Читать
Закрыть
Павел Климов - 26 апр 17:18  Версия для печати

По-свински. Почему с чумой свиней решили бороться лишь сейчас?

По-свински. Почему с чумой свиней решили бороться лишь сейчас?

Вот уже третий месяц в донбасском сегменте социальных сетей, не утихают споры о справедливости запрета на ввоз мяса свинины и живых свиней с территории Украины, наложенного властями Донецкой Народной Республики еще в феврале нынешнего года. Африканская чума свиней – явление, безусловно, опасное. Но почему-то особенно – накануне майских праздников.

2 февраля 2017-го года, на специальном заседании Межведомственной комиссии, во главе с первым замминистра агропромышленной политики и продовольствия ДНР Дмитрием Конаковым, был разработан комплекс мер по предупреждению возникновения очагов распространения африканской чумы свиней. Мероприятие выдалось настолько серьезным, что участие в нем приняли все причастные структуры, включая таможенную службу, полицию и даже МГБ.

«Нельзя сбрасывать фактор дикой природы, но в тех условиях, в которых мы живем, наибольшую угрозу представляет та продукция, которая может поступить к нам из-за пределов Республики. Может быть, кому-то это покажется утопией, но нельзя сбрасывать со счетов и еще один фактор — простое вредительство. Мы должны скоординировать свои действия, чтобы данного вида заболевания не было у нас в Республике», - заявил тогда Конаков.

Речь, напомним, шла о том, что, по информации специалистов управления ветеринарного контроля и надзора, в Славянске и на территории Харьковской области были зафиксированы случаи распространения африканской чумы свиней (АЧС). В то же время, меры карантинного характера, по мнению здешних экспертов, оказались не слишком эффективны. К тому же способов лечения данного заболевания свиней, до сих пор не существует.



Таким образом, во избежание распространения АЧС на территории Донецкой Народной Республики, был наложен строгий запрет на ввоз живых свиней, мяса и других продуктов свиноводства с территории Украины. И, разумеется, строгий контроль на местах.

Общественность, как обычно, отнеслась к такому шагу с пониманием. В конце концов, в условиях войны и продовольственной блокады, устроенных официальным Киевом, для полного «счастья», республики не хватает лишь эпидемии поголовья свиней.

Вместе с тем, чего уж грех таить, жизнь среднестатистического дончанина ныне бесконечно далека от сытой и безмятежной. О размерах зарплат и пенсий, на фоне растущих цен, сегодня не говорит только ленивый. Не говоря уж о проблемах с трудоустройством. Труднее всего, как обычно, приходится старикам, выживающим на по-настоящему нищенские минимальные пенсии.

По ним, как бы странно это ни звучало, в первую очередь, и ударил данный запрет. Ведь, когда речь шла о запрете на ввоз живых свиней, мяса и продуктов свиноводства, люди предполагали, что касается сие украинских предпринимателей, провозящих свои товары в обход «блокадников» или с уплатой взяток на блокпостах ВСУ.



Их выгода, в данном случае, ясна. Донецкие цены на многие товары резко увеличились в тот момент, когда официальный Киев объявил блокаду и продукты стали завозить из России, Белоруссии, а также других государств, где уровень доходов населения значительно выше. В этом смысле, украинским предпринимателям, само собой, было куда выгоднее реализовывать свои товары в ДНР, где цены на свинину, в среднем, почти в два раза выше, чем на Украине.

Однако же, на практике, запрет спровоцировал крайне неприглядную ситуацию. Многие донецкие пенсионеры, дабы хоть как-то поправить свое материальное положение, проделывают трудный путь и получают пенсии на территориях, подконтрольных Киеву. Там же, по более низким ценам, они закупают продукты впрок. Не любые, конечно, а лишь те, что дешевле. В данный список, например, входят свинина и различные продукты свиноводства.

