Статьи
Закрыть
30 янв 15:56  Версия для печати

Памяти Ивана Балакая

Памяти Ивана Балакая

Чаще всего современники не так оценивают образ одиозных исторических личностей, как потомки. Проверьте себя при помощи теста: вы за Петра Великого, или за тех крепостных, на чьих костях построен Питер? Вы начнете рассуждать, но уточни я вопрос: а ради величия страны готовы ли вы быть тем крепостным, а не позднейшим читателем истории? Ответ будет, скорее всего, нет. И так практически во всех ситуациях. Сталин одержал Победу? А жить при Сталине? Вопрос....Возьмем события ближе: во второй чеченской поставили точку,- а сколько парней в земле, или калеками? А вам приходилось слышать, что в самой Чечне после войны соотношение мужчин и женщин стало один к семнадцати? Представляете, какая это была бойня? Такие реалии. А вот теперь совсем близко - еще не написанная наша история, которая только в процессе написания. И тоже - кто-то об этом читает, а кто-то в этом участвует.

Почему я об этом так? Потому, что жизнь штука далеко не романтическая и не эпическая, как о том говорят фильмы, учебники или художественная литература, и в жизни люди чаще всего руководствуются другими мотивами, чем им потом приписывают ретроспективно, создавая художественный образ. Это я здесь пишу о высоких материях - у границы траншеи я о них думать не буду. Но о чем я буду думать? Не слепая же жажда убийства будет мной руководить? Нет, конечно. Я буду думать, как заставить себя сделать то, что предопределено моим выбором. Я на этой стороне - они на той. А еще мной будут руководить причины, которые менее масштабные, чем "За Родину", но более сильные, такие, которые управляли Иваном Андреевичем Балакаем, когда он, комбат, пошел с группой бойцов ровно год назад отбивать позицию и вытаскивать своих. Что он думал, наблюдая в бинокль поле боя? Понимал ли он, что его решение может быть для него фатальным? Допускал. Но он не мог иначе - там были свои, которых убивали чужие. А еще было стыдно поддаваться страху, а еще он верил, что выживет.

Он верил, что выживет, и он хотел, чтобы выжили его ребята, и чтобы противнику не достался тот рубеж, который он удерживал. Но он погиб, и теперь мы скажем высоко, что он отдал жизнь за други своя, потому что так надо. И никто не будет вспоминать о том, что когда еще не была подтверждена его смерть, другие, которые, скорее всего, никогда бы не пошли, как он, уже сидели и делили, кому достанется его должность. Потому что история должна быть красивой и эпической - и это, наверное, правильно. На ней же ведь воспитывают поколения? Но мы современники, и мы имеем обязанность знать ее такой, какая она без белил и румян. И это тоже правильно. Бердяев когда-то сказал, что если бы в Евангелии не было слов распятого Христа "Господи, Господи, зачем же ты покинул меня" - он бы никогда не поверил в Бога, потому что в этих словах он увидел правду. И оттого, что мы знаем, что Петербург на людских костях, мы не меньше любим его и ценим свою историю, потому что лучше понимаем ее цену. Как лучше понимаем цену и этой войне, теряя близких нам людей. Вечная им память.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции