Говорит лидер

Александр Ходаковский: военный сценарий развития ситуации в Донбассе становится очень вероятным.
29 ноября, 10:48
Читать
Закрыть
Георгий Авдеев - 09 янв 19:19

«В духе времени»: Переформатирование мира

Нравится это кому-то или нет, но старый миропорядок, сложившийся после крушения СССР, рухнул, а потому, если нынешние тенденции сохранятся, то в ближайшие годы ситуация на мировой политической арене разительно изменится.
Впервые, о том, что Европейский Союз может быть упразднен, эксперты заговорили всерьез летом 2016-го года, когда граждане Великобритании, в ходе референдума решили, что дальше государство должно жить самостоятельно. Это событие, более известное как Brexit, заметно пошатнуло уверенность многих в непотопляемости Евросоюза.Сегодня, о возможном разъединении «большой европейской семьи» заговорили уже во «флагманском» государстве Евросоюза – Германии. Так, в интервью для издания «Der Spiegel», вице-канцлер и министр экономики Германии Зигмар Габриэль заявил о том, что попытки ФРГ стабилизировать еврозону, вкупе с политикой, проводимой Италией и Францией, скрывают в себе определенные риски для Европейского Союза.
Так, в частности, Габриэль, которому многие аналитики пророчат кресло канцлера Германии, которое ныне занимает Ангела Меркель, считает, что стабилизационные инициативы Берлина разделили еврозону сильнее, чем когда-либо ранее. А это, в свою очередь, значит, что перспектива развала Евросоюза уже не кажется столь фантастической.

«В этом случае, наши дети и внуки нас проклянут, потому, что сейчас Германия – главный выгодоприобретатель в Европейском союзе и в экономическом, и в политическом плане», - заявил вице-канцлер, отметив также, что попытки Италии и Франции удержаться в рамках положенного дефицита чревата политическими рисками для всего Евросоюза.
В целом, нужно заметить, что господин вице-канцлер несколько сгущает краски. Такие левиафаны, как Евросоюз, не разваливаются по щелчку пальцев. Процесс разъединения сложен, запутан и может растянуться на несколько лет. Однако же, лишь слепой не замечает, что внутри «большой европейской семьи» вот уже несколько лет зреет недовольство политикой государств-лидеров, вроде той же Германии, которая, как верно подметил Габриэль, является главным «выгодоприобретателем».
И тому есть масса причин. В первую очередь, конечно, это экономическая политика Евросоюза, в рамках которой, если уж совсем просто, лучше прочих чувствуют себя Германия, Италия и Франция, в то время, как остальные государства (речь, в частности, о так называемых «младоевропейских» государствах), вынуждены сталкиваться с массовой безработицей и, как следствие, оттоком трудоспособного населения в куда более перспективные страны ЕС.
Свою лепту внесли и так называемые «антироссийские» санкции. Фактически, за политические амбиции Германии, вынуждены расплачиваться представители европейского бизнеса.

Согласно результатам исследований, опубликованным буквально на днях, экономика Евросоюза обеднела на 17,6 миллиардов евро благодаря санкционным играм с Москвой. Кроме того, взаимные ограничения привели к сокращению 400 тысяч рабочих мест по всей Европе.
В конце концов, немаловажным фактором является безопасность. Необдуманная политика Евросоюза в миграционном вопросе, вкупе с игрой в экспансию формата 21-го века, спровоцировали уже несколько волн терактов по всей Европе. Тамошняя правоохранительная система оказалась не готова к агрессии. В результате – десятки убитых и раненых, а также атмосфера страха, неминуемо надолго накрывающая общество после терактов. Открытость и показная либеральность Евросоюза сыграли с ним злую шутку.
Что же из этого следует? Как только градус внутренних противоречий Европейского Союза достигнет критической отметки, местные политические лидеры, под давлением электоральных масс, будут вынуждены если не развалить ЕС, то, по крайней мере, переформатировать его, бросив все силы на решение внутренних проблем и отказавшись от привычки лезть во внутренние дела других государств и блоков. Как это, к примеру, было с Украиной, зимой 2013-2014-го годов. А электорат требует этого уже сейчас. В этом, собственно говоря, и кроется секрет популярности политиков, оппозиционных к нынешним европейским лидерам.

Тенденция эта, надо сказать, распространяется отнюдь не только на Европу. Нечто похожее сейчас происходит и в США. Еще в конце осени 2016-го, в одном из своих интервью, уже избранный президент США Дональд Трамп прямо заявил о том, что Америке пора прекратить лезть во внутренние дела соседних государств. «Не думаю, что мы должны быть строителями наций», - подчеркнул Трамп.
На этом тезисе, собственно говоря, и строилась его предвыборная программа. Забыть о роли мирового жандарма и сосредоточиться на внутренних проблемах, которых у Америки, вопреки мнению, укоренившемуся на территории СНГ, более чем достаточно.
Очевидно, если в мире состоится описываемый «изоляционистский тренд», то примеру других политических гигантов последует и Российская Федерация. Все это, по большому счету, будет означать окончание новой «холодной войны» и передела сфер влияния. И каждый, в случае подобного развития событий, окажется с тем, что успел получить.
Россия, в частности, оставит за собой полуостров Крым, который, так или иначе, уже де-факто признан российским, на уровне внешнеполитических кулуаров.
В то же время, вопрос Украины и Донбасса, на данный момент, остается открытым. Существующие тенденции явно свидетельствуют о том, что Украина, благодаря неблагоразумным решениям собственного парламента, в будущем продолжит терять территории. А в условиях отсутствия сильной государственности и контроля со стороны «старших партнеров», она и вовсе может прекратить свое существование как отдельное государство. Впрочем, фактор смены власти на лояльную к России, вполне может спасти Украину от дальнейшего развала и разделения.

С Донбассом все несколько сложнее. Ведь до сих пор нет единого мнения касательно того, где же проходит граница Российской Федерации – вне пределов ДНР и ЛНР, или вдоль линии разграничения.
Логика подсказывает, что одной из предпосылок окончания войны на Донбассе может и должен стать окончательный выбор направления движения. А с этим, к сожалению, наблюдаются явные проблемы.
В контексте Минских соглашений, одобренных как лидерами непризнанных республик, так и представителями Российской Федерации, ДНР и ЛНР, в конечном счете, должны оказаться в составе Украины. Да, с преференциями и особым статусом, но именно в составе Украины.
Вместе с тем, республики все глубже интегрируются в российскую экономику. Украинские товары, фактически, вытеснены российскими аналогами, а как выглядит гривна местное население уже просто забыло. Следующим шагом, по логике вещей, должно стать открытие филиалов российских банков на территории ДНР и ЛНР. Как все это увязывается с возвращением Донбасса под протекторат Киева, мягко говоря, не очень понятно.
Есть и третей направление, о котором часто упоминают руководители непризнанных республик. Речь, как нетрудно догадаться, идет о выходе к территориальным границам бывших Донецкой и Луганской областей. Там, дескать, живут наши граждане, а территории фактически оккупированы киевскими войсками. С «Минском», данное направление не вяжется абсолютно, однако с точки зрения еще более глубокой интеграции в российскую экономику, шаг более чем разумный.
Но время идет, а понимания в данном вопросе нет, похоже, ни у одной из сторон, так или иначе причастной к урегулированию конфликта. И уж тем более его нет у простых дончан, которые уже откровенно запутались в ситуации, изнывая от неопределенности. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции