Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 27 дек 18:30  Версия для печати

Обмен: двоих пишем пятнадцать в уме

Обмен: двоих пишем пятнадцать в уме

Обещанный политиками предновогодний масштабный обмен пленными, похоже, останется одним из несбыточных желаний 2016 года. Что мешает пленным встретить праздники дома?

27 декабря республиканская сторона передала Владимиру Рубану, руководителю украинского Центра освобождения пленных «Офицерский корпус», двух женщин, ранее задержанных правоохранительными органами республик. Одностороннюю передачу руководители республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий накануне анонсировали в совместном заявлении, в котором также подчеркивали – пленных передают «представителю народа Украины Надежде Савченко». Выбор конкретного «получателя» связан с неспособностью и нежеланием официальной киевской власти выполнять обязательства по «Минским соглашениям», что вынуждает республики Донбасса активизировать взаимодействие с «представителями здоровой части украинского народа» для решения проблемы возвращения пленных домой.

Стоит напомнить, что сразу после переговоров нардепа с лидерами республик , где обсуждался как раз потенциальный обмен, официальные переговорщики от Киева попробовали перебить «мирное послевкусие» встречи собственной щедростью. В середине декабря первый вице-спикер Рады Ирина Геращенко пафосно анонсировала освобождение 15 пленных сторонников республик «чтобы разблокировать процесс освобождения заложников».

«Эти люди будут дома в течение нескольких дней, но следующего заседания минской группы 21 декабря. Это жест гуманизма и доброй воли», - 15 числа уверяла она на странице в Facebook. Но кажущиеся гуманизм и добрая воля, на самом деле, исчезают из заявления вице-спикера при минимальном приближении. Ни под то, ни под другое определение не попадает намерение «правового европейского» государства освободить менее 10% из списка на обмен. А в списки включены, по словам Геращенко, тяжелобольные, пожилые и женщины, то есть те, кто, вряд ли отметился участием в боевых действиях против Украины.


В такой тональности «гуманных обещаний» 21 декабря и прошла запланированная встреча. Как сообщила тогда пресс-секретарь председателя Народного Совета Дениса Пушилина Виктория Талакина, гуманитарная подгруппа смогла существенно продвинуться в вопросе обмена пленными и забрезжила даже надежда «провести большой обмен до конца года».

Но практически и за три дня до нового года «воз с пленным» в сторону линии соприкосновения так и не тронулся. Республиканская сторона, как сообщено выше, обещала не многое, но зато все выполнила. Щедрость украинской стороны, по данным омбудсмена ДНР Дарьи Морозовой, ограничилась тремя ополченцами, которых украинская сторона 18 числа, в легкой одежде и без документов оставила в буферной зоне.

Что касается судьбы обещанных пятнадцати, то, как сообщил 26 декабря советник главы СБУ Юрий Тандит, идет выполнение юридических процедур, «процесс передачи на финишной прямой». Любопытно отметить, что в его трактовке состав подлежащих освобождению Украиной несколько изменился - 6 женщин и 9 больных. То есть, или на Украине переговорщики от власти делают заявления по несогласованным спискам, или списки «доброй воли» меняются прямо в процессе «юридических процедур».

Кстати, еще один занимательный нюанс – это предшествовавшее заявление самого главы СБУ Василия Грицака, который в интервью телеканалу «112» заявил, что «решение по обмену заложников принимает один человек», недвусмысленно намекнув на президента Порошенко. Журналисты к этому сообщению даже подверстали напоминание об указе о помиловании, выпущенном администрацией президента 20 декабря. Но, по мнению юристов , данный документ выбивается из традиционной формы оформления помилования, что скорее относит его к внутриукраинским делам, нежели к процессу обмена. Исключать, конечно, ничего нельзя, но речь в документе идет о девяти, а не пятнадцати лицах, да и «чуткость» в отношении «сепаратистов» Банковой не свойственна, так что имена помилованных, будь это сторонники республик, засекречивать, скорее всего, не стали бы.

Согласно ежегодному докладу омбудсмена ДНР, опубликованному 20 декабря, украинской стороной удерживается 816 человек. В эту цифру входят 411человек, чье нахождение в тюрьмах и СИЗО подтверждено украинской стороной. В их числе всего 117 военнопленных, зато 233 политзаключенных, 554 – просто гражданских лица и 7 человек, статус которых не определен. Еще о 405 людях информация уточняется, 433 человека находятся в списке лиц, пропавших без вести в результате военного конфликта.


По сравнению с последними удачными обменами или односторонними освобождениями, порядок цифр, согласитесь, пугающий – сотни против единиц, максимум десятков успешно обменянных пленных. Увы, как ни печально, но с такими темпами можно констатировать, что пункт 6 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», подписанного в феврале 2015 года, имеет все шансы остаться невыполненным и до февраля 2017-го, и вообще на неопределенный срок.

Ключевых причин, тормозящих казалось бы обоюдовыгодный процесс, насколько можно судить по открытым источникам, три.

Первая – это точность тех самых списков, по которым производится обмен. Проблем с ними, впрочем, тоже несколько. Так, по сведениям республиканской стороны, буквально недавно в качестве рабочего предложения для переговоров ею был получен список, содержащий фамилии давно обменянных украинских силовиков. Умышленно это было сделано, или нет, но работать с подобными документами действительно не получится даже у самых договороспособных дипломатов. Другая проблема – полнота сведений о пленном и его месте нахождения. Даже по признанию того же Владимира Рубана, СБУ по неким своим мотивам отказывается подтверждать задержание около двухсот человек, которые находятся в СИЗО.

«Они живы и они есть. Но каким-то образом наши власти говорят, что их место не установлено. Здесь идет откровенный обман, и я не думаю, что это правильно и с этим надо мириться. Когда речь идет о жизни наших пленных, СБУ должно понимать, что другая сторона поступает аналогичным образом. В ближайшее время списки по этим неподтвержденным местам нахождения будут преданы огласке. Таких человек много, до двухсот. Это те, которые у нас сидят, а про них говорят, что их нет», – цитируют переговорщика украинские СМИ.


Вторая причина, усложняющая обмен, - это юридическая трактовка сторонами статуса задержанных. Как пояснил нашему сайту источник, имеющий отношение к процессу, в республиках украинские силовики находятся в статусе военнопленных. Соответственно, никаких особых препятствий для их передачи Украине, кроме достижения соглашений о времени, месте и количестве обмениваемых, по сути, нет. Конечно же, обменный фонд у республик значительно меньше, чем у Киева – крупных боевых действий давно нет, а никаких «рейдов, зачисток» и прочих мер по задержанию «политических», в ЛДНР не проводят. Так что торги ведутся за каждого пленного, а удачные акции по обмену зависят от нахождения консенсуса на верхнем уровне переговоров.

Но, напомним, «Минск-2», регламентирующий обмен, трактует процесс как «освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». То есть, слова «пленные» в формулировке нет, как, впрочем, и военного положения на Украине, которое бы требовало от Киева соответствующего отношения к противнику. И украинская сторона именует своих военных «заложниками», видимо, в расчете на жалость мирового сообщества к «жертвам агрессии». То, что эти «жертвы» в плен зачастую попадают «в заложники» с оружием в руках или в составе танкового экипажа, выносится за скобки.

Зато в отношении сторонников республики ширина трактовок остается почти неограниченной. Раз речь идет о «незаконно удерживаемых», то государство Украина прилагает максимум усилий, чтобы сделать плен «законным». В вину, как пленным ополченцам, так и просто мирному населению, задержанному за связи с республиками, может быть поставлено все, что угодно. К примеру, давно известна практика перевода политического обвинения в уголовное, которое в формат «минского урегулирования» уже не попадает.


Кроме того, так как пленные в глазах киевской Фемиды – преступники, то и освободить их можно только после, так называемой, «юридической очистки». Никакими нормативными актами, это, естественно не урегулировано, но если верить сообщениям тех, кто был освобожден, основные варианты - это осуждение и последующее помилование, или же осуждение с минимальным сроком, который подбирают так, чтобы по «закону Савченко» человека можно было передавать прямо из зала суда. Судя по всем, это те самые юридические процедуры, на которые Юрий Тандит свалил задержку, если не срыв освобождения пятнадцати обещанных Геращенко пленных.

И с этой точки зрения желание Украины казаться «правовым» государством наводит как минимум на два грустных вывода. О каком верховенстве права может идти речь, если суды работают в ручном режиме, что доказано опытом «приговора под обмен»? И второе, то, что консолидировано считается «официальным Киевом» - это гремучая смесь, где МВД подчиняется «партии ястребов», Генпрокуратура – президенту, СБУ вообще тесно связана с западными кураторами, а суды почти одинаково зависят от Банковой и от «уличных активистов», но точно не зависят от справедливости. И этот многоуровневый конфликт в любой момент может затянуть или заблокировать правовую схему подготовки пленных к обмену в угоду политическим амбициям той или иной стороны киевского силового многоугольника. Что, собственно и можно видеть в случае с заявлениями Тандита-Геращенко, а также в противоречивых сведениях о том, что украинские правоохранители то собирают заявления на обмен, то, напротив, требуют заявления об отказе от обмена.

И третья, наверное, все же основная причина «обменного тупика», в котором, по сути, оказались стороны, это отсутствие малейших подвижек в «минском урегулировании», как таковом. И вопрос обмена пленных, и установление устойчивого перемирия – это условия для перехода к выполнению политической части соглашений. А основа «Комплекса мер» - это конституционная трансформация Украины, и наделение Донбасса в ней отдельными политическими, экономическими, социальными и культурными правами. Насколько это устраивает население республик – вопрос открытый, же за три года Киев сделал все, чтобы интеграционные устремления дончан окончательно определили свой вектор в Россию, а не обратно на Украину. Но и сама Украина примиряться с русскими согражданами не спешит, напротив, наращивая антирусскую политику во всех сферах общественной жизни, продолжая дискриминировать переселенцев и накачивая население милитаристской риторикой.

Простые украинцы, в большинстве своем от национализма далекие, оказались заложниками майданного дискурса, который на словах вел к европейской свободе, а привел к беспределу и сотням политзаключенных в тюрьмах. Власть такое положение дел полностью устраивает, и если для его сохранения нужно погнать еще сотню ВСУшников в нелепую атаку, а десяток-другой «забыть» в плену, то так и будет.
Поделиться в соцсетях:

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »