Говорит лидер
Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 03 фев 18:03

Промежуточные итоги «Минска»: время и стекло?

В ночь на 3 февраля Донецк бомбили с жестокостью, забытой горожанами с зимы 2015-го или лета 2014-го. Местный фразеологизм «Минск бахает» утратил ироничный привкус, и на Соглашения захотелось взглянуть новыми, злыми от вернувшегося ужаса, глазами.
«Комплекс мер по реализации минских соглашений», известный также как «Минск-2» был, что символично, подписан почти ровно два года назад при весьма сходных обстоятельствах: эскалация конфликта по всей линии соприкосновения, обстрелы городов, гибель военных и мирного населения. С единственным отличием – тогда обстановка на фронте стремительно менялась, и каждому жителю Горловки, Макеевки и Донецка было ясно, чему именно пытаются помешать ВСУ, поливающие города огнем и металлом изо всех калибров. Спустя два года с момента последнего «территориального успеха», можно уверенно констатировать, что ни один из пунктов «Комплекса мер» выполнить не удалось, и вряд ли удастся это сделать и в обозримом будущем. Ни обмен «всех на всех», ни восстановление социальной справедливости в отношении пенсионеров Донбасса, ни, подавно, политическая реформа Украины.Даже кажущийся позитив от того, что стрелять, в целом, стали меньше, так и остался фантомом, каким был по сути, все это время для того же Зайцево или Спартака. Просто в массовом сознании непрекращающуюся беду этих поселков вытеснили многомудрые разговоры о том, что перемирие, хоть хрупкое, но есть, и что «Минск» безальтернативен. «Но он же размыт, и ничего не гарантирует», - робко намекали скептики, читавшие документ. «Это условность, главное – мы выигрываем время», - утверждали те, кто читал напрямую «хитрый план». И пока шло время, обывателю предлагалось расслабиться и ждать, наслаждаясь восстановлением мирной жизни в отдельно взятом центре столицы.
«Ураганы» выпущенные по Донецку ночью 2 февраля развеяли расслабленную негу с небывалой скоростью, и недовольство «Минском» выплеснулось и в разговоры в утренних троллейбусах, и на страницы соцсетей. «Зачем нам этот договор, кто его подписывал, и почему мы его должны соблюдать, когда нас бомбят?», - приблизительно так можно обобщить свежие донецкие беседы, если убрать из них совсем уж непарламентские выражения в адрес «прописанных в Минске» политиков.
То самое время, которое было дано на укрепление обороны и боеспособности, оказалось бездарно упущенным. Туманный Альбион все так же далек и неприступен, а обилие звезд на торсах бравых командиров, похоже, оказалось обратно пропорциональным оснащению войск. Затяжная окопная война переросла в по-настоящему горячую операцию посреди промерзшего клочка степи, на котором два года готовившаяся народная армия теперь, в морозы вынуждена окапываться саперными лопатками посреди окаменевшей земли. Благо, хоть под прикрытием артиллерии, которая до того два года почти все время блюла «перемирие», вопреки постоянным смертям военных и мирных жителей. Теперь, судя по применяемым калибрам, «этот «Минск» кончился, несите следующий».
Вот только при всем очевидном несовершенстве соглашений, альтернатив договоренностям не так и много. Или война до победного конца. Или, все же, официальный патронат России над республиками, с дальнейшим признанием, по типу НАТОвской эгиды над Прибалтикой, что гарантированно отобьет у Украины желание воевать.
Вариант с большой войной, кажется, неприемлем ни для кого, кроме диванных войск и паркетных стратегов. Полноценная эскалация гарантированно означает тысячи отнятых, отданных, потерянных и искалеченных жизней и судеб. И абсолютно непредсказуемый результат, зависящий не только и не столько от мужества республиканских военных, сколько от бесчисленных переменных. В числе, которых и способности молодых государств делать выводы из собственных ошибок, к чему, в связи со сложившимся кризисом, недвусмысленно призывают авторитетные лидеры ополчения.
С тем, что Россия гарантирует безопасность Донбассу чем-то более существенным, чем «минские соглашения», все еще туманнее. Очевидно, что «сесть и замолчать» в данном случае придется только Украине, которая, при таких раскладах, рискует малейшим неловким движением развязать самую реальную войну с Россией. Но и без того, на еще одно стремление России согласиться с изменением территории Украины Запад отреагирует весьма предсказуемо, превратив все прошлые экономические и политические санкции, из-под которых Москва только начала выбираться, в легкие и приятные воспоминания. РФ к такому развитию, очевидно, не стремится. Москва терпеливо ждет, что Украина сама прозреет в отношении Донбасса под воздействием ряда внутренних причин, прежде всего экономического характера. Стратегия у Кремля явно не из скоротечных. И за все время, необходимое России для ее реализации, платить, как ни прискорбно, придется Донбассу. В том числе, и такими вот «ураганными» ночами, которые, почти гарантированно будут повторяться после периодов переговоров и затишья.
Как показывает мировая практика, подобные соглашения, прежде чем стать историческими, нередко заходят в тупик, из которого их выводят политики, или пушки.
То, что было очевидно два года назад, вновь подтвердилось: альтернативы политическому процессу нет. Другое дело, что есть альтернатива его направлению. Обязательства по реинтеграции Донбасса в Украину, спустя два года жизни порознь, стали еще более тягостными для обеих сторон, так что ни одна дорога «Минском» для республик, по сути, не закрыта.
Вот только политикам Донбасса, похоже, пора снять с лиц образ «победителей по жизни», и вместо констатации тупиков, срывов, саботажа оппонентов, и прочих причин для отсутствия прогресса, задуматься, чего именно от них ждут земляки. Потому что надежда на то, что «режим Порошенко доживает последние дни, и нам его остается «Минском» дожать», хороша только при условии, что этот самый «Минск» наполнен реальным, нужным для граждан содержанием, за которое люди готовы воевать и терпеть.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости