Читать
Закрыть
Федор Золотов - 17 окт 13:44  Версия для печати

Последствия Майдана: дело труба

Последствия Майдана: дело труба

Москва прекратила действие межправительственного соглашения с Украиной о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов из-за «нецелеобразности». Формулировку стоит запомнить, так как применяться она в отношении трубного хозяйства Украины в ближайшие годы будет часто.

Распоряжение № 2144-р было подписано премьером РФ Дмитрием Медведевым 12 октября 2016 года. Как сообщает размещенный на сайте правительства документ, в феврале 2016 года участки, проходящие по территории Украины, при полном согласии контролирующих структур обеих стран были проданы ПАО «Транснефть» швейцарской компании International Trading Partners AG. «В связи с этим участие российской стороны в Соглашении нецелесообразно», - признано в документе. Стоит отметить, что инициировали соответствующую процедуру два ведомства – профильное Минэнерго и Министерство иностранных дел. Теперь последнему предстоит «уведомить украинскую сторону о принятом решении».

Как поясняют российские источники, хотя распоряжение и носит, по сути, номенклатурный характер, попросту упорядочивающий документы в нелегких топливных взаимоотношениях двух стран, подоплека у него более чем интригующая.

Стоит напомнить, что отношения тогда еще братских народов вокруг труб и текущим по ним углеводородам не были легкими весь период независимости стран друг от друга. С европереворотом, произошедшим в Украине в феврале 2014 года, топливные отношения России и Украины предсказуемо ухнули в трубу. Не только газовую, которую Киев сам себе перекрыл, но и нефтепроводную, которую патриоты с удвоенной со времен Ющенко энергией попробовали отжать.
Последствия Майдана: дело труба

«Если на Украине решили ее таким незаконным образом забрать, то они ее заберут только в виде металлолома, потому что в ней продукта не будет. А то ведь я читаю материалы украинской прессы, и оторопь берет: они всерьез считают, что если заберут трубу, то мы будем продолжать качать по ней продукт. И платить миллионы долларов компенсации за украденное топливо? Нам такой бизнес не нужен», — отреагировал руководитель «Транснефти» Николай Токарев. По его данным, за пять лет компания «благодаря партнерам» потеряла 57,9 тысячи тонн нефтепродуктов, а ежегодный ущерб составил около 67 миллионов евро. Только в 2014-ом до европейских потребителей не дошло дизельное топливо «Башнефти» на два миллиарда рублей.

К концу 2014-го, когда антироссийская истерия на Украине окончательно закрепилась «иловайским котлом» и «Минском-1», компания в сомнительных активах окончательно разочаровалась.
« Мы готовы закрыть нефтепродуктопровод. Невелико богатство. Кормить эту шпану вдоль трубы никто не собирается»
— заявил Токарев. Через год трубопроводы продали швейцарской компании с немецким собственником, и теперь и наполнение нефтепродуктам и сама сохранность труб - проблемы нового владельца, Россию не волнующие.

А вот Украине о «трубной проблеме» задуматься самое время. Участок нефтепровода – штука локальная, и даже прекращение его эксплуатации новым собственником наверняка погоды на рынке нефтепродуктов не сделает – там уже все сделала «Укрнафта» Игоря Коломойского. Но сам по себе факт продажи актива и расторгнутого соглашения, по мнению некоторых российских экспертов, сигнал намерений российской стороны вести транзит в обход, с минимальными рисками воровства и «патриотизма». Тем более, что альтернативных маршрутов предостаточно – порт Приморск, Новороссийский морской торговый порт, терминал в Туапсе, и нефтепровод через Белоруссию. «В 2015 году транзит нефти через Украину составил около 15 миллионов тонн, нефтепродуктов — 1,9 миллиона тонн. Учитывая наличие 75-80 миллионов тонн свободных экспортных мощностей, Россия может без труда перенаправить потоки с данного направления. Для Украины разрыв соглашения повлечет потери бюджета за счет потери доходов от транзита российской нефти», — подсчитала доступные ресурсы старший консультант Vygon Consulting Дарья Козлова.

Соглашение «минус», соглашение «плюс»
Совершенно иное значение, причем для всей Европы, имеет другое соглашение, подписанное российским властями на этой неделе. 10 октября министры энергетики России и Турции ратифицировали межправительственное соглашение по реализации проекта «Турецкий поток».
Последствия Майдана: дело труба

«Турция стремится стать транзитным коридором для Европы и намерена создать вместе с Россией энергетический коридор для поставки энергоресурсов в Европу. Через этот газопровод газ будет поступать на Балканы прямо через Черное море», — сказал Реджеп Тайип Эрдоган по итогам переговоров с президентом Владимиром Путиным.

«Сначала будут проведены изыскательские работы, подготовлено технико-экономические обоснования, проектно-сметные документации. И после этого начнется укладка трубопровода, и эта работа начнется в 2017 году, — сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. - Срок окончания строительства и морского, и сухопутного участков газопровода — это конец 2019 года».


Вот и все. В двухлетней истории политических интриг вокруг проекта поставлена точка, а ЕС оказался перед фактом возникновения новых газовых раскладов уже в очень близком будущем. Кстати, любопытно отметить, что еще в августе российская сторона, предлагала начать «Турецкий поток» с одной нитки, которой, кстати, с головой хватило бы персонально Анкаре. А потом уж расширить магистраль «под гарантии Евросоюза, как потенциального потребителя дополнительных объемов газа». Но согласно подписанному документу, в Турцию строить решили сразу две нитки с пропускной способностью по 15,75 миллиарда кубометров газа каждая. В Германию как к концу 2019 года будет проведен «Северный поток-2», две новые нитки которого будут способны прокачивать до 55 миллиардов кубометров газа в год, и еврочиновники вместе с еврокоммерсантами будут окончательно избавлены от «украинского вопроса». В частности, отпадет необходимость кредитовать Киев на закачку газа в ПГХ и умолять не воровать газ для обеспечения зимнего транзита, которая ежегодно с момента победы майдана как дамокловым мечом висит над теплолюбивыми европейцами.

Пока официально Еврокомиссия выступает за сохранение транзита российского газа через Украину после 2019 года, который как раз к тому моменту станет вовсе необязательным для «Газпрома», у которого истечет срок договора с Украиной. Российская сторона уже намекала, что продление документа ею пока не рассматривается, и вообще, прокачка углеводов через евроУкраину – это дорого из-за жадности местных властей, пытающихся постоянно задирать цену вне действующих договоров, ненадежно из-за изношенности ГТС и опасно из-за обилия патриотов со взрывчаткой, что превосходно доказал прошлогодний прецедент с подрывом ЛЭП на крымской границе.

Все это, скорее всего, понимают и в Европе, лидер которой - Германия - готовится стать мощным газовым хабом за счет своего потока. Так, вице-президент по энергосоюзу Еврокомиссии Марош Шефчович после встречи в Стамбуле 11 октября с Александром Новаком сообщил, что окончательного «нет» возможности получения газа из РФ через «Турецкий поток» Европа не говорит. «Нам необходимо будет проанализировать эту тему. Что очень важно для нас – это оценить все потребности в газе в Европе. У нас есть свой прогноз, что спрос в ЕС может быть между 380-450 миллиардами кубометров в 2030 году. Вопрос еще и, конечно же, в том, какой вариант получения газа будет наиболее коммерчески целесообразным», — ответил еврочиновник.

Если вспомнить, что первоначальный проект «Южный поток» через Болгарию был провален во многом именно Еврокомиссией, признание любопытное и гораздо более «антиукраинское» по сути, чем все заявления европейских политиков о «Минске» и необходимости примирения, оскорблявшие укропатриотов в последнее время.

«В случае, если проект создания первой нити «Турецкого потока» будет реализован, это лишит Украину 15,75 миллиардов кубометров транзита газа. Но это количество — отнюдь не весь газ, который проходит через украинскую ГТС» — оптимистично заверил публику активист майдана и не только Виталий Портников.


Да, только потери украинского бюджета всего от одной нити, даже по подсчетам патриотов, составят около $1,5 миллиардов в год – больше, чем за последние 12 месяцев власти вымолили в долг у МВФ. А ведь их две. И немцы с 55 млрд. кубометров на подходе.

Но на реальные вызовы украинские власти реагировать не умеют, занятые дележом здесь и сейчас, без оглядки на день завтрашний. В прошлом году транзит российского газа через Украину составил 67 млрд. кубометров – теоретически покрывается новыми мощностями влет. Досуха украинскую ГТС, наверное, не опустошат, но о «газовой карте» Украине пора забывать. Ни заработать на прокачке, ни украсть, ни Европу и РФ пошантажировать не выйдет. До 2020 года, когда газ побежит по новым трубопроводам, а старые патриоты пустят на утиль, осталось всего ничего – столько же, сколько Украина «идет в Европу».
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »