской финансовой корпорации Aberdeen Asset Management Plc Мартин Гилберт. - Меркель находится в сложном положении. Перед выборами она не может просто сказать: «Давайте их спасем». Но политики зачастую говорят одно, а делают другое».
Проблемы в Европе далеко не только у одного Deutsche Bank. По данным аналитической компании FactSet, более чем в два раза подешевели акции Credit Suisse, Barclays, Royal Bank of Scotland, UniCredit. «Европейская финансовая система находится на пороге настоящего кризиса», - отмечает председатель совета директоров французского Societe Generale Лоренцо Бини Змаги.
Между тем пока об успехах в общем поиске приемлемого единого решения спасения банков еврочиновники не сообщают, то ли подготавливая его кулуарно, то ли действительно надеясь на здравый смысл раскачивающих Deutsche Bank Соединенных Штатов.
«У Deutsche Bank, по сообщениям американских СМИ, есть портфель деривативных контрактов размером в десятки триллионов долларов. Причём контрагентами по многим из этих контрактов выступают американские банки, - пишет российский обозреватель Руслан Осташко. - Это значит, что если банк пойдёт-таки ко дну, то он имеет все шансы утянуть за собой не только европейскую, но и американскую финансовую систему. Европейцы как бы спрашивают Вашингтон: «Вы точно готовы к тому, чтобы умереть с нами в обнимку ради ваших политических амбиций?»
«Умереть» - выражение фигуральное, но от того не менее серьезное. Если Deutsche Bank – это Lehman Brothers наших дней, то последствия предсказуемо обойдутся миру в триллионы долларов, и, как показывает опыт, вынут их из карманов налогоплательщиков почти всех стран мира, так как правительства будут вынуждены спасать банковскую систему от полного уничтожения. Именно по такому сценарию, напомним, действовали и США, и ЕС, и другие государства в 2008 году.
«Аналогичные пузыри деривативов надуты и во многих других банках, как европейских, так и американских. И американские пузыри в совокупности в несколько раз больше. И то, что шум раздувают именно вокруг Deutsche Bank – это часть американской тактики: «Сдохни ты сегодня, а я завтра», - считает экономист Александр Роджерс. - Американцы также очень рассчитывали, что им удастся счёт Европы хотя бы частично поправить свои дела, но 14 раундов переговоров завершились безрезультатно и переговоры в целом зашли в тупик – европейцы, как оказалось, ещё сохранили и часть здравого смысла, и инстинкт самосохранения. Однако пузыри в ЕС и США от этого никуда не делись, политика отрицательных процентных ставок (ПОПС) привела к тому, что уже больше четверти всех облигаций имеют отрицательную доходность, поэтому громкий взрыв неизбежен. Единственный вопрос, который пока вызывает неопределённость – кто рванёт раньше: Соединённые Штаты или Европейский Союз?»

Упомянутый экспертом TTIP (Transatlantic Trade and Investment Partnership) - договор о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, многими рассматривается как одна из причин разворачивающей «холодной экономической войны» Старого и Нового Светов. Идею уже три года продвигает администрация Барака Обамы, а сам уходящий президент весной заявлял, что намерен подписать соглашение до конца своей каденции.
Официально власти ЕС и руководители стран лидеров Союза, как всегда, поддерживают предложение США. Но переговоры давно буксуют, на улицах европейских городов нередки выступления профсоюзов и активистов против соглашения, а из уст европейских министров и политиков достаточно регулярно звучит критика предлагаемых условий.
По мнению противников TTIP, основными бенефициарами новой зоны свободной торговли станут транснациональные корпорации. Кроме того, серьезные преимущества получат американские компании, в частности сельхозпроизводители, за счет разрешенных в США технологий ГМО и прочих передовых, но потенциально опасных методик. Европе же придется открыть свои рынки в обмен на возможность расширить присутствие на рынках США, а также снизить требования по экологической безопасности. Кроме того, документ содержит спорные нормы в части юриспруденции, что вызывает у европейцев здоровые опасения окончательной утраты национального суверенитета в пользу глобализации и ТНК.
Не исключено, что вероятный краш-тест европейской банковой системы, в нужный момент инициированный из-за океана – аргумент именно в этой дискуссии, призванный усилить давление на власти Германии, а через них, на всю еврозону. Кроме того, как отмечают обозреватели, если стороны все же заключат соглашение, начнется жесткая корпоративная борьба, в том числе и в финансовом секторе. Кто окажется слабее, тот и пойдет на корм «трансатлантическим партнерам». Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции