Читать
Закрыть
Виталий Кречетов - 23 апр 13:00  Версия для печати

Тупик для двоих

Тупик для двоих

Сложившийся за год условного перемирия негласный консенсус, позволявший все это время осуществлять торговлю между Донбассом и Украиной, похоже, перестал устраивать одну из сторон. Украина в одностороннем порядке сообщает об остановке железнодорожного сообщения.

Ситуация вокруг Донецкой железной дороги начала накаляться в марте, когда выяснилось, что постановлением кабмина еще от 2014 года предписано реорганизовать «Укрзализныцю» так, что работа Донецкой железной дороги на две стороны оказалась фактически невозможной.

Тогда против подобных перемен выступил крупный бизнес, и даже возникла надежда, что ситуация сойдет на нет, благо, предпосылки к подобному были. Надеждам не суждено было сбыться. Масштабные кадровые перестановки в Киеве, похоже, включили эффект «новой метлы», который и сам по себе обычно деструктивный, а уж в дырявой лодке и подавно ведет к раскачиванию с последующим зачерпыванием воды обоими бортами.

Итак, как сообщил новый министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, с 20 апреля перевозки остановлены. Причину украинская сторона назвала сама, с фирменным для сторонников майдана апломбом и гордостью за содеянную глупость. По словам миистра, «Укрзализныця» перевела управление железнодорожного движения в зоне АТО из Донецка на подконтрольную территорию, что вызвало почти полную приостановку железнодорожного движения с неподконтрольными территориями. «Одной из причин перевода диспетчеризации являются неправомерные требования, которые регулярно выдвигаются компаниям с украинской регистрацией на неконтролируемой территории», - сообщил довольный собой младореформатор. Учитывая, что такой перенос СНБО и кабмин Украины требовали совершить еще в 2014 году, маловероятно, что проблема на стороне республик. Скорее новоназначенный министр счел необходимым подтвердить верность идеалам постмайданных властей по пиару на развалинах еле дышащей экономики.

По сведениям представителей холдинга «Метинвест», ряд активов которого работают на территории республик Донбасса, у них уже простаивают 100 грузовых составов, а ведь это только третий день блокады. Стоит напомнить, что снижение производства на промобъектах «Метинвеста» и подобных компаний – болезненный удар по экономикам обеих противоборствующих сторон. Украина недополучит значительные налоговые поступления, а также перекроет один из последних ручейков притока валюты в страну, ДНР и ЛНР рискуют получить рост социального напряжения, связанного с выплатой заработной платы коллективам данных предприятий.

Кроме реформаторского пыла молодого министра, позволим себе предположить, что некая неоднозначная, но значимая роль в происходящем отведена и новому руководителю «УЖД» польскому рокеру и, по совместительству топ-менеджеру Войцеху Бальчуну. Внимательный читатель наверняка не пропустил это выходящее за рамки скучных будней назначение нового премьера. Не говорящий ни по-русски, ни по-украински чиновник – нечто абсолютно новое даже для помешанной на иноземцах киевской власти. Назначение частично оправдывает то, что ранее Бальчун был топ-менеджером польской железнодорожной компании PKP Cargo, где прославился как кризис-менеджер, выведший ее из убытков в значительную прибыль в том числе за счет сокращения оплаты труда персонала.

В среде железнодорожников слухи о недвусмысленном польском интересе к «Укрзализныце» ходят давно – актив лакомый, чтобы ни говорили жалостливо-убыточные официальные отчеты госмонополиста. Возможно, назначение Бальчуна как раз и является первой ласточкой польского лобби в весьма вероятной борьбе за украинскую часть «николаевской железки».

Но в Украине Бальчун человек новый, и о сложной иерархии «Укрзализныци», которая во все времена оставалась «вещью в себе» и работала по своим правилам, игнорируя подавляющее большинство правительств и министров, поляк вряд ли слышал.

Выступая на представлении в правительстве Бальчун заявил, что в первую очередь, он бы хотел решить проблемы связанные с коррупцией и контрабандой на железной дороге. Можно допустить, что выполнение абсолютно политического решения министерства поляк допустил исходя именно из непонимания наших серых правил торговли. Все-таки для нормального европейца команда кабмина – закон, а если государство называет территории оккупированными, значит, так оно и есть. О том, что даже в этих условиях Донецкая ЖД является одним из наиболее прибыльных участков отрасли, рокеру только предстоит узнать. Интересно, что тогда будет делать антикризисный менеджер?

А пока новый руководитель «Укрзализныци» пытается осознать, куда попал, его министерский шеф решил свалить проблему с больной головы на еще более больную. По его словам, вопрос будет перенесен в формат «минских переговоров». Об отрицательной эффективности последних в других сферах мы неоднократно писали, так что рассчитывать на то, что в данном случае Минск все оперативно решит просто наивно. Это подтверждает и Владимир Омелян, который заявил что «вряд ли стоит ожидать, что вопрос решится за неделю».

Тем временем в республике коллективы железнодорожников успели ощутить всю прелесть политических игрищ Киева. Дело в том, что ранее сторонами были предприняты все меры для сохранения единого комплекса Донецкой железной дороги без разделения по линии фронта. В том числе сохранялась оплата труда коллективов на карточки украинских банков, на что предприятие перераспределяло часть средств, полученных за выполненные перевозки между ДНР и Украиной. В связи с «реформаторским зудом» Киева люди не получают заработанных денег уже третий месяц.

Местное отраслевое ведомство предпринимает меры для нормализации работы предприятия, но и без всяких инсайдов очевидно, что заменить такие объемы перевозок в экономике ДонЖД будет ой как непросто. Стоит напомнить, что ранее Минтранс сообщало о выходе среднесуточных грузоперевозок между ДНР и Украиной на уровень 100 тысяч тонн. Для снижения социального напряжения Главой республики принято решение об обеспечении работников железной дороги целевой помощью из резерва ДНР.

При этом в самом транспортном ведомстве продолжаются замены. Не так давно, как мы помним, был отстранен от должности первый министр транспорта ДНР Семен Кузьменко . На смену ему был назначен опытный донецкий управленец и бизнесмен Игорь Андриенко.

На днях на официальном сайте ДНР был опубликован указ Главы об увольнении первого заместителя министра транспорта Владимир Кабация, который как раз курировал железнодорожную отрасль. Кроме того, как сообщили наши источники на железной дороге, кадровые перестановки произошли и в профильном департаменте министерства. Стали ли указанные увольнения следствием выявленных ошибок в работе чиновников, или же у нас тоже срабатывает фактор «новой метлы» пока не ясно. В любом случае новым руководителям достанется незавидное наследство, которое вряд ли заработает по мановению «минской палочки».

И все-таки остается констатировать, на железнодорожных перевозках между промышленными предприятиями Донбасса и Украины завязаны миллионные прибыли в валюте, полностью отказаться от которых не позволят себе ни ФПГ, ни власти. Значит, сообщение рано или поздно восстановится. Только вопрос на чьих условиях и как этот период пережить и без того небогатым семьям железнодорожников Дебальцево, Ясиноватой, Иловайска.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать
Больше новостей »