Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 10 мар 18:59

«Шаг вперед и два назад»? Куда пойдет промышленный Донбасс?

Первое впечатление от перехода украинских промышленных активов под крыло временных администраций ДНР сошло на нет. Но главный вопрос остается: не проспит ли республика свой шанс стать частью экономики России?
Несмотря на шумные скандалы с выдачей паспортов странным субъектам, главным событием в Донецкой Народной Республике было и остается переподчинение здешних крупных активов украинского олигархата местным временным государственным администрациям. За процессом пристально наблюдают все: начиная от экономистов и заканчивая домохозяйками. Причина интереса понятна: принудительное изменение налоговой юрисдикции предприятий на деле означает присоединение к России всего региона. Т.е. именно то важнейшее переформатирование своего статуса, которое население, положа руку на сердце, ждет здесь уже третий год.А между тем, конкретных новостей с донбасской «экономической передовой» поступает не очень много. Из недавнего: выплата заработной платы работникам донецкого «Укртелекома», что трактуется как пример успешной работы республиканского кризис-менеджмента. Вероятно, что это и так, но все же из-за того, что смена состава управленцев произошла буквально накануне расчетного дня, есть устойчивое подозрение, что предприятие к выплате заработной платы и так должно было подготовиться, накапливая для этого получаемые от абонентов средства. В этом плане, гораздо красноречивей будет выплаченная вовремя и без сокращений заработная плата за следующий месяц, но, случится ли это, покажет только время.
А на крупных предприятиях – индустриальных гигантах, по сообщениям информированных источников, пока царит информационное и организационное затишье. Подавляющее число активов перешло в режим технологического поддержания мощностей «на медленном ходу». Пусть это и не остановка предприятий, о чем взахлеб и радостно пишут, традиционно недоброжелательные к процессам в республике, украинские медиа, но и полноценным функционированием активов такой режим тоже не назовешь.
Как сообщают все те же, посвященные в суть происходящего, источники, возможно, какие-то управленческие модели на ряде переподчиненных производств и разрабатываются, но о деталях тактики и стратегии развития производств пока известно. Власти и назначенный внешний менеджмент взяли невнятную паузу, оставляя коллективы в неведении. Прежнее руководство, аффилированное с украинскими собственниками, тоже предпочитает ситуацию в подробностях не комментировать. Обоюдная «игра в молчанку» идет который день, явно не на пользу обществу и не поощряет рост доверия к исполнителям. Впрочем, последнее обстоятельство давно не является решающим в республиканской государственной пиар-стратегии.
Некоторые ответы, проливающие свет на процессы введения временных администраций, отчасти могут содержаться в двух, довольно больших по объему, интервью министра доходов и сборов ДНР Александра Тимофеева. Желающие могут ознакомиться с их полными версиями интервью на сайте Совмина ДНР и портале DNR-LIVE.ru, мы же позволим себе обратить внимание только на несколько базовых, с точки зрения вхождения промышленности Донбасса в российские кооперационные цепочки, тезисов.
Будут ли меняться собственники?
По мнению Александра Тимофеева, подобный сценарий маловероятен. «Право собственности это вопрос немного другого характера, он более сложный. Если когда-либо будет принят Закон «О национализации» это все будет дорабатываться. Если вообще когда-то такой закон будет принят», - отмечает представитель правительства.
Сомнение, согласитесь, двусмысленное: или смена собственника, так или иначе, планируется, но на другом уровне, или же перед нами банальный элемент закулисного торга. При нахождении консенсуса между старыми хозяевами и новыми администраторами, все вернется на круги своя, а новая схема потребует лишь новых посредников и дополнительных ответвлений от общего финансового потока в «нужном направлении».
Тревожный момент, политические последствия которого, на самом деле, на порядки превосходят финансовые. Смена собственника в данном случае, конечно, накладывает дополнительные риски, но зато окончательно и неизменно определяет курс на интеграцию с РФ. К тому же, без смены собственника на прибыль предприятий имеет право претендовать не только государство в лице временных администраций, но и прежние держатели акций.
Кому продавать уголь?
Поясняя на «1 Республиканском» свою позицию по поводу торговли с Украиной углем, министр доходов и сборов сообщил, что от прекращения поставок топлива, бюджет ДНР не пострадает. Несмотря на то, что, по его словам, «Украина покупала уголь дороже, чем он продается в России», а полученные от реализации топлива средства – это «дополнительные доходы», позволявшие повышать в республике соцстандарты.
В то же время, потребителем донбасского угля может являться исключительно Украина. Как давно подсчитали эксперты, выбора у Киева на мировом угольном рынке на самом деле нет , но, скорее всего, нет там места сегодня и дополнительным миллионам тонн донбасского антрацита. Что-то Россия, конечно, может закупить у ДНР для нужд своих южных регионов, чтобы не везти с Кузбасса, но порядок цифр не тот.
Поэтому, взяв в управление ту же шахту «Комсомолец Донбасса», с годовой добычей в несколько миллионов тонн, республика действительно может получить дополнительный, не учтенный в предыдущих планах, доход. Но это, если сработает цепочка по сбыту угля. Сегодня же вся, продаваемая республикой, угольная продукция, насколько можно судить по открытым данным – это производство предприятий и до «национализации» находившихся в налоговом поле ДНР.
Экономические показатели пока под секретом
Если в телеинтервью, записанном в конце февраля министр отмечал, что профильные ведомства работают над поиском поставщиков сырья, не производимого на территории ЛДНР, то к 7 марта оказалось, что «эти проблемы полностью решены». Так как о снятии блокады, налаживании отношений и восстановлении предыдущих путей поставок с Украиной речь не идет, то можно предположить, что сырье на донбасские активы планируют поставлять российское.
В то же время, в обоих интервью, ожидаемо, нет ни малейшего хотя бы намека на предполагаемый регион-поставщик. А ведь, интересны и логистическое плечо, которое однозначно вырастет, и прочие нюансы, которые бы позволили примерно представить, как новая схема отразится на экономическом балансе, предприятий. Такой конкретики министр не дал, хотя доход, в том числе и государства, прямо зависит от рентабельности подведомственных активов.
Еще один аспект. Сегодня средства от реализации, получаемые шахтами, по сведениям отраслевых специалистов, не покрывают в полной мере потребностей самих угольных объединений, в первую очередь в капитальном строительстве и техническом перевооружении. Более того, по свидетельствам некоторых источников, этот финансовый дисбаланс вызван, во многом, тем, что госдотаций на уголь в республике нет, а «черное золото» Украина закупала у республик по своим внутренним ценам, которые, были ниже биржевых чуть ли не вдвое – 1700 против справедливых 2500-2700 в пересчете на гривны. В общем, остается только на слово поверить в то, что от пертурбаций бюджет не пострадает, и надеяться, что вместе с ним не пострадают и шахтерские коллективы.
«Курченко здесь нет»
Отвечая на вопрос, хватит ли молодому государству ресурсов на содержание социальной сферы, которая попадает под контроль республики вместе с промышленными активами, руководитель фискального ведомства оптимистично утверждает – государство, это собственник, которому важна не только прибыль, но и «социалка». Это, по его словам, подтверждается и предыдущим опытом.
«Гостиницы неприбыльные, но у нас в некоторых живут беженцы. Они не могут быть прибыльными, государство содержит их за свой счет. Есть подразделения, которые живут в общежитиях, еще где-то – государство тоже их содержит, но я не вижу здесь особой катастрофы. Может быть, это и не очень удобно финансово, но, с другой стороны, это и есть задача государства правильно распределить ресурсы», - отмечает Александр Тимофеев, к сожалению, не конкретизируя, какие подразделения армии республики все-таки размещены в подобающих условиях. Думается, это было бы крайне интересно в первую очередь самим военнослужащим, более других знающим, как выглядят реальные «располаги» в непредназначенных для этого помещениях, где минимальный комфорт защитники республики создают себе сами за счет собственного жалования и инициативы добрых людей.
Что же касается общежитий и гостиниц для переселенцев и беженцев, то, надо признать, у республиканской власти в это опыт действительно большой, но не всегда однозначный. В прошлом году давление властей вынудило общественных активистов «Патриотических сил Донбасса» свернуть собственную программу, по которой жилье и материальную помощь получали вдовы ополченцев, инвалиды и несколько сот семей беженцев, вывезенных в Донецк еще в 2014 году с территорий, захваченных противником или ставших частью линии фронта. В наши же дни, редкая неделя обходится без просьб волонтеров о помощи тем или иным переселенцам, семьям погибших ополченцев и другим пострадавшим от войны, в ситуации, когда претерпевших от войны людей выселяют из временных пристанищ или неподъемно повышают плату за «предоставленное жилье». В местных социальных пабликах пользователи регулярно сообщают о том, что получение гумпомощи невозможно без местной прописки и сопряжено с преодолением редутов «социальной защиты», выстроенных уже местными чиновниками.
Размер минимальной пенсии (вернее, социального пособия) по возрасту в республике тоже является притчей во языцех. Но, несмотря на это, с тем же стадионом «Донбасс Арена», как обещают, все будет в порядке – расходы, по расчетам чиновников, будут перекрыты будущими доходами от деятельности промышленных активов.
Кстати, любопытно, как это перекрестное субсидирование «Донбасс-Арены» будет реализовано на практике? Учитывая, что стадион курируется Министерством спорта, а потенциально самые прибыльные активы – неким ЗАО «Внешторгсервис». Причем, как признает министр Тимофеев, сама компания в ДНР не зарегистрирована – только ее «дочка», которая, и будет поставлять сюда руду и платить налоги. По сути, руководитель не скрывает, что это «прокладка», причем, о причастных коммерсантах может сказать только одно – «Курченко здесь нет».
Подведем итоги
В целом, если рассматривать промышленность как некую упрощенную схему: сырье - производство - потребитель, то, по информации министра Александра Тимофеева, пока все более-менее понятно с первыми двумя составляющими.
Но вот с третьей - потребителем, вопреки декларируемому министром оптимизму, все не так просто. Более того, некоторые высказывания государственного чиновника внушают определенные опасения.
«Кто сказал, что мы все на Россию везем? Я такого не заявлял. – говорит Александр Тимофеев. - Я сказал, что мы сырье возьмем оттуда, но не сказал, что мы готовую продукцию везем в Россию. Он (российский рынок – прим. ред.) не единственный и даже не основной».
Куда же, в таком случае, собирается республика реализовывать свою продукцию, если не в Россию?! Вопрос совершенно риторический. Наивно предполагать, что производимое на заводах и шахтах Донбасса купят где-то еще в мире, кроме как в России или на Украине. И если российский рынок в схемах республиканского руководства рассматривается как «не основной», то приходится признать, что донбасская продукция опять уйдет на Украину. Но то, что было допустимо на предыдущем этапе, во имя сохранения рабочих мест, социальных выплат и прочих выгод от существования украинской налоговой экстерриториальности, сегодня может превратиться в опасность для молодого государства. Так как, на деле, введение внешних администраций окажется лишь способом заставить украинских собственников разговаривать с руководством республики на иных условиях, провоцировать ситуацию к созданию новых теневых схем, росту коррупции, а, в итоге, расширению зависимости республики от крупного украинского капитала, который посадит на крючок финансовой аддикции руководителей местной экономики.
Индустрия Донбасса должна не просто сменить своих основных бенефициаров, а основательно переориентироваться на Россию, искать там и поставщиков, и потребителей, ежедневно напористо вливаться и интегрироваться в хозяйственную структуру РФ. Только такой вектор гарантирует здоровое развитие этой, потенциально богатой и промышленными, и технологическими, и природными, а что самое важное – человеческими ресурсами.
В противном же случае, территория ДНР станет одной большой площадкой для пресловутого «договорняка», где местная, ставшая очень дешевой, рабочая сила, лишенная всяких социальных стандартов, позволит прежним хозяевам-олигархам зарабатывать еще больше, скрываясь за ширмой патриотических лозунгов в исполнении местных высокопоставленных смотрящих.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать