Читать
Закрыть
Федор Золотов - 24 апр 20:47  Версия для печати

Глобализм побеждает, но выигрывает ли?

Глобализм побеждает, но выигрывает ли?

В мировой политике Париж – не законодатель мод, но внимание к французской президентской кампании в этом году не меньшее, чем к недавней американской. По итогам первого тура обозреватели отмечают раскол во французском обществе, а политологи – кардинальное изменение мировых общественных процессов.

Наибольшее число голосов в первом туре выборов набрал экс-министр экономики, лидер движения «Вперед» Эммануэль Макрон 23,75%. На втором месте глава правого движения «Национальный фронт» Марин Ле Пен — 21,53%. Лидировавший в соцопросах в начале кампании победитель праймериз в партии «Республиканцы», экс-премьер Франции Франсуа Фийон набрал всего 19,94%, а лидер движения «Непокорившаяся Франция» социалист Жан-Люк Меланшон, вошедший в четверку лидеров незадолго до дня голосования — 19,62%.

Как отмечают эксперты, рейтинг Меланшона стабильно рос и пройди голосование на неделю-другую позже, возможно, расклад сил был бы иной. Но, видимо, штаб политика неверно рассчитал сроки кампании, и теперь если он и способен повлиять на выборы, то только поддержав одного из победителей. Что касается Фийона, то вопреки всем «демократическим традициям», с ним злую шутку сыграла правоохранительная система, подозрительно вовремя обнаружившая нарушения в трудоустройстве супруги экс-премьера в качестве его помощницы. Более того, после оглашения результатов голосования призвал сторонников поддержать во втором туре своего оппонента Эммануэля Макрона. Это, кстати, позволило некоторым обозревателям предположить наличие неких договоренностей между Фийоном и действующей властью, в партию которой не входит, но чьим приемником, по сути, является «кандидат №1».

Стоит обратить внимание, что результаты голосования в большинстве европейских СМИ охарактеризовали как свидетельство разобщенности французского общества. Кроме того, что объединить большинство общества не смогла ни одна из программ и идей кандидатов, социологи утверждают, что население Франции расколото по территориальному и социально-экономическому признакам. Так, по данным The New York Times, либерала Маркона поддержали жители крупных городов и экономически благополучных регионов, таких как Париж и Бордо. За Ле Пен проголосовала бедная провинция – северные регионы, где высок уровень безработицы и низкие доходы.

Немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, проводит параллель с прошлой кампанией, и утверждает, что набранное победителем количество голосов не позволило бы ему пять лет назад протий во второй тур. Но объединять электорат фавориты нынешней кампании не спешат, скорее наоборот, активно противопоставляют своих сторонников оппонентам. «Я хочу через две недели стать вашим президентом, президентом всего народа Франции, президентом патриотов перед угрозой националистов», - заявил победитель первого тура Эммануэль Маркон, предельно просто очертив новую линию противостояния.

У Ле Пен в свою очередь призывают объединиться тех французов, кто выступает против глобализации. «Гражданам страны предстоит выбирать между государством без границ, массовой конкуренцией и массовой миграцией, с одной стороны, и защищенной Францией — с другой», - заявила Марин.
Глобализм побеждает, но выигрывает ли?
«Банкротство классической политической модели, основанной на противостоянии правого и левого центра, кандидаты от этих системных сил остались за бортом второго тура, - охарактеризовал французские выборы в блоге на Facebook журналист и политолог Александр Васильев. - Окончательная кристаллизация нового противостояния «популистов» с «глобалистами». Для того, чтобы остановить популистов (как справа, так и слева) силам глобализма приходится самим выходить на авансцену, из-за спин системных политиков».

С ним согласен и французский философ Ален Де Бенуа, который назвал второй тур «референдумом о глобализации», а фаворита Макрона – «консолидацией правящих элит, преданных идеалам глобализации». «Они поняли, что необходимо объединиться, чтобы бороться с «популизмом народа», - цитируют Де Бенуа СМИ.

«Референдум», как его назвал философ, состоится уже 7 мая. Большинство экспертов считают, что при имеющемся диаметрально противоположном выборе, более вероятна победа Макрона. Хотя, по мнению некоторых специалистов, она все же не очевидна, и многое зависит от того, как проголосуют сторонники выбывших кандидатов. Стоит напомнить, что всех троих противников победителя есть общие пункты программы, которые потенциально способны дать правой Ле Пен дополнительную поддержку от левого и центристского электората. «Первое неизвестное — это как себя поведет электорат Меланшона, который, конечно же, весьма неблагоприятно относится к Ле Пен, но также и к Макрону, — отмечает заместитель руководителя исследовательского института общественного мнения IFOP Фредерик Даб. - Второе неизвестное — это как поведут себя сторонники Франсуа Фийона, избиратели правого спектра, которые полагали, что президентские выборы были уже выиграны, которые очнулись и находятся в состоянии, близком к похмелью».

В общем, шансы у «Национального фронта» остаются, но в целом надо признать, что уроки из Brexit и кампании Дональда Трампа сторонниками глобализации были извлечены более чем успешно, и Париж с высокой долей вероятности на ближайшие годы остается в обойме Брюсселя и НАТО. В ходе кампании кандидаты, конечно, используют любые приемы для привлечения голосов. Тот же Макрон, в частности, чуть ли не в унисон со своими «пророссийскими», оппонентами заявлял о необходимости восстановления отношений с Россией. Но принципиально либерал и глобалист из движения «Вперед» от уходящего Олланда, исправно потакавшего антироссийским пожеланиям ЕС И США, решениям брюссельской бюрократии и «берлинскому гостеприимству фрау Меркель», закончившемуся миграционным кризисом по всей Европе, ничем не будет отличаться. А значит, запрос на перемены, продиктовавший одновременный рост популярности представителей и правых, и левых политсил, останется во многом нереализованным. А противоречия, как внутри Франции, так и в самом ЕС, не решенными, и накапливающимися.
Глобализм побеждает, но выигрывает ли?
«От подобной победы (Макрона или Фийона – прим. ред.) ни Франция, ни Германия, ни Европа вообще ничего не выиграют, — писал накануне выборов обозреватель Die Welt Клаус Гайгер. - ЕС просто получит в подарок пять лет до следующих президентских выборов. За это время избиратели захотят увидеть, чем Евросоюз лучше национального государства… Если ЕС останется таким же слабым, то поражение Ле Пен в 2017 году станет лишь шагом к ее триумфу в 2022-м».

Франция – одна из ключевых стран Евросоюза, и с выходом из ЕС Великобритании, ее роль только увеличится. Однако, судя по французскому обществу, играть роль глобального драйвера оно не готово, и не прочь сосредоточится на собственных делах, хотя и боится чрезмерно радикальных перемен, которые могла бы попробовать реализовать Марин Ле Пен. Если предположить, что подобные настроения царят и в других странах, а на это недвусмысленно намекает рост рейтингов евроскептиков в ряде стран, то, вполне возможно, что об «экспансии на Восток» ЕС забудет на долгие годы. А судьбу «украинского проекта» европейцы с удовольствием передадут на полное попечение партнерам по коллективному Западу. Так что, расхожее суждение, что урегулирование конфликта в Донбассе зависит от некой «сделки» между США и Россией, возможно, имеет под собой как минимум одно практическое обоснование – Европе все больше становится не до проблем за ее восточными границами, уследить бы, чтоб границы опять не появились внутри.

Другой вопрос, условия оформления «сделки». Увы, но совершенно не исключено, что «торги» окажутся в виде вооруженного конфликта той или иной степени интенсивности. Кстати, с этой точки можно рассматривать и активизацию на Украине подчиненных США местных антикоррупционных органов, перетряхнувших на той недели киевский политический бомонд. Вполне вероятно, что помимо пресечения разворовывания кредитов от «американских налогоплательщиков», Вашингтон таким образом банально проверяет управляемость, и мобилизует свой актив перед новой фазой противостояния, задача которой – просто поднять стоимость «товара» прежде, чем ударить по рукам.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »