Говорит лидер

Мы не думали предусмотрительно о том, чтобы когда-то иметь возможность сказать - мы не хотели войны, - и не накапливали аргументы...
26 мая, 19:01
Читать
Закрыть
Федор Золотов - 12 июл 18:50

Воевать или нет: как Вашингтон скажет

В администрации Петра Порошенко сообщили, что согласовывают с США отложенный до осени законопроект «Об особенностях государственной политики по поводу восстановления территориальной целостности и суверенитета». Официально текст опубликован не был, так что, похоже, его реальное содержание будет дорабатывать Белый дом. Захочет – впишет в контекст «большой сделки» с РФ, нет – подольет масла в огонь конфликта.
Обострение отложено на осень. Такое предположение делает ряд экспертов, исходя из того, что обещанный «ястребами» законопроект с рабочим названием «О деоккупации Донбасса» не стали рассматривать на заседании СНБОУ. Стоит напомнить, что информация о документе в СМИ вбрасывалась в период подготовки геополитических игроков к саммиту «двадцатки» крайне ограниченно, а официально проект так и не был опубликован, что позволяло политикам анонсировать его в разных плоскостях, исходя из того, на внешнюю или на внутреннюю аудиторию адресовывался мессидж.Так, «президент мира» Петр Порошенко намекал, что речь идет исключительно о реинтеграции мятежного региона. Не связанные же подписью под «минском» инсайдеры уверяли общественность в противоположном – переводе конфликта в статус войны, со всеми вытекающими последствиями. А так как субъектность Украины даже в войне, которую она ведет, понятие весьма туманное, это позволило некоторым экспертам предполагать, что угрозы Киева принять некий документ о конфликте адресованы в большей степени западным кураторам, нежели восточным оппонентами или северным соседям.
Как сигнал поняли на Западе неизвестно, но без внимания его точно не оставили. После знакомства президентов США и России в Гамбурге, Киев посетили сразу два высокопоставленных западных представителя: госсекретарь США Рекс Тиллерсон и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

В официальных речах заокеанская поддержка украинской власти была подтверждена, хотя и без желаемой однозначности. Гости болезненно намекали на избыток коррупции и нехватку реформ, а курс на вступление в НАТО, который в Киеве пытаются проложить в замен исчерпанной евроинтеграции, и вовсе оказался слишком дальней перспективой, чтобы записать его в победы режима. Кроме того, следить за «успехами» хозяев, в первую очередь, в процессе политического урегулирования конфликта, был оставлен специальный представитель Вашингтона Курт Волкер, что косвенно подтверждает уровень недоверия со стороны США к своим украинским партнерам.
Реакция принимающей стороны на такое массовое внимание западных партнеров вышла своеобразной. С одной стороны, визы для россиян, которые три года собирались ввести, так и не ввели, ограничившись перечнем дополнительных бюрократических процедур, с другой – «закон о войне» все же поставили на паузу. Как прямо заявил заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев – до согласования с западными кураторами украинского проекта.

«Сейчас мы по поручению СНБО работаем в контакте с нашими ключевыми партерами, прежде всего – США, Германией, Францией, чтобы с ними скоординировать этот проект. Мы уже получили первую обнадеживающую реакцию со стороны партнеров», – сообщил чиновник, подчеркнув, что документ направлен на политический способ урегулирования и основан на «Минских соглашениях».
И в тот же день в интернет был слит черновик документа. Согласно ему, больше верится в предыдущий инсайд из фракции БПП, из которого следует, что речь в законопроекте идет скорее не о «минском», а о «хорватском» варианте развития событий. Об этом свидетельствуют такие юридические нормы, регулируемые законопроектом, как военное положение, право Порошенко использовать ВСУ и любые силовые подразделения на территории Донецкой и Луганской области под размывчатым предлогом «защиты территориальной целостности», статус «оккупированных территорий» и «усиление обороны» и т.п. Все это на практике означает эскалацию конфликта и дальнейшее ущемление прав населения Донбасса. Кстати, на том же заседании СНБОУ поддержал выделение ВСУ дополнительных 168 млн. долларов, что, в общем-то, тоже неприкрыто намекает на силовой вариант развития событий. Преамбула же документа и вовсе напоминает акт объявления войны России. Впрочем, черновик, еще и слитый в СМИ – это не законопроект, и уж тем паче не закон и слово за «партнерами».

«В отличие от сирийского кейса, по украинскому Путин и Трамп пока не достигли итогового соглашения в Гамбурге. Тренд этой ситуации – ценность Украины в глазах Запада падает, и ничего Петр Порошенко не может с этим сделать. Проблема пока в цене, - комментирует «американский десант» в Киеве российский политолог и публицист Геворг Мирзаян. - Путин не хочет покупать за ту цену, которую пока оглашает Трамп. Что нужно сделать Трампу? Для начала, доказать, что контролирует актив, который хочет продать».
К мнению, что Украина все же будет возвращена в российскую зону влияния, склоняется и экс-министр экономики Украины Виктор Суслов. По его словам, поддержка Западом Украины на данном этапе может вестись исключительно для усиления собственных переговорных позиций с РФ.

«Украина сможет сыграть огромную роль в усилении давления на Россию и усилении позиций Запада. Мы еще нужны. Пока нас не обменяли на какие-то другие жизненно важные интересы США и не вернули в зону влияния России, - говорит он в интервью украинскому изданию «2000». - Для РФ Украина важнее, чем для США. Возможность такого решения — ночной кошмар нынешней украинской власти. Если оно состоится, это станет личной трагедией для очень многих представителей украинской элиты, которых политологи и журналисты удачно определили как «партию войны».
Без боя эта «партия», после того, что натворила за последние три года, очевидно не сдастся. Судя по упомянутому черновику, киевской власти более необходима война, чем мирное урегулирование. Как минимум, до получения собственной доли в «сделке» в виде гарантий безопасности и неприкосновенности капиталов. Так что, несмотря на вассальное по тональности заявление Киева о согласовании собственного законопроекта с партнерами, в том, что контроль все же будет установлен, некоторые эксперты сильно сомневаются.

«Что касается заявлений Порошенко и его администрации, я считаю, что цена им ноль копеек, он ничего не решает до тех пор, пока его не вынудят в этом плане что-то сделать. Будет ли вынуждать Волкер? Пока неясно. Мне кажется, что быстро мы это не узнаем. Скорее всего, это перенесется уже на осень, - предполагает директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. - Но я не исключаю, что миссия Волкера может быть эффективной. Во всяком случае, он уже проявил себя как человек достаточно решительный и конкретный. Он уже заговорил о таких вещах, о которых обычно американцы не говорят: что надо учитывать интересы людей, говорящих на другом языке, например. Такие его слова говорят о том, что все-таки он получил от Трампа какие-то указания действовать продуктивно. Насколько ему это удастся, пока говорить сложно».
В общем, сделки, как и предполагалось, пока нет, как нет и ее общих контуров. Запад пытается сменить манеру управления украинской колонией. Киеву терять особо нечего, и он или попробует выторговать гарантии от США, или пойдет ва-банк в Донбассе, в расчете, что партнеры не смогут резко поменять курс с поддержки Украины на осуждение киевской агрессии. А Россия продолжает выжидать.
С одной стороны, конечно, тактику Кремля можно толковать как уверенность в основательности собственной переговорной позиции. С другой, приверженность официальной Москвы «минским соглашениям» и благодушная риторика о скорейшем завершении конфликта давно играет не в пользу пророссийских настроений в ЛДНР. В Донецке и Луганске аргументы о «безальтернативности Минска» прослушиваются исключительно под артиллерийскую и стрелковую канонаду, а потому воспринимаются весьма скептически. Плюс, внутренняя обстановка в республиках, искусственно замороженная до принятия политического решения, давно не производит впечатления здоровой, и грозит если не социальным взрывом, то ростом общественного недовольства и кризисом доверия как к местным властям, так и к Москве.
На остальной территории Украины многолетнее игнорирование РФ ущемлений прав русских и русскоязычных, отсутствие убедительно жесткой реакции Кремля на оскорбления со стороны официального Киева и выходки радикалов сторонников России тоже не добавляет. А ведь как утверждает тот же Геворг Мирзоян, интерес России в «минских соглашениях» - это как раз Украина послевоенная, которая должна стать государством нейтральным, с разными центрами силы, ориентированными как на Запад, так и на РФ. Конечно, большая геополитика и чаяния простых людей – вещи слабо соотносимые, но если между сверхдержавами дело все же идет к торгу, то выходить на него стоило бы с более акцентированной позицией. Если не по самим «предметам обмена», то хотя бы по желаемому результату. Поделиться в соцсетях:
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Новости