Говорит лидер
Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 16 сен 16:00

Донбасс не будет украинским: неужели лед тронулся?

Первый донецкий олигарх официально распрощался с расположенными в республике активами. Владелец донецкого завода «Норд» Валентин Ландик продал большую часть акций компании российской структуре.
13 сентября стало известно о продаже семьей Ландик 79,93% акций производителя холодильной техники ПАО «Норд» российскому ООО «Диорит-Технис». Стоит отметить, что завод не прекращал работы до последнего времени, однако из-за блокады региона объемы производства значительно снизились, а убытки, напротив, возросли. В итоге в июле было принято решение о консервации мощностей. Тогда же появились слухи о продаже актива, которые нашли свое подтверждение в данных украинских регистрационных органов только сейчас.Любопытную деталь в сделке подметил известный юрист экс-регионал Андрей Портнов.
«Украинские правоохранительные органы не заметили сделку по продаже активов, совершенную семьей Ландика в неподконтрольном Донецке. Ранее совершение сделок с имуществом на неподконтрольных Украине территориях правоохранительные органы трактовали, как действия, направленные на финансирование терроризма и сепаратизма. А в случае с Ландиком не только пропустили сделку, но и позволили легализовать её в отчётности государственного органа»
- сообщает Портнов, делая вывод, что реализовать ставший убыточным актив экс-донецкому бизнесмену удалось только в обмен на помощь его брата в деле Александра Ефремова.
Не исключено, что Портнов прав, но, по большому счету, разборки экс-регионалов между собой и с майдановцами в лице Генпрокуратуры, дончан уже давно не волнуют. В отличие от судьбы крупного завода, который чуть ли не первым в республике официально выходит из украинской юрисдикции в российскую.
Название компании-покупателя в Донецке малоизвестно, однако, судя по российским деловым сайтам, предприятие – далеко не ширма-однодневка для прикрытия бизнеса «с оккупированными территориями», каковыми Донбасс считает Украина. Холдинг «Диорит», куда входит «Диорит-Технис», существует уже 25 лет и принадлежит каменец-шахтинскому предпринимателю Игорю Сидоркину. Является крупной компанией на российском рынке бытовой техники и одной из крупнейших торговых компаний южного региона России, ранее был официальным дистрибьютором продукции «Норд» в РФ, а также работает с ведущими российскими и зарубежными производителями, включая LG, Samsung, Philips, Hisense, Rolsen и BEKO. Как сообщают СМИ, в 2015 году выручка только ООО «Диорит-Технис» составила почти миллиард рублей, а чистая прибыль – около 30 млн. руб.
Посмотрим, что будет далее делать новый собственник, но наличие собственного рынка сбыта для продукции завода – серьезное основание для надежды на работу и развитие предприятия. Что касается любимых страшилок от наших «украинских партнеров», что «заводы Донбасса пилят на металл и вывозят в РФ», то в этом случае бывшие донецкие точно могут спать спокойно. Реши «Диорит» обзавестись собственным производством, покупать донецкий завод и «вывозить» было бы просто глупо. Дешевле и проще было бы заключить договор, на выпуск продукции по лицензии, а цеха оснастить на месте новым оборудованием, к происхождению которого ни у кого бы не возникло вопросов. Так что, скорее всего, завод полностью переориентируется на Россию и будет работать здесь, давая зарплату дончанам, и, чем черт не шутит, может даже налоги в госбюдбжет республики.

Конечно, что бы то ни было утверждать пока рано. В конце-концов, акции «Норда» наверняка за два года боевых действий значительно упали в цене и вряд ли обошлись новому собственнику очень дорого. Теоретически, он их мог прикупить сугубо как лотерейный билет, который сыграет или не сыграет в большой политической игре вокруг Донбасса.
Но это теория, а на практике акции «Норда» - это не ценные бумаги IBM, которые можно оставить внукам в наследство. Покупка такого актива в зоне боевых действий – шаг рисковый, но наверняка серьезно просчитанный.
Стоит напомнить, что предыдущие два года российский бизнес всерьез Донбассом не интересовался. Периодически республиканские чиновники сообщали СМИ о якобы ведущихся переговорах с некими российскими инвесторами, но, во-первых, развития ни одна такая новость не получила, во-вторых, объекты для инвестиций назывались самые непривлекательные, как шахты Енакиево или шахта имени Бажанова в Макеевке, что ставило под сомнение вообще реальность подобных переговоров. Кроме того, как недавно отмечал наш сайт, продолжающиеся боевые действия и сомнительная правовая основа сотрудничества с непризнанными республиками, увы, способны отпугнуть самого рискового инвестора. Так что вполне логично, что два года сотрудничество ограничивалось, по сути, приграничной мелкооптовой торговлей и непонятными даже для специалистов схемами поставки ГСМ, в том числе, с привлечением украинских олигархов.
Но покупка «Норда» - событие знаковое сразу с нескольких сторон. Во-первых, это можно расценить, как сигнал готовности российского бизнеса к освоению рынка и активов, ставших по политическим причинам токсичными для нынешних украинских владельцев. Свято место, как говорится, пусто не бывает, а Донбасс, при всех проблемах его промышленности, регион на самом деле богатый. И в перспективе, все равно прибыльный, даже со следами войны.

Во-вторых, Ландик и Сидоркин «протоптали дорожку» легального захода капитала в Донбасс. Как бы мы не тешились своей независимостью, но без признанных во всем мире процедур перерегистрации собственности любая смена владельца донецким бизнесом будет вне ДНР считаться «отжимом» со всеми вытекающими последствиями. А вот легальная передача контроля над средствами производства, причем признанная именно киевскими бюрократами, которые не устают громогласно заявлять о «российской оккупации Донбасса» - это совсем другое дело, в том числе и в глазах мирового сообщества. Случаев выкупа «оккупантом» акций «оккупированных», кажется, в истории биржевых торгов пока не зафиксировано, так что и здесь Киев впереди планеты всей.
Если наши предположения верны, то третий по очередности, но не по значению аспект сделки – это гарантированное сохранение Донбасса в российском пространстве.
Что бы не говорили сторонники «теории слива», российское руководство и бизнес-структуры давно доказали свою прагматичность и умение считать деньги. Это не значит, что все планы наперед будут рассказаны обитателям ВКонтакте и Facebook, скорее, наоборот, в соцсетях произойдет еще множество славных баталий о том, как Донбасс «сливают по-Минску».
Но, как ни цинично это прозвучит, в капиталистическом обществе, которое существует в России и которое, по факту строится в пока непризнанных республиках Донбасса, правит бал не идеология и политические декларации, а капитал. Он может управлять государством, как это было и есть в Украине, что собственно, во многом и привело к расколу страны, с потерей регионов и войной. А может сотрудничать с государством, как это вполне успешно навязывают своим олигархам российские власти.
Кстати, в Приднестровье значительная часть местных промышленных активов и компаний, так или иначе, аффилирована с русским капиталом, который вряд ли самовольно решил рискнуть, ведя дела в зоне дипломатического риска. Означает ли это, что нам готовится подобная «заморозка в непризнании», пока не понятно. Расстановка сил и интересов с 90-х, когда решалась судьба ПМР, изменилась, а Донецк и Луганск, в отличие от Тирасполя, имеют с Россией общую границу. В любом случае, если в Донбасс пойдет российский капитал, то это и есть лучший признак планов по сохранению региона на орбите РФ.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Знать