Если ранее, главной проблемой были украинские блокпосты, где у без того небогатых людей зачастую отбирали последнее, то ныне так поступают уже свои. Причем, на абсолютно законных основаниях.



Отбирают те несчастные килограмм или два мяса и батон свиной колбасы. Да не просто так, а с протоколом изъятия и прочими формальностями. При этом, некоторые люди жалуются, что правила частенько «меняются» и, помимо запрещенной свинины, конфискуют и другие продукты. А некоторые даже утверждают, что предпринимателей, машины которых забиты такой опасной украинской свининой, пропускают без проблем. Впрочем, доказательств тому, как правило, не приводят, а бездоказательные обвинения в коррупции – дело бессмысленное и даже вредное. Вместе с тем, выявление подобных фактов – задача не граждан, а компетентных органов.

В общем, запрет, как обычно, ударил по самым незащищенным категориям граждан, а вовсе не по тем, кто умудряется взвинчивать цены даже в столь непростое для государства время. Быть может, в более сытые времена, на данную инициативу просто закрыли бы глаза. Вирус есть вирус и ничего тут не попишешь. Но, в сегодняшней «полуголодной» ситуации, у людей возникают неудобные вопросы, ответов на которые никто не дает.



Во-первых, не совсем понятно, нужны ли столь жесткие меры или все же есть возможность более гибко регулировать этот вопрос? Например, обязать поставщиков предоставлять сертификаты качества, товарный чек и прочую соответствующую документацию? Или, если уж совсем никак, то, в качестве меры, балансирующей цены, можно бы уменьшить таможенные пошлины на ввоз свинины из Российской Федерации.

Опять же, для человека, АЧС угрозы не представляет и, если на то пошло, то пара килограммов мяса, ввезенного для личного употребления на майские праздники, едва ли заразит местных свиней. И тут у граждан возникает вполне резонный вопрос: как же получается, что свинина и продукты из нее, которые продаются на территории Украины, как совершенно безопасные, становятся опасными при пересечении линии разграничения? Ведь у торговых сетей, где их обычно покупают дончане, имеются все необходимые документы.

Есть и другой нюанс. Вспышки африканской чумы свиней возникают на территории Украины с 2012-го года и по сей день. В 2015-м году, к примеру, украинские свиноводы также боролись с этой проблемой. Так в январе 2015-го года, Российская Федерация запретила ввоз украинских свиней на свою территорию, опасаясь распространения АЧС. А в ноябре 2016-го года, так же поступила Белоруссия. Впрочем, подобные запреты ситуативны, а потому накладываются и снимаются в зависимости от уровня угрозы. Однако же, власти ДНР объявили запрет только в феврале 2017-го. Выходит, что раньше угрозы эпидемии АЧС не было? Ведь до сегодняшнего дня, все соседние государства успели несколько раз наложить и снять запрет на украинскую свинину.

Все это заставляет местное население думать, что дело вовсе не в африканском вирусе, но в защите чьих-то бизнес-интересов. И подобные гипотезы на фоне всеобщей нужды, мягко говоря, идут не на пользу местным властям. Ситуацию подогревают и украинские СМИ, поднимающие местные инициативы на смех. Опасности, дескать, никакой нет, а людей мучают на блокпостах зазря.



При этом, только по данным на февраль нынешнего года, случаи африканской чумы свиней, если верить все тем же украинским СМИ, ссылающимся на Госслужбу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, были зарегистрированы в шести регионах. Так, АЧС была выявлена в Днепропетровской, Херсонской, Винницкой, Кировоградской, Полтавской и Харьковской областях.

Все это, к сожалению, не отменяет серьезной проблемы – огромной прослойке населения ДНР, свинина по республиканским ценам просто не по карману. А по украинским ценам, эти люди готовы покупать мясо лишь по праздникам. Но, вместо того, чтобы найти относительно бескровный выход из ситуации, государство ставит палки в колеса малоимущим гражданам.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »