Читать
Закрыть
Степан Никонов - 09 мар 14:23  Версия для печати

Интеграционная проверка «Сбербанком»

Интеграционная проверка «Сбербанком»

«Сбербанк России», а вслед за ним ряд других финучреждений, официально заявили о работе с клиентами, имеющими паспорта ЛДНР. Скандал с игнорированием российской финансовой государственной структурой указа президента РФ на этом можно считать исчерпанным. Но контекст, для наметившегося сдвига в российской политике относительно Донбасса, получился настораживающий.

Изменения, случившиеся за последнее время в московском официальном дискурсе относительно республик Донбасса, видны уже невооруженным глазом. После более года однотипных «минских мантр», в которых регион неизменно объявлялся неотъемлемой частью Украины, подлежащий, пусть и с определенными оговорками, но обязательному возвращению в единое киевское пространство, февраль 2017 выдался просто революционным. Нет, «Минск», конечно, все так же безальтернативен, но на третьем году его существования, все же появилось решение, что документы, которые «отдельные районы Донецкой и Луганской областей» выдают проживающему тут населению, вполне законные и приемлемые для российских структур. Соответствующий указ президент РФ Владимир Путин, напомним, подписал еще 18 февраля , чем дал дончанам веские основания для оптимизма и уверенности если не в завтрашнем дне, то хотя бы в послезавтрашнем. И Москва, дескать, не сразу строилась, а раз уж паспорта признали, значит и признание республик не за горами.

Следующий повод для обоснованного оптимизма у жителей Донецка и Луганска случился 1 марта. Власти обеих республик синхронно заявили , что, раз украинская сторона не в состоянии решить проблему со своими «патриотами на рельсах», из-за чего страдает весь промышленный комплекс, как на подконтрольной Киеву территории, так и расположенный в ЛДНР, то у себя республики сами позаботятся о стабилизации ситуации. Естественно, старого в рамках международного права, «минского процесса» и общемировых традиций свободного рынка. То есть с формальным сохранением частной собственности, но по факту с полным переподчинением себе управления и финансовых потоков.

Население, вполне логично решило, что исключительно на местном энтузиазме такое масштабное дело строиться не может. Это, собственно, было подтверждено и безмолвным одобрением процесса со стороны Москвы. В РФ, кстати, в тот же период заявили о принудительном выкупе остававшихся в Крыму активов украинского олигарха Рината Ахметова, чем только укрепили общее мнение относительно того, что наступление на активы «бывшего хозяина Донбасса» началось повсеместное и бесповоротное. Казалось, что движению дан безальтернативный импульс в верном направлении. И тут грянул «Сбербанк».

3 марта житель ДНР Алексей Петров поделился в Facebook печальным опытом своей недавней попытки открыть счет в государственном «Сбербанке России». Он выяснил, что Указ президента РФ для этого госучреждения не аргумент: для банка паспорт ДНР документом не является. Пост Петрова был тут же ожидаемо подхвачен украинскими СМИ и некоторыми российскими. Республиканские официальные медиа от участия в раскрутке значимой для местного населения темы почему-то отказались вовсе. Но и без них скандал получился не шуточный, а уже 7 числа менеджмент «Сбербанка» пошел на попятную.

«С момента подписания указа президента РФ о признании паспортов ДНР и ЛНР Сбербанку потребовалось время для организации приема в качестве документа удостоверяющего личность новых видов паспортов. На сегодняшний день Сбербанк готов к обслуживанию лиц, обратившихся с паспортами ДНР и ЛНР, во всех филиалах банка», - отмечено в распространенном пресс-службой заявлении. Вывод из случившегося конфуза следует довольно глобальный: дебитными карточками росбанков дончане могут запасаться уже сейчас, а там глядишь, дело дойдет и до нормального банковского обслуживании для местного бизнеса, который третий год нуждается в более-менее прозрачном кредитовании.


Для понимания, насколько символично это «принуждение» Сбербанка к миру с обладателями документов ЛДНР, стоит напомнить, что из-за угрозы западных санкций данное финучреждение до сих пор отказывается работать в Крыму, который давно вошел в Российскую Федерацию, что, к слову, закреплено соответствующими изменениями в Конституции РФ. На этом фоне понятна боязнь руководства «Сбера» заходить в Донбасс.

Реакция Украины не заставила себя ждать. В преддверии неизбежных контактов «Сбербанка» и жителей Донбасса, официальный Киев предсказуемо заявил, что «в случае подтверждения этой информации, Нацбанк будет инициировать перед СНБО (Совет национальной безопасности и обороны) вопрос о применении санкций к ОАО «Сбербанк».

Неофициальный лидер национал-радикалов, по совместительству возглавляющий МВД, Арсен Аваков призвал «изгнать Сбербанк из Украины», так что продолжения погромов филиалов учреждения, которые на Украине случаются с завидной регулярностью и безнаказанностью, скорее всего не избежать.

Стоит обратить внимание, что радикальные остракические инициативы Киева относятся не к самому «Сбербанку» России, которому как раз и сделали «внушение» по поводу республиканских документов, а к его местной «дочке». То есть, угрожают украинские власти украинскому же банку, который, положа руку на сердце, ни по какому указу президента Путина документы ЛДНР не признает, так как работает сугубо в украинском правовом поле и с материнской структурой связан сугубо учредительными документами, чего не может не знать украинское руководство. Так что если Киев все же добьется ухода «Сбербанка», то утопит он именно украинский банк, который, между прочим, по объему своего кредитного портфеля, входит в первую десятку остающихся в стране финансовых учреждений. Еще один классический выстрел Киева «себе в колено», но вполне четкое отражение позиции западных кураторов Украины, которые, похоже, не против продолжить политику сдерживания России, вплоть до последнего вздоха украинской экономики.

Вряд ли в Москве не могли не оценить эти риски, и если уж «сбербанковский оплот» пал, а вслед за ним, по чистому совпадению, о готовности работать с республиканскими документами заявил еще ряд финансовых учреждений, в том числе, и российская структура международной группы UniCredit S.p.A «Юникредит банк», значит волевое решение о фактическом признании Донбасса принято на самом высоком уровне, и государственная машина, медленно, тяжело, но неотвратно начинает движение в заданном направлении. А вот это, откровенно говоря, не может не внушать надежд жителям Донбасса.


Правда, к надеждам прилагаются и опасения: раз уж простое открытие счетов для жителей Донбасса, потребовало гласного и (скорее всего) негласного давления даже на российских государственных чиновников со стороны самого высокого росийского руководства, то каковы шансы на успешное оперативное выстраивание новых логистических цепей для промышленного комплекса Донбасса? Надежд на успехи местного менеджмента, откровенно говоря, не много, а без активного содействия с российской стороны процесс и вовсе объективно невозможен.

Но главное, чтоб приданный неповоротливой системе интеграционный импульс не увяз в болоте бюрократических проволочек с обеих сторон. Потому что с России либеральный бизнес часто привык оглядываться на Запад больше, чем на собственную столицу. А поставленные руководить процессами в Донбассе, в силу слабой компетентности и чрезмерной самоуверенности, рискуют наступить на грабли «удельной независимости», повторив весь опыт построения олигархической Украины, но в меньшем масштабе.

Последствия, правда, за счет концентрации времени и места, будут еще плачевней. Но, если судить по примеру «Сбербанка», можно надеяться, что до этого дело не дойдет, уж слишком много, поставлено сейчас на кон.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »