Читать
Закрыть
Федор Золотов - 31 июл 19:16  Версия для печати

Глобальная «мексиканская дуэль». Весь мир оказался под прицелом взаимных санкций

Глобальная «мексиканская дуэль». Весь мир оказался под прицелом взаимных санкций

Не успел вступить в силу обновленный пакет американских санкций против России, Ирана и КНДР, как в Вашингтоне вспомнили о Китае и Венесуэле, друзья США на Ближнем Востоке – о Катаре. В ЕС готовятся защищать собственные рынки от союзников, симметричные ответы готовят и в других столицах. Политические ограничения – это инструмент, применение которого не остается без ответа. Градус глобального геополитического напряжения снижаться не намерен.

В отличие от предыдущих секторальных пакетов, принимавшихся в президентскую каденцию Барака Обамы при полном консенсусе американских и европейских политиков, новый билль S.722, который уже больше месяца проходит бюрократические процедуры, будоражит экспертов и обывателей по обе стороны Атлантики. Так, дипломаты обращают внимание, что объединение в один пакет проблем взаимоотношений США с Россией, Ираном и КНДР – решение не типичное, и скорее основывается на поисках компромисса среди американских политических лагерей, нежели на реальной связи между этими странами. Политологи предлагают обратить внимание на то, что во внешнеполитическом акте американские политики попытались решить собственные внутренние разногласия, урезав президентские полномочия в сфере ввода и снятия санкций. А экономисты приводят аргументы о степени жесткости очередных ограничений и рисках, которые те могут создать для «Северного потока-2» и других проектов. Сомнений в том, что документ вступит в силу, почти не осталось, но окончательные экспертные оценки все же стоит ждать после того, как новый закон заработает.

В любом случае, сам по себе конкретный документ в сложившейся геополитической обстановке меняет не многое. В том, что после смены власти в Вашингтоне, курс США не станет пророссийским, многие не сомневались еще в период избирательной кампании. И прошедшие полгода после инаугурации Дональда Трампа эту убежденность только укрепили. Итак, антироссийским санкциям быть. Но значительно интересней, что не только антироссийским.

На фоне завершающегося процесса усиления санкций против Москвы, в «пакет» с которой попали дополнительные ограничения против Тегерана и Пхеньяна, в Вашингтоне заявили о намерениях ввести санкции против Китая, который якобы недостаточно сдерживает попытки КНДР создать ядерное оружие. Как сообщает издание Politico со ссылкой на собственные источники в Белом доме, окончательное решение по данному вопросу будет принято уже на этой неделе.

На Ближнем Востоке произошел, похоже, очередной поворот в отношениях местных друзей Вашингтона. Напомним, в июне, вскоре после визита Дональда Трампа в регион, ряд арабских стран назначил Катар «крайним за терроризм». Стране был выставлен ультиматум из тринадцати пунктов, а до его выполнения – временный разрыв отношений и блокада сухопутных границ. В середине июля BBC сообщила о потенциальном урегулировании кризиса - представители Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Египта сообщили, что готовы удовлетвориться уже не тринадцатью, а всего лишь шестью общими принципами. Но что-то пошло не так, и одновременно с Западом о собственных экономических и политических санкциях в отношении соседа заговорили те же вышеупомянутые страны Персидского залива.

Еще один потенциальный фронт санкционных атак США – Венесуэла. До недавнего времени страна оставалась оплотом социализма в Латинской Америке, но преемник многолетнего лидера Уго Чавеса Николас Мадуро сохранить стабильность власти очевидно не сумел. В стране глубочайший политический кризис со всеми признаками разгорающегося гражданского конфликта. Прошедшие в этих условиях выборы даже неспециалисту покажутся не слишком прозрачными. Но намерение Госдепа ввести в связи с этим санкции в отношении базовой отрасли местной экономики – нефтедобычи, тем не менее выглядит двусмысленно. С одной стороны, чем для стран заканчивается поддержка американскими политиками местных оппозиционеров, хорошо известно на целом ряде примеров. С другой, после заявления Трампа об «энергетическом доминировании Америки», санкции в нефтяной или газовой отраслях воспринимаются исключительно как бизнес-лобби высочайшего класса.

В общем, можно констатировать, что за исключением Африки и Австралии, в подобных баталиях пока особо не участвующих, Вашингтон в очередной раз взбудоражил весь цивилизованный и не очень мир. Без ответа подобные акции, естественно, не остаются. В Иране парламент уже проголосовал за пакет контрсанкций. В Москве обещают соответственным образом усилить действующие защитные меры. Даже Европа, оказавшаяся в некоторой мере заложницей американской антироссийской политики, все громче заявляет, что готова защищать свои интересы, в том числе и от союзников. «Существует возможность ответных санкций, Всемирная торговая организация это предусматривает», - заявила министр экономики Германии Бригитте Циприс, комментируя потенциальный ущерб немецких компаний от американских санкций.
Что касается анонсированный санкций в адрес Пекина, то соответствующих официальных комментариев пока нет. Но действие, как известно, порождает противодействие, и маловероятно, что Поднебесная по требованию Трампа решит собственноручно изменять сложившийся баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, да еще и не в свою пользу. Что же до возможных американских санкций в Латинской Америке, и вероятно согласованных с Вашингтоном действий на Ближнем Востоке, то дело даже не в реакции местных лидеров. Конфликты там уже имеются, и давление извне гарантированно не добавит стабильности регионам в целом.

В принципе, политика санкций, секторальных или персональных запретов, ограничений и прочего, далеко не нова и с разным успехом применяется множеством стран уже много лет. Но стечение нынешних обстоятельств, похоже, говорит о том, что из локального, точечного инструмента, санкции превращаются в масштабное оружие политического, и, конечно же, экономического мирового противостояния. Собственно второе сегодня все очевидней выходит на первый план, заставляя конкурировать такими не слишком честными методами даже таких давних партнеров и союзников, как США и ЕС.

Термин «холодная война» применяется не только историками, но и рядом обозревателей в отношении стабильно ухудшающихся российско-американских отношений последних лет. Геополитический конфликт по условной линии Запад-Россия, действительно существует, но одним направлением он уже не ограничивается. Похоже, мировая экономика, а вместе с ней и геополитика на пути в тупик существующей модели, за которым - неизбежный новый передел рынков, ресурсов и зон влияния. И как показывает история, один из наиболее действенных, а главное – неизбежных методов выхода из подобных стагнаций и тупиков – большая война. Лучший он, естественно, не для непосредственных участников, но об этом человечество в прошлые века не задумывалось, и не факт, что задумается нынче. С этой точки зрения, вполне вероятно, что складывающийся глобальный клинч санкционного противостояния – это подготовительная мера и первый ход в будущем всемирном военном смерче.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Знать