Читать
Закрыть
Федор Золотов - 24 июл 15:09  Версия для печати

Война и санкции: США погружаются в конфликт на Донбассе

Война и санкции: США погружаются в конфликт на Донбассе

Пока в США готовятся расширить антироссийские санкции за счет европейской энергетики, спецпредставитель Вашингтона лично убедился, что в Донбассе идет настоящая война. Ценное озарение на четвертом году конфликта, которое наверняка будет иметь далеко идущие последствия.

Украина, как площадка для выяснения геополитических отношений между США и Россией, может ненадолго вернуться на первый план. Об этом свидетельствуют главные новости минувших выходных: в Вашингтоне завершается процедура расширения антироссийских санкций, состоялся визит спецпредставителя США на Украине Курта Волкера в подконтрольную ВСУ часть Донбасса.

В зону боевых действий чиновник приехал «чтобы ознакомиться с деталями данных событий». Впечатления, насколько можно судить по цитатам в СМИ, получились двойственные. С одной стороны, штаб АТО пересказывая слова гостя, ручается, что тот видит свою главную задачу в «восстановлении целостности и суверенитета Украины», которую американец, оказывается, помнит как «цветущее государство».

С другой, привлекает внимание констатация Волкером того факта, что конфликт не выглядит замороженным, тут идет полноценная война, за которую стороны платят человеческими жизнями. Разумеется, от Волкера нельзя требовать абсолютной осведомленности, лично спецпредставитель назначен всего пару недель назад, но все же признание войны войной из уст американских кураторов – ход любопытный. Особенно если не забывать о непосредственном участии Госдепа в событиях на майдане, логичным продолжением которого и стала гражданская война.

«Мы хотим, чтобы США были более задействованы (в вопросе разрешения конфликта в Донбассе — ред.)… Мы хотим выработать стратегическое понимание этого конфликта, чтобы была возможность двигаться далее, восстановить территорию», — сообщил Волкер на пресс-конференции, и заверил, что итоги его поездки получат широкое обсуждение. Правда, в основном на Западе: в Вашингтоне, ЕС, НАТО, ОБСЕ, а также с представителями «нормандской четверки» и, почему-то с британскими дипломатами, хотя Великобритания, как и США, официально не входит ни в один из форматов политического урегулирования.

Что же касается встреч со второй стороной конфликта, то есть с республиками Донбасса, то общее пожелание о необходимости таковой озвучено было, но конкретных предложений Донецк не получал. Более того, как обращают внимание обозреватели, пока не известно, когда новый уполномоченный Вашингтона намерен посетить третьего гаранта «Минска» - Москву. Поэтому думать о том, что США переходят сами и переводят подопечных из режима провокаций в режим полноценного диалога, преждевременно.

Это, кстати, наглядно иллюстрирует заявление Петра Порошенко, сделанное в тот же день. Президент Украины накануне телефонной беседы в «нормандском формате» заявил, что будет настаивать на немедленном прекращении огня в Донбассе, а в случае отказа – грозил России усилением санкций. Западных, разумеется. Чем же еще грозить главе независимого государства?

Впрочем, украинская «независимость», как и ее всесторонняя поддержка всем «цивилизованным миром» давно и справедливо больше относится к фигурам речи, нежели к политическим реалиям. В них Украина продолжает играть сомнительную роль повода и площадки для геополитических разборок. Причем не только коллективного Запада с Россией, но и между Старым и Новым светом.

Новый пакет, напомним, готовился в Вашингтоне давно, но на месяц застопорился в Палате представителей из-за разногласий американского политикума в отношении полномочий президента США в вопросе наложения или снятия санкций. Консенсус между сенатом, Палатой представителей и администрацией президента дозрел как раз к 22 июля, есть все основания предполагать, что 25 числа окончательное голосование будет положительным. «Изюминка» в нем, по сути, одна – декларация намерений США противодействовать реализации проекта «Северный поток-2». А это, как ни крути, удар далеко не только по интересам России как поставщика, но и ЕС как потребителя.

Пока в Америке шлифовали формулировки законопроекта, в Европе оценивали его «газовую составляющую» и, как сообщает газета The Financial Times, подготавливали соответствующие ответные действия. Кстати, стоит обратить внимание, что инициатива такой реакции исходит из Брюсселя, а не из Берлина и других стран, чей бизнес уже вложился в проект. Ранее, напомним, именно наднациональные органы ЕС оказывали противодействие потокам, в то время как власти той же Германии выступали на стороне компаний. Теперь же защищать европейские интересы от американских антироссийских санкций намерены в Еврокомиссии. По данным издания, ее глава Жан-Клод Юнкер подготовил два варианта противодействия. В одном из них предлагается «потребовать от президента Дональда Трампа публичное или письменное заверение», что вводимые санкции не будут затрагивать интересы ЕС и противоречить им. В другом - «признать недействительными на территории Евросоюза те ограничения Вашингтона, которые не соответствуют политике и интересам европейских стран».

«Брюссель должен быть готов к действиям в ближайшие дни, если санкции США будут приняты без учета обеспокоенности ЕС», - цитируют Юнкера СМИ. Беспокойство Европы к защите интересов России отношения не имеет. Все прозаичней и было оглашено самим Трампом во время визита в Польшу. «Мы экспортеры энергоресурсов. Если вам понадобятся энергоресурсы, позвоните нам, мы готовы заключить дополнительные контракты в любое время», - американский лидер практически сделал восточноевропейским странам «предложение, от которого нельзя отказаться». В Берлине и в Брюсселе его услышали, а хватит ли у «ведомых» европейцев амбиций отказаться от навязчивой опеки партнера – покажут ближайшие дни.

В любом случае «дипломатический стиль» новой американской администрации становится узнаваемым, хотя от этого ни союзникам, ни оппонентам не легче. С одной стороны, как отмечают некоторые эксперты, бесцеремонное вмешательство Вашингтона в европейские газовые дела делает Европу ситуативным, но союзником России. С другой, очевидно, что подобное вынужденное партнерство в лучшем случае позволит «Газпрому» спокойно достроить «Северный поток-2». К нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном, а именно они в последние годы являются источником глобального, напряжения, это точно не ведет.

«Если Трамп подпишет закон о санкциях, своих врагов он не успокоит - они жаждут импичмента. Но нанесет двойной ущерб - и отношениям с Россией, и с ЕС», - отмечает в Twitter российский сенатор Алексей Пушков, повторяя, по сути, распространенное мнение, что Трамп, таким образом, вынужден маскировать свою пророссийскость. Правда, оснований для подобного оптимизма в действиях новой администрации Белого дома все меньше, скорее наоборот, так как санкции сами по себе явление недружественное. А в данном случае США неприкрыто пытаются наступить на «любимую мозоль» Москвы в Европе и обещает, устами Волкера, «больше участвовать» в донбасском конфликте.

У высокой политики, конечно, свои правила и маневры, но подобная «маскировка» непосредственно для самого Донбасса может оказаться полноценной дымовой завесой от артиллерийских залпов. Хотя, стоит признать, что честное признание американским дипломатом войны – войной, кроме рисков эскалации, может принести и вполне конструктивный посыл. Эвфемизмы сторон «минский процесс», «АТО», «агрессия» и прочее перестают справляться даже с ролью «фигового листка», который должен был бы придавать ситуации некое подобие демократических приличий. И, возможно, возврат «высоких договаривающихся сторон» к дефинициям «горячей войны», в которой каждый из геополитических центров имеет собственные интересы, способен положение если не разрешить, то хотя бы оздоровить.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Новости
Больше новостей »