Говорит лидер
Читать
Закрыть
Сергей Яблоков - 03 июн 17:10

Санкционные баталии: на что республика намекает олигархам?

Модный в мировой политике тренд санкций и запретительных списков нашел отражение и во внешнеполитической деятельности ДНР. Глава Республики Александр Захарченко запретил въезд в республику ряду бизнесменов и политиков.
1 июня Глава Республики подписал указ №153 «О специальных мерах зашиты интересов Донецкой Народной Республики» , запрещающий въезд на территорию ДНР сорока восьми крупным бизнесменам и политикам, связанным с бывшей «Партией регионов».«В целях защиты интересов ДНР, обеспечения безопасности, а также защиты прав и свобод жителей Донецкой Народной Республики, постановляю временно, до принятия отдельного распоряжения, применить специальные санкции в виде запрета въезда и нахождения на территории ДНР к отдельным лицам»
- сказано в тексте указа. К документу приложен список из 47 человек
.
В первую тройку входят крупнейший олигарх «Донбасса» Ринат Ахметов, видный политик прошлой власти Андрей Клюев и новый сопредседатель «Оппоблока» Юрий Бойко. Также перечислены такие хорошо известные дончанам земляки как еще один лидер «Оппоблока» и владелец «Киев-Конти» Борис Колесников, незадачливый экс-губернатор и олигарх средней руки Сергей Тарута, экс-владелец горловского «стирола» Николай Янковский, легендарный «Юра Енакиевский» Юрий Иванющенко, эк-главрач ДонКТМО и нардеп от «регионов» Татьяна Бахтеева, многолетний региональный политик Анатолий Близнюк (почему-то упомянут дважды – прим. ред.), рейдер от автоперевозок Владислав Дрегер, довоенный мэр Донецка Александр Лукьянченко, секретарь горсовета Николай Левченко и другие.
Несколько удивило наличие в санкционном списке персоналий, переставших ассоциироваться с нашим регионом еще задолго до майдана и войны, остававшихся донецкими сугубо по месту рождения и партийной принадлежности: экс-министр угольной промышленности Сергей Тулуб, бывший генпрокурор Геннадий Васильев и его коллеги Виталий Захарченко и Виктор Пшонка, давно забытый мэр Донецка, а после народный депутат Владимир Рыбак, вице-премьер-министр - министр здравоохранения в правительстве Азарова Раиса Богатырёва, секретарь СНБО при Кучме и бывший совладелец «Индустриального союза Донбасса», скрывшийся из публичной политики еще в 2010 году Виталий Гайдук.
Также запрещен въезд в ДНР «красному» директору шахтоуправления «Покровское» Леониду Байсарову, генеральному директору «Новокраматорского машзавода» Георгию Скударю, и еще нескольким топ-менеджерам и бизнесменам крупных корпораций.
Стоит отметить, что документ повторно наложил санкции на младоолигарха времен расцвета «Семьи» Сергея Курченко. Напомним, запрет на деятельность его структур и аффилированных компаний был введен еще прошлой осенью.
В целом список лиц, попавших под санкции, создает неоднозначное впечатление. Как уже подметили пользователи соцсетей, запрет на въезд в ДНР олигархам первого эшелона вряд ли является серьезным ограничением для их деятельности. Признаем откровенно, маловероятно, что эти люди были в Донецке после 2014 года или собирались посетить город в ближайшем будущем. То же касается и политиков прошлого, исчезнувших с политической арены региона десятилетие назад, а с киевской – по итогам второго майдана.
Что же касается работы предприятий СКМ и других финансово-промышленных групп Украины в Донбассе, то, как сообщалось ранее , сотрудничество организовано через Москву и представляют интересы бизнеса отнюдь не первые лица. А топ-менеджмент, как раз неоднократно замеченный на территории ДНР, в списки не вошел.
Причины для появления столь противоречивого санкционного списка могут быть самыми различными. Остановимся на двух наиболее вероятных: политической и экономической, которые хотя и связаны между собой, но имеют и некоторые различия.
В контексте активизации предвыборных процессов в республике , появление санкционного списка может означать старт превентивных мер к возможному возврату экс-регионалов в донецкую политику. Не секрет, что хотя требование допустить к местным выборам «украинские партии» официальный Киев и озвучивает, шансы политиков майдана в Донбассе минимальны. С этой точки зрения отказ в участие «Свободе» или БПП – скорее акт гуманизма со стороны донецких и луганских властей, так население, скорее всего, начнет «благодарить» кандидатов за два года войны там, где поймает. И возможность убраться подобру-поздорову какому-нибудь единомышленнику Ляшка и Яроша не сможет гарантировать даже вся армия ДНР вместе взятая.
Другое дело «регионалы», тем более не верхушка партии, которых презирают за то, что они допустили майдан, а выдвинутые из их рядов опытные руководители предприятий и местные «крепкие хозяйственники». В особо проукраинских и антидонбасских инициативах этот класс за два года замечен не был, и хотя и на самом деле сделал немало для нынешних властей Киева, в сознании обывателя с майданом и оранжевыми политиками не связан.
Плюс, устойчивые ассоциации с довоенной жизнью, налаженным коммунальным бытом и внятной политикой на местах, чем, увы, могут похвастаться не все республиканские управленцы , станут весомыми аргументами для доверчивых избирателей. Положа руку на сердце признаем, что при грамотной кампании шансы у них неплохи, а уж что-что, а обеспечить политтехнологическую работу и финансирование «регионалы» способны. Так что подрезать им крылья на выборном взлете – было прямой задачей властей республики.
Вторая возможная причина введения санкций – экономическая. Сотрудничество республики и Украины «по серому» за почти два года исчерпало свои возможности, доведя в некоторых отраслях ситуацию до критического уровня накопления проблем. Например, Донецкая железная дорога , сотрудники которой уже четыре месяца не получают зарплату, и, главное, не видят перспектив восстановления стабильной работы предприятия без определения «статуса кво» заинтересованных сторон. Несколько иные, но сходные проблемы и в государственном секторе угольной отрасли, так как расчеты за уголь происходят не всегда своевременно и в полном объеме.
Это и другие маркеры, позволяют предположить, что с помощью санкций, пока в минимальном объеме, руководство республики попытается оказать давление на крупный украинский бизнес. Въезд в республику собственникам корпораций, конечно, не особо нужен, но намек на то, что следующее ограничение будет посерьезней достаточно прозрачен. Запас прочности республиканских предприятий исчерпывается, а пользуясь войной и не признанностью республики, собственники стараются минимально реинвестировать в производство, выжимая максимум прибыли и экономя на платежах в местные бюджеты. Такое положение дел не может устраивать власти и население, так как чревато значительным промышленным спадом и усилением депрессивности городов в уже очень недалеком будущем.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции