Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 14 июн 15:19  Версия для печати

ДМЗ: хитрый план или стечение обстоятельств?

ДМЗ: хитрый план или стечение обстоятельств?

В судьбе промышленного комплекса Донбасса наметился переломный момент: или здесь смогут поставить под государственный контроль тяжелую индустрию, сделав крупный капитал в регионе социально ответственным субъектом, или распишутся в неспособности обеспечить работу тяжелой промышленности без украинской экономики и царящих там финансово-олигархических групп.

На прошлой неделе ряд украинских СМИ и местных пабликов в соцсетях сообщили о приостановке деятельности символа столицы Донбасса – «Донецкого металлургического завода». Так, неоднократно говорится, что с 7 июня на ПАО «Донецксталь-МЗ» началась консервация доменных печей из-за невозможности подвоза сырья и отгрузки готовой продукции. Большинство персонала, кроме службы охраны, якобы будет отправлено в бесплатные отпуска. Сроки простоя предприятия пока не называют. «До восстановления нормальной работы железной дороги. Если бы ж/д работала нормально, то и они бы работали», — цитируют СМИ президента ОП «Металлургпром» Александра Каленкова, взявшегося прокомментировать складывающуюся ситуацию.

Кроме того, в Сети встречается пока не подтвержденная официально информация о том, что в подобном «предплачевном» положении находятся Енакиевский метзавод, входящий в холдинг «Метинвест» Рината Ахметова, и Алчевский метзавод, принадлежащий Сергею Таруте. Также есть пока неофициальные данные о сокращении объемов производства на шахте «Комсомолец Донбасса».

Учитывая, что в горно-металлургическом комплексе работают десятки тысяч жителей ЛДНР, ситуация складывается крайне тревожная – время «серого сотрудничества» закончилось, а каким оно будет дальше и сможет ли Донбасс выйти из военно-торгового тупика пока не ясно.

Виновата дорога?
Чтобы понять причину отказа железнодорожников выполнять свои обязанности придется копнуть несколько глубже социально-экономических требований коллектива. Хотя они, бесспорно, абсолютно законны и оправданы.

С конца 2014 – начала 2015 года, когда накал боевых действий спал, угольные и металлургические предприятия Донбасса начали восстанавливать производство, реализовывая продукцию в основном по довоенным каналам, то есть на украинскую территорию. Судить, хорошо это или плохо, занятие неблагодарное. С одной стороны, уплата налогов в украинский бюджет косвенно спонсирует действия украинской армии на Донбассе. С другой, такое «серое» сотрудничество позволило стабилизировать социально-экономическое положение многотысячных трудовых коллективов. А так как по еще советским расчетам одно рабочее место в тяжелой промышленности обеспечивает 5-7 рабочих мест в смежных отраслях и сфере услуг, недооценивать даже слабую загруженность индустрии для республики нельзя. Кроме того, невозможность полностью перевести тяжелую промышленность в республиканское правовое поле лишило местные бюджеты львиной доли поступлений. Не секрет, что основным источником средств для городов всегда были налоги на доходы работников градообразующих предприятий, которые пока уплывают на украинскую территорию. Кроме того, эта правовая двусмысленность сохранила в руках украинских олигархов контроль над предприятиями, а значит, в какой-то мере, и над экономической политикой республики, и над весомой долей республиканского общества.

Ситуация однозначно не могла устраивать обе стороны конфликта. Но, как ни странно, первой шаг к обрушению этого «серого» баланса сделала украинская сторона, которая получала несопоставимо больше выгод от работы предприятий Донбасса, нежели от их простоя. Зимой Киев заявил о реорганизации ПАО «Укрзализныця» и Донецкой железной дороги , что сделало невозможным ее дальнейшую работу в двух государствах одновременно. О том, что Киев прекрасно понимал последствия и даже готов нести определенные убытки говорит тот факт, что прекратить реорганизацию не удалось даже объединенным усилиями олигархов, заинтересованных в продолжении функционирования их, расположенных на Донбассе, активов. Владельцы заводов тогда открыто заявили, что даже временный коллапс обойдется Украине в 100 миллионов долларов валютной выручки ежемесячно.

Уникальный в постмайданной истории случай, когда Киев готов отказаться от денег. Видимо, желание навредить Донбассу в этот раз перевесило «загребущие» инстинкты кабмина.
ДМЗ: хитрый план или стечение обстоятельств?

Очевидно, что передать Украине полный контроль над железной дорогой было бы серьезным поражением в экономическом и политическом противостоянии ДНР с киевскими властями, поэтому власти республики пошли на обострение ситуации и борьбу нервов. Как мы уже сообщали, предшествовавший забастовке железнодорожников митинг проходил при участии руководителей отрасли и на спонтанную инициативу снизу похож не был. Не отразиться на остальной промышленности железнодорожный коллапс не мог, и наверняка был просчитан заранее. Ведь, на кону стоят не только зарплаты и рабочие места коллектива ДонЖД, но и независимость всего производственного комплекса Донбасса.

Неужели все-таки национализация?
В железнодорожном и, в целом, промышленном противостоянии ДНР и Киева есть еще один значимый нюанс. 1 июня Глава Республики подписал указ №153 «О специальных мерах зашиты интересов Донецкой Народной Республики», запрещающий въезд на территорию ДНР ряду крупных бизнесменов и политиков . Список возглавляет Ринат Ахметов, владелец ряда упомянутых выше активов. Кроме него под санкции Главы ДНР попали еще многие собственники и представители финансово-промышленных групп, работающих именно в сфере металлургии и энергетики, что позволяет предполагать взаимосвязь происходящего.

Кроме того, как сообщают украинские СМИ, республиканские органы власти активизировали работу с менеджментом ДМЗ по перерегистрации предприятия в правовом поле ДНР с уплатой налогов и прочих платежей. Дополнительно, появился ряд сообщений о подобном давлении и на активы СКМ. Достоверность этой информации пока под вопросом. Как известно, украинские медиа нередко публикуют непроверенные материалы, которые, по их мнению, должны очернить оппонентов в глазах читателей. Так что «национализация предприятий сепаратистами», как это излагают авторы, может оказаться не более чем фейком.

С другой стороны, известный донецкий публицист Олег Измайлов считает, что появление санкционного списка является «зеркалом экономической политики ДНР». По его данным, фактом его публикации республиканские органы власти начали «наступление» на активы олигархов, в первую очередь, принадлежащие Ринату Ахметову. Сам Ахметов, по мнению Измайлова это всячески опровергает, так как «такие потери чреваты крупными репутационными рисками. А ведь Ахметов и так за два года войны потерял чуть не две трети своих капиталов».
ДМЗ: хитрый план или стечение обстоятельств?

Впрочем, в наше время говорить о достоверности той или иной информации можно будет только после ее официального подтверждения и юридической фиксации. К примеру, если бы слухи об ухудшении положения ДТЭК на республиканском рынке были верны, то наверняка был бы пересмотрен закон «Об электроэнергетике», который фактически не распространяется на энергоактивы компании. Пока документ действует в том же виде, что и ранее, и позволяет холдингу контролировать значительную часть энергорынка ДНР , обслуживая именно промышленных потребителей.

Кроме того, сам Глава ДНР Александр Захарченко, отвечая на вопросы местных журналистов, заявил, что выход санкционного указа сам по себе национализации не означает, и скорее является мерой по принуждению бизнеса к социальному диалогу. «Мы сейчас не собираемся национализировать предприятия, не меняем их форму собственности, как это подразумевается. Об этом говорить, к сожалению, пока рано», - отметил он, подчеркнув, что следующим шагом властей будет привлечение собственников промышленных активов к развитию региона.

А может не надо?
Пока политики борются за долгосрочные перспективы, а народ всерьез опасается за ближайшее будущее, коммерсанты уже успели подсчитать убытки и предлагают вернуть все как было. Любопытно отметить, что этот вариант они предлагают не Донецку, где находятся забастовщики, а Киеву. Как сообщает бизнес-портал UAprom, объединение предприятий «Металлургпром» 7 июня обратилось к премьер-министру Владимиру Гройсману «с просьбой в кратчайшие сроки решить вопрос восстановления железнодорожного сообщения с метпредприятиями, находящимися на временно неподконтрольной территории, чтобы не допустить их полной остановки и возможного социального коллапса».

В тексте не сказано напрямую, какие действия должно предпринять правительство, но исходя из требований бастующего коллектива, можно предположить, что собственники ГМК завуалированно предлагают Гройсману восстановить «серый статус-кво». То есть вернуться к изначальным правилам двойного подчинения железной дороги, оставить структуру предприятия в том виде, в котором она функционировала до апреля, выплатить задолженность и вернуть часть диспетчерских пунктов на территорию республик.

Скорее всего, лично подписанты обращения понимают, что железная дорога – это верхушка айсберга накопившихся хозяйственных, налоговых и социальных вопросов между ДНР и трудовыми коллективами с одной стороны, и киевским правительством и собственниками предприятий с другой. И их просьба к Киеву – полумера, на которую вряд ли кто-то пойдет.

В отношениях республики и украинского бизнеса назрели перемены и это очевидно. Ситуация несет огромные политические, экономические и социальные риски, оценивая которые со стороны остается только надеяться, что у властей республики есть свой «хитрый план».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »