Читать
Закрыть
Степан Никонов - 15 авг 13:53

Загадка на миллиарды: как на самом деле Запад поддерживает киевские реформы

Привлечение кредитов и инвестиций – цель, декларируемая всеми правительствами Украины, в том числе и пришедшими к власти после майдана. МВФ в последнее время денег Украине не дает, а остальные – ищут поводы для того же.
Старший менеджер портфеля проектов Всемирного банка (ВБ) в Украине Клавдия Максименко пояснила киевскому еженедельнику «Зеркало недели» почему страна фактически получает значительно меньше средств, чем могла. Учитывая «оранжевый» окрас издания и его близость к политикам первого и второго майданов, интервью похоже на последнее предупреждение, а не на инвестиционную заявку, которую пытались оформить спикер и журналист.Так, по подсчетам издания, из 2,6 млрд. долларов годового инвестиционного портфеля Всемирного банка Украина за почти полных 8 месяцев текущего года не освоила 2,2 млрд.
На фоне многотомных заявлений украинских политиков, уже год ведущих бесплотные переговоры с МВФ о транше в размере 1 - 1,7 млрд., не востребованность большей суммы в рамках давно согласованных программ вызывает как минимум недоумение.
Вариантов разгадки у «загадки на 2 миллиарда» может быть два. Первый представил сам Всемирный банк.
«Неспособность Украины освоить предоставленные ей средства — глобальная проблема, с которой сталкиваются все ее основные кредиторы, не только Всемирный банк. На донорских встречах мы видим, что с этими же проблемами сталкиваются и Европейский банк реконструкции и развития, и Европейский инвестиционный банк, и KfW, — сообщила в интервью Клавдия Максименко. — Опыт реализации аналогичных проектов в других странах показывает, что их можно реализовать и в Украине, но практика, к сожалению, убеждает в обратном».
Последний намек чиновницы на несостоятельность «европейской Украины» сделать хоть что-то социально полезное, издание безжалостно расшифровывает, приводя пример проектов, реализованных в Афганистане и Бангладеш, но так и не доведенных до приемлемого результата в Украине. Хотя средства на это ВБ выделял и прошлой власти, и их постмайданным сменщикам.
Причин, по мнению Клавдии Максименко, достаточно много, но основных всего две: жуткий бюрократизм и такая же коррупция. «Гибкость в принятии решений властями отсутствует, а переговоры, как правило, заканчиваются убеждением народных депутатов в том, что необходимые изменения не повлияют на их бизнес-интересы», - откровенно заявила представительница Банка.
По ее словам, в стране создана зарегулированная и замкнутая бюрократическая система, и каждый шаг требует внесения изменений в законодательство, где сталкивается с лоббистами бизнес интересов местных политиков.
При этом национальное законодательство, которое, напомним, уже два года трансформируется под присмотром Порошенко, Турчинова и Парубия «по европейскому образцу», на самом деле с правилами международных организаций имеет мало общего. Напротив, киевские чиновники ухитряются под видом реформ создавать новые и новые поводы для усложнения работы европейцев в Украине.
К примеру, не так давно фискальная служба Украины потребовала, чтобы победившие на тендерах иностранные компании, которые будут работать в Украине дольше шести месяцев, открывать тут свои представительства. Вопросы, зачем эти псевдофилиалы, и кто оплатит дополнительные расходы, остаются без ответов, хотя, по мнению специалистов – это дискриминация иностранных подрядчиков, которая деловой имидж страны точно не улучшает.
«И эту норму можно было бы оправдать поддержкой отечественного бизнеса, открывающей широкие возможности для украинских подрядчиков. Но международные эксперты не без сожаления отмечают, что даже кристально чистые украинские фирмы, а таких не густо, крайне редко проходят квалификацию и получают возможность участия в реализации проектов»
- констатирует «Зеркало недели».
Кроме этого Всемирный банк отмечает крайне низкий уровень квалификации украинских чиновников в целом, и региональных – особенно. Составить техзадание – проблема, не всегда решаемая специалистами министерств. На местах ситуация еще печальней. К примеру, один из проектов тепломодернизации Всемирному банку пришлось реструктуризировать, так как эксперты организации установили, что города-участники не в состоянии качественно подготовить документацию.
«Зеркало недели» недели этого, конечно, не признает, но кроме как люстрацией чиновников, проведенной патриотами после победы майдана, пояснить эту позорную тенденцию нечем. Как бы ни были вороваты и ленивы украинские бюрократы, составлять документы до госпереворота большинство из них умело, о чем свидетельствовали, в том числе, и реализованные ранее в Украине международные проекты. «В лучшие времена Украина в год успевала освоить порядка 30–40% от всего своего инвестиционного портфеля. Сейчас — менее 10%», - невольно признает издание майданный провал.
«Иногда у меня складывается такое печальное впечатление, что проекты Всемирного банка в Украине больше всего нужны Всемирному банку. А ведь мы на них фактически не зарабатываем, инвестиции в Украину не являются источником наших доходов, — сетует Клавдия Максименко. - Более того, если проект не был реализован или был реализован не в полной мере, для нас это скорее убыток, ведь мы тратим на подготовку проектов собственные средства, которые Украина не должна нам возвращать».
Чтобы не слишком обеспокоить обывателя, которому обращать внимание на такие неприглядные факты о новой власти вредно для здоровья, «Зеркало недели» заверяет, что о прекращении кредитования пока речь не идет.
«К нашему счастью, закрытие проектов, финансируемых международными организациями, — это исключительные случаи. Большинство начинаний международные кредиторы вместе с украинскими исполнителями стараются довести до конца. Правда, многие из них достигают своих целей лишь частично, а из-за массы проблем их реализация зачастую существенно затягивается. Например, в текущем году ВБ завершил в Украине два проекта в энергетической сфере на 160 и 200 млн. долл. Оба были рассчитаны на 5–6 лет, а реализованы один — в течение 8 лет, другой — 11», - сообщает издание.
То, что хоть что-то доведено до конца, это, конечно, хорошо. Но если отбросить оптимизм издания, то из этих же данных следует, что на любой из таких проектов Украина потратит больше средств. Во-первых, за счет постоянно растущих цен на материалы и услуги. Во-вторых, на обслуживание самого кредита, который хоть и предоставляется по действительно низкой ставке, но далеко не бесплатный, как попыталась заверить читателей Максименко. В третьих, проект, который и должен окупать вложенные средства начнет это делать на годы позже, чем планировалось.
Любопытно отметить, что «горькая пилюля» от Максименко была в этот же период подслащена очередным рейтингом ВБ. Так, Украине досталось 5,2 из 6-ти возможных балов по качеству регуляторной политики. В оценивании учитывались публикация проектов регуляторных актов, общественное обсуждение, и некая оценка результативности. Правда, лесть восприняли не все. «Украина имеет прекрасные показатели с точки зрения качества регуляторной политики: 5,2 из 6-ти возможных балов это прекрасный результат. Для сравнения в Турции - 1 балл, в Германии 2,8, а в Италии - 4,4. Жаль, что она, мягко говоря, не совсем объективно отражает объективную действительность», - скептически отметил в Facebook руководитель Украинского офиса аффективного регулирования Алексей Гончарук.
Его скептицизм более чем обоснован. По сути, высказанные госпожой Максименко претензии к киевской власти – если не последнее, то близкое к тому предупреждение. Западу и его финансовым структурам в лице МВФ, ВБ, ЕБРР и прочим не выгодно терять «политическое лицо», разрывая сотрудничество с Украиной, но и терять живые деньги в стране реформаторов-недоучек никто не собирается. Успехи Киева в «еврореформах» готовы поддерживать на словах и в неких рейтингах. Но на деле, каждая структура ищет способы минимизации реальных потерь. МВФ – за счет выдвижения все новых и новых требований. ВБ, как видим, за счет фактического замораживания проектов под благовидным предлогом недееспособности туземных исполнителей. Таким образом, и Украина сыта обещаниями, и западные деньги целы при утвержденных инвестиционных проектах и согласованных меморандумах. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции